статья Игра на домбре как средство воспитания патриотизма в подрастающем поколении
Статья
«Игра на домбре как средство воспитания патриотизма в подрастающем поколении»
Сегодня в свете реализации программы «Рухани жаңғыру» как никогда актуален вопрос о введнии в школах уроков домбры. Изучив мнение людей в социальных сетях можно однозначно сделать вывод о том, что большинство родителей и учеников положительно смотрят на такого рода новшество.
Перед тем, как перейти непосредственно к аргументированию того, зачем же в школах нужен данный предмет, расскажу коротко о том, как сама полюбила игру на домбре.
С самого детсва я увлекалась музыкой, окончила музыкальную школу по классу фортепиано, в 1998-2003 годах обучалась в КГУ им. А.Байтурсынова по специальности музыка и пение. Именно в университетете, в годы студенчества увлеклась домброй и по сей день это мой любимый музыкальный инструмент. Любовь к игре на домбре мне привил в большей степени мой педагог в ВУЗе, сейчас являющийся руководителем Филармонии города Костанай, а атакже заслуженным деятелем культуры Костанайской области, Молдахметов Н.М. За годы своей работы, сначала в школе № 32 г. Астаны (ныне Нур-Султан) позже в музыкальной школе г. Атбасар, а с 2014 года преподавателем в музыкальной школе п. Затобольск и руководителем музыки в детском саду «Балбөбек», я постоянно включаю уроки по знакомству и прослушиванию игры на домбре в свои занятия.
Одна из главных задач музыкального образования сберечь и передать нашему поколению молодых дух народного искусства для того, чтобы они знали свои корни, а из множества звуков могли узнать родные мелодии и услышать звуки народных инструментов.
Практика показала, что научить музицировать можно любого ребёнка. Но это требует от педагога высокого мастерства и личностно-ориентированный подход в обучении. На начальном этапе обучения необходимо направить внимание ученика на звуки природы, окружающие нас, так как именно здесь музыка берёт своё начало.
Процесс развития музыкального мышления длителен и сложен, путём тренировки воли и внимания воспитывается умение самостоятельно мыслить.
С самого начала надо научить ученика определять характер произведения, темп, динамику, количество частей. Выразительность произведений легко усваивается учеником путём сравнительного анализа.
Из опыта работы могу отметить то, что знакомство с домброй в детском саду и начальной школе положительно влияет на развитие музыкальных способностей и вкуса детей, расширяет их кругозор, пополняет багаж знаний о культуре родной страны и народа, а том, насколько красноречиво звучит домбра, как она может передавать настроения и чувства людей... Наблюдая за тем, как дети начинают интересоваться музыкой, а вместе и культурой народа, нельзя не отметить то, что таким образом мы осуществляем процесс патриотического воспитания детей. Ведь никакие слова и поучения не заменят красивого, яркого пения инструмента.
В содержании обновленного образования в РК одной из задач по музыкальному воспитания является развитие и воспитание в детях патриотических качеств, чему как нельзя лучше способствуют уроки домбры.
Изучение культурного наследия казахского народа помогает обучающемуся осознать его духовный опыт, эстетическую цельность, единство народного искусства. Благодаря ему создается взаимосвязь поколений, воспитывается патриотизм, коллективизм, сплоченность, доверие, гостеприимство, доброта и взаимопомощь, родственное чувство к окружающим людям и природе, и на этой основе формируется творческая личность, ее духовно-нравственная основа.
Главное место в фольклоре, безусловно, принадлежит народной музыке и песне. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать учеников к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности, развивать философские взгляды на жизнь.
Средством достижения цели и задач фольклорно-музыкального образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления обучающихся, поэтому в программе отводится особое место теории музыкального фольклора.
Самым распространенным казахским народным инструментом является домбра. Домбра – это бесценная реликвия, талисман казахского народа. Обучение игре на домбре, знание этого инструмента развивает любовь и уважение к истории национального казахского искусства, что несомненно делает не просто полезными, но и необходимыми уроки домбры в школе.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Туленова А. С. Игра на домбре как средство воспитания патриотизма в подрастающем поколении // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/80324-statya (дата обращения: 18.12.2024)- Развитие орфографической зоркости
- Церковь Иконы Божией Матери в Быково
- Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира
- Интерактивное обучение как форма организации образовательной деятельности
- Менің сүйікті Анашым
- Формирование и развитие музыкального мышления
- Специфика семейного бюджета в период экономического кризиса в России