Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира через использование современных образовательных технологий

Выступление по теме: « Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира через использование современных образовательных технологий» по технологии « Печа – куча»

          Я,  Атаманова Е И, учитель начальной школы №19 им. В Казанцева.

 

Слайд №1

        Л.Н. Толстой говорил о том, что ученик учится хорошо, охотно, с желанием только тогда, когда ему интересно.

       В настоящее время  перед учителем стоит задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.

 

Слайд №2

         Для  активизации  познавательной и творческой активности школьника на  уроках окружающего мира, я  использую  приёмы и методы современных образовательных технологий на основе системно – деятельностного подхода. 

Они способствуют снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Слайд №3

      Интересно ребёнку тогда, когда он на уроке:

  • Моделирует и анализирует жизненные ситуации.
  • Участвует в проектной деятельности.
  • Вовлечён в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

       Поэтому, готовясь к уроку ,ставлю перед собой соответствующие  задачи.

 

Слайд №4

       Поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала  способствуют нестандартные формы проведения уроков.

  • Уроки-деловые игры
  • Уроки-соревнования
  • Уроки КВН
  • Театрализованные уроки
  • Уроки с групповыми формами работы
  • Бинарные уроки
  • Уроки творчества
  • Уроки-аукционы

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка.

Слайд 5

Приём « Удивляй»

       В своей практике, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности, я   использую приём

« Удивляй».  Это противоречивые факты, теории, мнения, чтобы вызвать недоумение ученика. Можно использовать загадки, сказки– любой интригующий материал, связанный с темой урока.

Так,  например, информация о « горящем» озере  Ильмень вызвало у детей огромное любопытство.

Слайд 6

Прием:   «Инфо – угадай-ка»

    

Частенько, при любой погоде
Люблю гулять я на природе.
Туда пойти всегда готов.
Его не тронул деда плуг.
Там был, и есть, и будет … (ЛУГ).

                       На доске лист ватмана.  У учащихся картинки, слова  по теме.  В ходе беседы дети помещают на луг все,  что хотят узнать по этой теме.

Составляется план изучения темы «Луг и его обитатели»

Слайд 7

Рассказ- предположение по ключевым словам.

Если начать урок со слов:

  • Папоротники
  • Хвойные
  • Водоросли
  • Мхи
  • Цветковые

- И спросить, о чем мы будем говорить на уроке?

 Выскажи свое предположение, используя эти слова.

Я думаю, что не все взрослые сразу смогут ответить, что  тема урока  «Разнообразие растений на Земле»

Слайд 8

Прием «Видящие руки»

Дети любят всё необычное, поэтому предлагаю с закрытыми глазами потрогать  предметы в мешочке , стараясь определить форму, материал. Можно даже понюхать.

       А потом высказать предположения , что там находиться и о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( О хлебе)

Составление плана урока.

Слайд 9

Приём «Яркое пятно»

     Этот приём  способен  «разбудить» самых флегматичных детей, т.к создаётся ситуация сопереживания.
   Эмоциональный настрой может быть достигнут с помощью музыкальных, художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения учителя. 
На экране появляется Земля. Звучит голос земли: 
«SOS! Я в беде! Я не в силах исправить всё зло, которое творит человек.

-Что должен сделать человек, который считает, Земля наш дом?

 

 

Слайд 10

Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”.

    Работа над вопросами,  устанавливающих  причинно – следственные связи. 

      Большинство детей обычно задают примитивные вопросы, при ответе на которые требуется лишь небольшое напряжение памяти.   

     Искусство задавать вопросы  — одно из базовых умений.

Ромашка Блума  позволяет научить учащихся обобщать материал, воспитывает внимание к деталям окружающего мира, учит выделять главное, обнаруживать проблемы, способствует эффективному пониманию текста.                    

Слайд 11

Приём “Шаг за шагом”.

 Тема : «Здоровый образ жизни»

Я попрошу вас встать.

- Здоровый образ жизни определяется следующими факторами:

 Шагаем на месте и  на каждый шаг называем  термин, понятие, явление .

ичная гигиена;   рациональное питание;  двигательная активность;  закаливание; отказ от вредных привычек.)

 

 

 

Слайд 12

Прием “Фантастическая добавка”

Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке.

Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.

 ДУЗЕМА - медуза          

 КУТИЛА -улитка

 РИВЕЧ -черви

 НОМИГОСЬ - осьминог

 МАЛЬКАР    - кальмар 

-Что объединяет этих животных?  ( они беспозвоночные животные)

- Запишите  интересующие вас вопросы по этой теме.

 Составление алгоритма деятельности.

 

Слайд 13

Мини- проекты

 Работа в группах.  Групповой метод формирует навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели. Учитель, опираясь на  коллективный диалог, выделяет среди учеников группы по степени усвоения материала и предлагает  выполнить мини –проект.

              Раздел «Ты и твое здоровье»

  • 1 группа – подготавливает загадки и рисунки о предметах личной гигиены
  • 2 группа – готовит сообщения по теме:«Из истории мыла»
  • 3 группа – находит материал по теме: «Когда появилась

зубная щетка?»

  • 4 группа – работает со справочной литературой по теме: «Из истории носового платка»
  • 5 группа – разучивает с учащимися комплекс дыхательной гимнастики, готовит рисунки о здоровом образе жизни

Слайд 14

Работа над кластером

   

      Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с новым материалом.  Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

    Научить составлять кластер можно при помощи карточки - помощницы:

 

Слайд 15

Приём «Древо мудрости»

        Учитель. Сегодня мы с вами своими руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте, текст ( инсерт).  Теперь каждый из вас должен написать  на листике трудный вопрос по этому тексту. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор.  Ученики  крепят вопрос к «дереву».

            Каждый по очереди подойдет к дереву, сорвет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на этот  вопрос. Остальные оценивают и вопрос и ответ.

 

Слайд 16

Прием « Пусть говорят»

Озвучиваю эпиграф урока и прошу учащихся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?»      .

Закличка на ярмарку..

Ярмарка огневая, яркая!

Ярмарка плясовая, жаркая!

Гляньте налево — лавки с товаром!

Гляньте направо — веселье даром

 -Можно ли ее назвать рекламой на старый манер?

- Можно по этим строкам понять суть русской ярмарки?

- Что такое русская ярмарка?

 

Слайд 17

Методика «ПОПС-формула»

Методика «ПОПС-формула»-рефлексивная техника.

 Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие собственное мнение в сжатой форме .

 П – позиция ( должно начинаться со слов: «Я считаю, что…».)

О – объяснение (или обоснование своей позиции) .Начинается со слов:

                             «Потому что …».

П – пример (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …».

С – следствие (или суждение) начинается со слов: «Исходя из этого, я  

                                                                             делаю вывод о том, что…».

Слайд 18

Приём  «Синквейн»

     Приём.Синквейн – быстрый, мощный  инструмент для рефлексирования, синтеза ,обобщения понятий,  информации  и развития речи.

     Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к изучаемой теме.

  • 1 строка- 1 существительное (Солнце)
  • 2 строка- 2 прилагательных  (  Какое?)
  • 3 строка- 3 глагола  (Что он делает? )
  • 4 строка- предложение   ( о Солнце )
  • 5 строка- 1 слово-резюме

(  Одно значимое  слово о Солнце)

Синквейн на тему Солнце

  • Солнышко
  • Яркое, жёлтое
  • Ослепляет, греет, ласкает
  • Сегодня солнце ярко светит.
  • Жизнь

 

Слайд 19

Приём « ХИМС»

Этот метод позволяет учителю быстро выяснить впечатления учеников по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют название метода:

  • – Хорошо…
  • – Интересно…
  • – Мешало…
  • –С Собой возьму…

 Каждый ученик должен, по - возможности, откровенно ответить на эти вопросы (написать на листочках), включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.

 

Слайд 20

Музыкальная арт-педагогика ( программа С. Лазарева)

Здоровьесберегающая технология.

Серия звуков «Тканевая вибрация» 

       Когда дети устают на уроке, я  использую метод музыкальной арт – педагогики, Это самое  универсальное средство развития и самовыражения, поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а на весь организм.      

Вы наверное устали. Давайте  отдохнём.

1. Звук «ев» - при насморке. Слово «ветер» позавывать, как ветер – в - в - в «слово» «в-в-в-в-в- ветер». 
2. Звук «з - з - з» -применять когда болит горло. Изображать насекомое, летящий комар, летает и кусает;, помахивая руками (крылышками), согнув в локтях, летать по классу, произнося звук и носиком покалывая кого догонят. 
3. Летит жук - «ж - ж - ж»- при кашле (приложите ладонь к груди и почувствуете мощный звук.

При произношении звука дети могут встать спиной к стене, во время пения можно поставить кулачки в бока и шевелить локтями, как крыльями). 
4. Звук «н» - это помогает снимать головную и зубную боль. 
 положить руку на макушку головы и очень высоким голосом произносить «н».

  • Низкий звук «м - м - м - м» - мычит корова. Если его произносить после еды, то лучше усваивается пища. Кроме того, м - особый звук. С него начинается слово «мама» (от живота).
    Произнесем звук, который не у всех сразу получается - «р - р - р».
    Представьте старый трактор на поле, все у него трясется и болтается.

 «Тр- тр - тр - тр» - делайте это упражнение в конце дня, чтобы снять усталость. Вот злится лев, напрягся всем телом «ар - р - р - р». 

Известно, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций ослабевает иммунитет человека, в результате - он чаще болеет.

Я считаю, что активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира во многом зависит от того, как  учитель владеет инновационными  методами обучения.  Очень важно искренне верить в себя и  в своих учеников.

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.
  • Веди ученика от собственного опыта к общественному.
  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ».
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
  • Учи анализировать каждый этап работы.
  • Критикуя, стимулируй ученика.

      

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (92.00 kB)
Автор:
учитель начальных классов МБОУ СОШ №19 г. Белгорода им . В. Казанцева
Дата публикации: 12.01.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Атаманова Е. И. Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира через использование современных образовательных технологий // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/79732-aktivizatsiya-poznavatelnoj-aktivnosti-uchashchikhsya-na-urokakh-okruzhayushchego-mira-cherez-ispolzovanie-sovremennykh-obrazovatelnykh-tekhnologij-po-tekhnologii-pecha-kucha (дата обращения: 18.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию