Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Психологические аспекты овладения навыком чтения

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ

 

Н.В. Харина

г. Пермь, Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г.Перми

 Значение чтения как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Важно с детских лет привить ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только её роль в жизни человека, но и вооружить ребёнка умением читать. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребенку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей.

Скорость чтения человека должна приближаться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален.

Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. Исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учатся 53%, а среди медленно читающих – 1,5%. Как правило, кто хорошо читает, тот учится хорошо, плохо читает – успеваемость низкая, склонен к правонарушению.

Проблема обучения чтению - одна из важнейших в педагогическом процессе и она всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов (Б.Г. Ананьев, М.С. Васильева, В.И. Городилова, Л. И. Климанова, Р.Ф. Спирова и др.) По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне связи, вне единства письменной и устной речи. Процесс чтения сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыков чтения. В современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия. Устранением этого расстройства занимаются специалисты-логопеды. При этом нельзя полностью возлагать все занятия на логопеда. Здесь важен комплексный подход учителя, педагога-психолога, логопеда и родителей. Психологу отводится диагностическая и коррекционная работа по развитию психических процессов.

Мы попытались рассмотреть те приемы и способы, которые способствуют повышению качества чтения учащихся, а также раскрыть причины, почему дети плохо читают с точки зрения психологов.

При работе с учеником психолог использует специальные методики для оценки навыка чтения у читающих детей. Например, методика оценки речевого развития.

В коррекционной работе большое значение придается развитию познавательной деятельности, а для этого необходимо развивать психические процессы: восприятие, мышление, память, речь, необходимо направлять психическую деятельность ребенка, способность быть внимательным.

Развивается пространственно - временное восприятие, так как его недостаток сказывается на успешности обучения, дети теряют строку (не соблюдают), с трудом пишут элементы букв, читают по слогам. Восприятие формируется в процессе осмысления действий с предметами, и развиваются умственные способности. Необходимо создавать ситуации, которые побуждают детей к активизации знаний и умений.

Развитие моторики рук является важнейшим фактором, стимулирующим развитие высших психических процессов. Особенно тесная связь существует между развитием руки и развитием речи ребенка: морфологическое и функциональное формирование речевых зон головного мозга совершенствуется под влиянием импульсов, поступающих от рук в процессе их движения. Развитие руки не происходит без участия таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение, следовательно происходит их тренировка.

Развитие оперативной памяти. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Ребенок никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино.

 Развитие поля зрения. Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Широкое поле зрения имеет большое значение для быстрого чтения. Оно существенно сокращает время поиска информативных фрагментов текста.

Развитие внимания. Чтение - вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико. Обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации – сосредоточения. Для быстрого чтения необходимо проводить упражнения, направленные на развитие комплексного внимания, развитие переключаемости внимания, развитие избирательности внимания.

Многолетние исследования процесса чтения показали, что только комплексное воздействие на механизмы мозга может дать эффективный и долговременный результат.

Обязательным условие улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (56.50 kB)
Автор:
педагог-психолог МБУ "ЦППМСП" г. Перми
Дата публикации: 05.03.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Харина Н. В. Психологические аспекты овладения навыком чтения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/81817-statya-psikhologicheskie-aspekty-ovladeniya-navykom-chteniya (дата обращения: 23.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию