статья Формирование и развитие музыкального мышления
Формирование и развитие музыкального мышления
Практика обучения музыкальному исполнительству знает два основных метода работы с учеником:
- Показ, т.е. демонстрация того, как надо сыграть что-либо на инструменте – метод наглядно-иллюстртивный;
- Словесное пояснение.
Каждый из этих методов имеет свое особое предназначение и не может быть без ущерба для дела заменен каким-либо иным.
Удельный вес этих методов в процессе обучения может существенно меняться в зависимости от тех или иных конкретных задач. В одних случаях педагогически целесообразным может оказаться преимущественное использование слова, в других – появятся основания отдать предпочтение показу. Цель, на которую направлены усилия педагога, обуславливает не только виды и формы, но и методы его работы, актуализирует одни и подчас временно отводит на второй план другие. Так, в случаях, когда центр тяжести в обучении смещается на развитие учащегося, формирование его интеллекта, обогащение художественно-мыслительного потенциала, максимально эффективным оказывается метод словесного воздействия.
Слово педагога способно сыграть самую существенную роль в углублении интеллектуальной содержательности занятий на музыкальном инструменте.
Предоставляя ученику ту или иную информацию, необходимо дифференцировать ее по степени важности. Стремление педагога пропустить сквозь призму аналитического рассмотрения все, что несет в себе изучаемое произведение, уместить на ограниченном отрезке одного занятия максимум возможных сообщений, пояснений и комментариев чревато тем, что основное, главное в материале, то, что могло бы лечь в основу соответствующих систем знаний, подчас оказывается на заднем плане. Чем менее подвинут в своем развитии учащийся, чем больший объем музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений должен быть усвоен им в ходе обучения, тем более четко, логично и систематично необходимо спланировать сам процесс передачи знаний.
Словесный воздействия на ученика в ходе занятий музыкальным исполнительством должны быть ориентированы в сторону широких и содержательных обобщений – таков другой выход, вытекающий из наблюдений за деятельностью известных мастеров музыкальной педагогики. Проблема «интеллектуализации» обучения получает решение лишь в том случае, если педагог последовательно ведет ученика от единичного к общему, от частного к отвлеченно-понятийному, от общностей низшего порядка к общностям высшего порядка.
Мера усложненности музыкально-теоретической информации должна варьироваться в соответствии с возрастным и профессионально-интеллектуальным возможностям.
Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы ни он сам, ни его воспитанник не преступили грань, за которой может нааться процесс атрофии живого ощущения музыки. Анализу художественно-содержательного звукового материала надлежит быть художественно содержательным. В противном случаеэтот анализ становится,пословам В.А. Цуккермана, «тем балластом, который «отскакивает»,почти не оставляя по себе следов».
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Табылдиева С. Ж. Формирование и развитие музыкального мышления // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/81506-formirovanie-i-razvitie-muzykalnogo-myshleniya (дата обращения: 22.12.2024)- СОВРЕМЕНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ УРОИНФЕКЦИИ
- О вреде компьютерных игр для вашего ребенка
- Системно - деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС
- Роль Управляющего совета в формировании компетентности родительской общественности в сфере управления школой
- Роль книги в детской литературе
- Теоретические аспекты воспитания нравственности у младших школьников
- ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ