статья ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы обучения по формированию жизненных компетенций младших школьников с УО.
Ключевые слова: Интериоризация речи, критические периоды
Актуальность изучения социализации детей с умственной отсталостью определяется важностью влияния общества на всестороннее развитие человека.
Цель исследования: изучение процесса социализации детей, выявление трудностей социализации детей с умственной отсталостью, особенности речи детей, теоретическое обоснование, направленного на предотвращение нарушений процесса социализации.
Речевая деятельность человека осуществляется в соответствии с нормами, свойственными тому или иному языку на определенном этапе его развития.
У нормально развивающегося ребенка становление речи проходит ряд этапов:
1.Проиходит развитие фонематического слуха, формирование навыков произношения фонем родного языка.
2.Происходит овладение словарным запасом и правилами синтаксиса.
На первом году жизни ребенок произносит отдельные слова, с трех лет овладевает синтаксисом и грамматической формой слова, к семи годам заканчивается практическое овладение лексическими и синтаксическими правилами в устной речи.
3.Проиходит освоение семантики языка. Он совпадает по времени со вторым. Наиболее осуществляется в подростковом и юношеском возрасте.
В этот период совершенствуются и усложняются все функции, возникшие ранее.
Появляется интериоризация речи. Часто возникает короткая стадия, когда ребенок озвучивает мысли, возникающие в уме, и еще не может отделить внутреннюю речь от внешней.
В следующий период внутренняя речь становится инструментом словесно-логического мышления.
Интериоризация речи протекает успешно, если для этого взрослыми создаются необходимые условия.
Когда дети сталкиваются с ситуацией выбора, и им приходится самостоятельно решать какие-то жизненные задачи, беседуя с умным человеком (самим собой), взрослый должен выслушать их предположения и даже подсказать, поддержать морально, но ни в коем случае не предлагать готовых решений.
Интериоризация речи нарушается, если у ребенка нет никаких личных проблем, если родители, оберегая от сложностей жизни, не тренируют его самостоятельность. Некоторые просто не выносят активности ребенка, порицают за допущенные ошибки, требуют совершения действий только по своему указанию.
Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи - письменной речи. Таким образом, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка - от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств. Иными словами, влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но, прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.
Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.
В частности, ребенок должен:
- быть психически и соматически здоровым;
- иметь нормальные умственные способности;
- иметь полноценные слух и зрение;
- обладать достаточной психической активностью;
- обладать потребностью в речевом общении;
- иметь полноценное речевое окружение.
Общение является важнейшим фактором психического развития детей, так как в процессе общения с окружающими ребенок постигает и «присваивает» добытое людьми ранее, усваивает речь.
М.И. Лисина (1980; 1986) выделяет критерии, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже есть потребность в общении:
1) Внимание и интерес ребенка к взрослому (комплекс оживления).
2) Эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого.
3)Инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы привлечь внимание взрослого.
4) Чувствительность ребенка к отношению взрослого, в которой обнаруживается восприятие детьми той оценки, что дает им взрослый, и их самооценки.
Как уже говорилось выше, речь - одна из сложных высших психических функций, это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык - это система фонетических, лексических и грамматических средств общения.
Структурные элементы языка - фонетика, лексика, грамматика.
Особенности речевого развития младшего школьника:
1. Особенности словарного запаса.
В идеале у ребенка богатый словарный запас, он может правильно называть предметы, явления и подбирать к ним синонимы, свободно оперирует словами при высказывании, пересказе, изложении собственной мысли и т.д.
2. Объем высказываний и степень усвоения грамматической системы языка.
Высказывание достаточно развернуто, ребенок делает подробный пересказ, дает полное описание картинки, событий, может составить рассказ на предложенную тему; в своей речи ребенок использует как простые, так и сложные предложения, при этом предложения имеют полноценную структуру (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); у ребенка отмечается умение согласовывать части речи.
3. Особенности описательной функции речи.
Ребенок умеет объяснить (описать) способ осуществляемого действия.
4. Особенности планирующей функции речи.
Ребенок умеет рассказывать о предстоящем действии, деятельности.
5. Наличие определенных речевых умений и умственных действий при оперировании языковым материалом.
При оперировании языком требуются:
- умение самостоятельно озаглавить текст, картинку;
- умение выделить части текста
- умение сделать краткий пересказ текста;
- умение продолжить заданный фрагмент текста
- умение начать заданный фрагмент.
6. Степень усвоения фонетической системы языка.
Чистое произношение звуков, четкая дифференциация звуков при восприятии, свободное соотнесение звуков и букв при письме.
7. Связность логических высказываний.
Высказывания (пересказ, рассказ), логически выстроены, с соблюдением причинно-следственных связей, структурно оформлены.
Данные особенности представлены для детей высокого уровня психического развития и работоспособности.
Критические периоды развития речи:
Сензитивный, т.е. особо чувствительный как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. В этом сензитивном периоде речевого развития отмечаются и гиперсензитивные фазы речевого развития. Первая гиперсензитивная фаза относится к периоду от 1 года до 1,5 лет. В этот период, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения, происходит интенсивное развитие корковых речевых зон мозга.
Адекватное речевое общение взрослого с ребенком в этот период позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи.
Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится к среднему периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью, когда происходит переход от ситуативной к контекстной речи, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности: он много говорит, задает множество вопросов, активно общается с взрослыми.
Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 лет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста.
Это период, когда интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутренней речи во внешнюю.
Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий для возникновения нарушений речи; они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами - генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и др.
Таким образом, из всего выше сказанного мы ведем, что речь формируется на протяжении многих периодов и проходит ряд стадий. Если ребенку не помогать в развитии речи (взрослому говорить правильно, поправлять не правильное произношение ребенка, читать ребенку книжки и т.д.) то речь может запаздывать, или иметь определенные недоразвития, что может привести к коммуникативным нарушениям.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Касева К. В. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/79962-zakonomernosti-razvitiya-rechi-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.11.2024)- Польза физкультуры
- Использование компьютерной техники и Интернет-ресурсов – необходимое условие повышения эффективности обучения в ЦДТ
- СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
- Из опыта работы по гражданско-патриотическому направлению воспитания
- Приобщение детей к истокам народного творчества посредством искусства
- Роль античной философии в становлении научной рациональности
- Игровой подход в обучении детей английскому языку
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 13085 пользователей.
Отзывы