статья Заметки на полях классного руководителя
Данные сведения не претендуют на полноту исследования «болевых точек» взаимоотношений школы и семьи. Это выстраданный опыт, учительский и родительский, который может быть полезен школе в будущем.
Это заметки «длинною» в 20 лет…
Это много или мало для обобщения педагогического опыта классного руководителя? Скорее всего, кульминация. Грустная. Авторитет учителя падает, интерес к учёбе уменьшается, стена непонимания и взаимных претензий между учителями и родителями растёт.
Прагматизм современной школы не обошел стороной ни учителей, ни родителей. Подлинная проблема образования носит нравственный характер.
Почему человек становится педагогом? Для чего люди создают семью? И в браке, и в педагогической деятельности люди удовлетворяют свою потребность любить и быть любимыми, заботится о ком-то, чувствовать, что и о тебе заботятся. Ребёнок – смысл жизни и родителей, и педагогов. Тогда почему он страдает, родители переживают, учителя недоумевают?
Любой ребенок имеет право рассчитывать на семью, где его принимают таким, каков он есть, с его достоинствами и недостатками, любой ребенок имеет право рассчитывать на школу, как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем.
Эффективно обучать – значит серьёзно думать и об ученике, и о семье, и о школе. Без участия родителей школу не изменить. Единое видение семьи и школы на процесс воспитания даст возможность вырастить нравственную, гармоничную личность.
Но без психологических знаний, без советов специалиста было бы трудно обобщить результаты моего педагогического поиска. Поиска, который позволяет по-другому взглянуть на роль педагога, классного руководителя, семьи в совместном процессе воспитания многогранной личности, наделенной как умом, так и душой и сердцем.
Итак, мысли, советы, рекомендации, ориентиры…
Читайте, дополняйте и спорьте!
ПРИНЯТИЕ И ОДОБРЕНИЕ
Принятие ребёнка таким, каков он есть, даёт ему внутреннюю свободу для настоящего личностного роста.
В общении всё время надо давать знать ребёнку, что мы его видим, слышим, т.е. принимаем его. Ни одно сколько-нибудь полезное или доброе дело ребёнка не должно остаться без похвалы и одобрения. Плохо жить невидимкой, незамечаемым существом среди тех, кого ты любишь и ценишь.
РУКОВОДСТВО
Руководить действиями ребёнка, вести его по жизни - это значит отказаться от диктата и приказа. А что же делать? Помогать расти (не только физически, но и психически).
Глубже, прочнее действует на ребёнка пример поведения окружающих. Но больше всего - пример любимого и авторитетного человека. Поэтому спешите моделировать социальные навыки детей своим положительным примером. Всё услышанное, увиденное, пережитое в детстве откладывает свой отпечаток в душе и остаётся с человеком на всю жизнь.
ВНИМАНИЕ
Любому человеку, как ребёнку, так и взрослому, необходимо внимание. Для ребёнка оно обеспечивает надёжность, безопасность: «Я кому-то интересен, я что-то значу, я представляю из себя ценную личность».
Каждый из нас множеством нюансов своего голоса, позой, мимикой может сообщить другому очень значимую информацию. Каждый человек есть и передатчик информации, и приёмник, улавливающий её от других. Нам жизненно необходимо знать, что на все перемены, происходящие в нас, кто-то откликается, как эхо в горах.
УМЕНИЕ ХОРОНИТЬ СВОИ ПОТЕРИ
Что значит хоронить свои потери? Это возможность их «отработать», отреагировать на них. Когда мы имеем такую возможность, тогда мы растём в духовном смысле, совершенствуемся для встречи с новыми потерями. Это не пустая трата внутренних сил, она обернётся ещё большим выигрышем в смысле душевного роста, чем успех.
ПОДДЕРЖКА
Поддержка должна быть такой, чтобы не воспитатель, а воспитуемый был активно действующим лицом. Воспитатель же поддерживает усилия неокрепшей души в самореализации, в осуществлении лучших порывов. Истинное уважение к другому предполагает веру в то, что он многое может сделать сам. Главное - не заблокировать выход потенциальным возможностям человека. Это и есть поддержка.
ПРЕДАННОСТЬ И ДОВЕРИЕ
Детей нельзя обманывать. Необходимо выполнять свои обещания перед детьми.
Только маленькие, наивные дети бывают доверчивы ко всем. По мере взросления накапливается горький опыт разочарований, крушения надежд.
Нам хорошо только тогда, когда и нам доверяют и мы можем не опасаться довериться другим.
Доверие означает, что, с одной стороны, ваш друг никогда не злоупотребит вашими чувствами и вы можете не бояться их обнаружить, с другой стороны, что и вы никогда не будете злоупотреблять чувствами своего друга и он может свободно их выражать.
Доверие – это и невозможность причинять боль другу сознательно, намеренно.
Доверие строится постепенно, медленно и стоит очень дорого.
ДОСТИЖЕНИЯ
Ничто так не способствует успеху, как успех. Для развития личности необходимы определённые достижения. Только они и вселяют в человека веру в свои возможности.
Самое большое достижение для человека – это преодоление своих слабостей, совершенствование навыков, т.е. работа над собой.
Душа обязана трудиться, но в ней должно быть и место для гордости достигнутым. Не забывайте и сами себя поздравить с успехом.
Семья нужна школе, а школа – семье. Поэтому семья и школа должны помочь обрести дорогу к ребёнку, а значит, дорогу к себе, к счастью.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Дивейкина Ж. М. Заметки на полях классного руководителя // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/79500-zametki-na-polyakh-klassnogo-rukovoditelya (дата обращения: 22.12.2024)- Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста через комплексный подход использования начального технического моделирования и интеллектуальных игр
- Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
- Саусақ жаттығулары
- Юные посетители выставки ЭКСПО -2017
- Историческое эссе
- Развитие внимания у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи посредством игровых упражнений
- Презентация элективного курса Мировая художественная литература в контексте мировой художественной культуры для 10 класса