Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Влияние рисования на всестороннее развитие детей дошкольного возраста

Влияние рисования на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.

В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Педагог становится организатором интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.

Изобразительная деятельность является специфическим видом познавательно-продуктивной деятельности, она имеет большое значение для умственного и интеллектуального развития детей. В изобразительной деятельности построение образа предмета предполагает определенную логику продвижения к нему. В основе ее лежит накопление информации о предметах, позволяющей выстраивать отношения к ним, а также зарождение графического образа предмета.

В дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки, кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изображаемого предмета или явления, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства( радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что-то не получается, старается добиться результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься). Разумеется, в этом случае необходимо чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь, совет приобретает различные знания, новые изобразительные навыки и умения; уточняются и углубляются его представления об окружающем, расширяются его творческие возможности и осознанное их исполнение.

Изобразительная деятельность- одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок очень рано начинает стремиться, самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, и так далее, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось.

В изобразительной деятельности дети получают возможность предавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это, в свою очередь, создает условия для всестороннего развития детей.

Как всякая познавательная деятельность, изобразительная деятельность имеет большое значение для умственного развития детей. Большое значение для умственного развития имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Занимаясь рисованием, дети знакомятся с материалом (бумагой, краской, мелом, и др.),с их свойствами, выразительными возможностями; приобретают навыки работы. Дети осваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности( карандаш, кисть и др.). Овладение этими действиями способствует их умственному развитию. Одним из важных условий развития изобразительных умений детей является разнообразие применяемых при рисовании техник и введение новых художественных материалов, которые активизируют процесс художественного творчества дошкольников.

Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанной техники( акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью) не только позволяет детям добиваться большой образной выразительности, но и содействует развитию художественного творчества. В процессе рисования у ребенка развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, изобразительные умения.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и развития речи детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, что способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при  обследовании предметов, при рассматривании иллюстраций, репродукций картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирования связной речи. Чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.

Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положения в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различие, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Значение занятий изобразительной деятельности для нравственного воспитания заключается также в том, что в  процесс этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умения доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и так далее.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.

В процессе изобразительной деятельности дошкольники учатся преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала  у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставленным им на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества: Желание получить результат, создать определенное изображение. На занятиях рисованием у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, мелка, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: красок, мелков; возможности и особенности работы с ними.

Но особо следует подчеркнуть значение изобразительной деятельности для эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов( форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма-компонентов эстетического чувства. Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать их красоту, использовать образное сравнение. Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетические восприятия, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для изображения навыками и умениями. Организованная образовательная изобразительная деятельность- один из путей воспитания в детях чувство прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, в произведениях искусства( живописи, графике), потребности отразить увиденное в рисунке. В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека. Таким образом, детская изобразительная деятельность является одной из самых интересных и значимых видов деятельности детей дошкольного возраста, которая предполагает умение создавать рисунок. В рисовании ребенка отражается его внутренний мир: настроение, переживания, фантазия, влечение, которое он не всегда высказывает. Для ребенка рисунок является формой выражения мыслей, представлением об окружающей действительности, эмоциональных переживаний. Именно создание нового путем рисования составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Как всякая познавательная деятельность, изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка- дошкольника.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (19.10 kB)
Автор:
ГБОУ школа№1619 им.М.И.Цветаевой
Дата публикации: 01.02.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Хоханова Е. Ю. Влияние рисования на всестороннее развитие детей дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/80657-vliyanie-risovaniya-na-vsestoronnee-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию