статья Развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения нестандартных задач на уроках математики
В декабре в 2013 году была утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.
В концепции школьного математического образования выделены основные цели обучения – обучение учащихся приемам мышления и методам познания, формирование у них качеств математического мышления, математических мыслительных способностей и умений. Важность исследований отмеченных проблем усиливается возрастающим значением применения математики в различных областях науки, экономики и производства.
Система учебных программ математического образования в дошкольном и начальном образовании при участии семьи должна обеспечить: широкий спектр математической активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде), материальные, информационные и кадровые условия для развития обучающихся средствами математики.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения предполагает в начальной школе, что детям необходимо овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.
Современная педагогика ставит основной целью школьного образования развитие способности ученика самостоятельно ставить перед собой цель и задачи учебного процесса с последующим поиском решения учебных проблем. Для этого у ребенка должно быть сформировано умение учиться - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Чтобы осуществить эту цель учитель должен способствовать формированию системы универсальных учебных действий (УУД), ведущей составляющей которых в начальном общем образовании являются познавательные универсальные учебные действия. Они обеспечивают создание условий для развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
Под термином «Познавательные УУД» или «Познавательные результаты» понимается формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, развитие репрезентативного, символического логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Целью исследования являлось выявление возможностей нестандартных задач по математике для развития логических УУД у младших школьников.
Для достижения поставленной цели был решен ряд задач. Были сформулированы следующие выводы. Было установлено, что под универсальными учебными действиями понимается способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного освоения нового социального опыта. Логические учебные действия являются одним из видов универсальных учебных действий.
Нестандартные задачи — это задачи, алгоритм решения которых школьникам неизвестен, т.е. дети не знают заблаговременно ни способов ее решения, ни того, на какой учебный материал опирается решение.
В младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования логических универсальных учебных действий, так как основу познавательных действий составляют психические процессы, которые активно формируются в этот возрастной период. Кроме того, у младших школьников формируются способы самостоятельного управления всеми познавательными процессами, в интеллектуальном развитии активно формируется аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, которые являются важными предпосылками формирования логических универсальных учебных действий.
Нестандартные задачи являются хорошим средством развития вариативности мышления младших школьников, при решении которых у учащихся формируется умение думать, рассуждать, подбирать различные варианты решений. Эти умения являются важнейшей стороной подготовки учащихся к дальнейшей практической и теоретической деятельности.
Логические познавательные УУД формируются постепенно. Главное продолжать формировать УУД в течении всего обучения, так как в младшем школьном возрасте это имеет особую значимость, когда происходит включение ребенка в учебную деятельность, социализация, активное осво-ение окружающего мира, формирование и развитие представлений об окружающей действительности, в том числе в процессе обучения математике.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Камаева С. В. Развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения нестандартных задач на уроках математики // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/83557-razvitie-logicheskikh-universal-nykh-uchebnykh-dejstvij-u-mladshikh-shkol-nikov-v-protsesse-resheniya-nestandartnykh-zadach-na-urokakh-matematiki (дата обращения: 21.11.2024)- Воспитание чувства толерантности посредством коллективного создания Prezi-презентаций
- Сердце,отданное детям
- Внедрение полиязычия в учебный процесс
- Интернет зависимость у детей и подростков
- ПОНЯТИЕ ДОКУМЕНТ, ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ, РОЛЬ ДОКУМЕНТОВ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Анализ научно-методической и инновационной деятельности педагогического коллектива школы
- Моя профессия- воспитатель
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3550 пользователей.
Отзывы