статья Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Автор: Павлова Наталья Сергеевна
Организация: МБОУ СОШ №46
Населенный пункт: город Владимир
Слово «проект» прочно закрепилось в активном словаре современного человека. Проект - это совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания какого-либо реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта.
Последнее время в школьной практике всё чаще используется метoд проектов, особенно, в деятельности учителей русского языка и литературы. Нередко приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда у учеников отсутствует читательский интерес, они не хотят анализировать и обобщать изученный материал. В таком случае, чтобы заинтересовать учащихся учитель реализует системно-деятельностный подход, основной целью которого является воспитание личности, а также активная, разносторонняя, познавательная самостоятельная работа учеников.
Особенность проекта в том, что при его выполнении школьники, работая индивидуально и в группах, развивают исследовательские навыки, самостоятельно ориентируются в потоке информации, обобщают и анализируют материал, учатся сопоставлять факты, делать выводы и заключения по изученной теме. Следовательно, основной целью проектной деятельности на уроках русского языка и литературы является формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в развитии исследовательских, рефлексивных, самооценочных учебных умений и навыков.
Плюсы проектной деятельности:
- у учеников развиваются навыки самообразования и самоконтроля;
- развиваются навыки групповой деятельности;
- индивидуальный подход;
- интерес к познавательной деятельности;
- использование на любом уровне и в любом возрасте;
- закрепление изученного на уроках материала, а следовательно, и повышение результативности обучения».
Правила успешной проектной деятельности для учащихся очень просты. Чаще всего, учителя делят детей на группы, не чтобы ученики соревновались между собой, а чтобы они проявляли активность и вносили вклад в общее дело. В этих группах нет лидеров, все члены, состоящие в них равны, а также, не должно быть так называемых «спящих» учеников, которые не хотят принимать участие в совместной деятельности. Практика показала, что при соблюдении этих правил, дети начинают общаться друг с другом на заданную тему. Те ученики, которые знают материал лучше, помогают тем, которые послабее. Кроме этого, школьники получают удовольствие от общения друг с другом, у них появляется активность, уверенность в себе.
Каждая группа, участвующая в проекте по русскому языку и литературе, получает «План действий учащихся в проекте».
План действий учащихся в проекте:
- Выбор темы проекта (исследования). Чаще всего тему проекта даёт ученикам учитель. Здесь очень важно пробудить у школьников интерес к теме проекта, определить проблему. Когда проблема будет определена, учитель вместе с учащимися определяет цель и задачи проекта.
- Цель проекта (исследования). На данном этапе очень важно обсудить с учениками для чего делается проект, какого результата необходимо достичь.
- Определение метода. Важно отметить, что нужно сделать и какие методы использовать, чтобы учащиеся достигли поставленной цели и получили необходимый результат. Можно составить план действий и записать основные тезисы.
- Собор данных. Ученики начинают собирать необходимую информацию, сверяют её, определяют последовательность, оформляют собранный материал.
- Получение результата. Школьники определяют, все ли у них получилось так, как было запланировано. Если что-то не получилось – это тоже результат. В любой момент они могут обратиться за помощью к учителю, или к своим родителям.
- Анализ результатов. На данном этапе дети сравнивают полученные результаты, делают выводы и сами оценивают работу, далее планируют свою деятельность.
- Защита проекта. Ученики защищают свой проект, дают его характеристику, озвучивают основные цели, этапы, методы, задачи, а также средства их достижения. Далее проект обсуждается и получает общую оценку результатов.
Некоторые примеры практических проектных работ учащихся 5 класса, выполненные на уроках или дома:
- Мини-проект по литературе – сочинение «Великая Отечественная война в жизни каждой семьи».
К сожалению, бывает так, что мы плохо знаем историю своей семьи. Это происходит потому, что мы редко интересуемся событиями, которые пережили наши предки, во многих семьях отсутствуют семейные традиции или не сохраняется достаточное количество сведений. Важно знать и помнить о подвигах и заслугах своих родных.
При выполнении данного проекта школьники начинают изучать историю своей семьи, узнают у родителей, дедушек и бабушек, о своих родственниках, которые были участниками Великой Отечественной войны, изучают фотографии и документы, сохранившиеся с тех тяжелых времен.
Стоит отметить, что учащимся очень понравился данный проект. Когда они искали в старых семейных альбомах фотографии, на которых были изображены участники Великой Отечественной войны, они рассказывали не только о том, кто изображен на них, но и узнавали у своих бабушек и дедушек о том, где и когда были сделаны эти фотографии, о судьбах людей, изображённых на них. Таким образом, практически все ученики пришли к выводу о том, как история нашей страны отразилась на их предках, какой огромный вклад они внесли в историю нашего народа. Такого рода работа сближает старшее и младшее поколение, пробуждает у детей интерес к образу жизни и пережитым этапам своих родных.
- Проект по русскому языку «Сказка об имени существительном». Учащиеся с большим интересом работали над данным проектом. Им удалось ответить на основополагающие вопросы «Что такое имя существительное?», «Что даёт для жизни знание данной части речи?». Школьники пришли к выводу о том, что имя существительное очень важный компонент нашей речи, оно даёт названия огромному количеству предметов и явлений названия, а также даёт возможность более красочно выражать свои мысли.
Проект по русскому языку и литературе для школьников – это замечательная возможность попробовать свои силы, проявить себя, максимально используя свои знания и умения, удивительная возможность для того, чтобы сделать что-то интересное самостоятельно, или сплочённо, в команде со своими одноклассниками. Для учителя, проект – это, в первую очередь, дидактическое средство, которое позволяет выработать у детей умение ставить перед собой цель, достигать её, искать нужную информацию, осваивать эту информацию, развивать исследовательские навыки, которые, несомненно, пригодятся в будущем.
Таким образом, проектная деятельность – это один из лучших способов для реализации современных информационных технологий на уроках русского языка и литературы. Ведь, как говорил Л.Н. Толстой: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Список литературы:
1 Басова Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. - Ростов-на-Дону, 1999, С.111-115.
2 Вахрушева Л. М. Применение проективного метода на уроках русского языка / Л. М. Вахрушева // Русский язык, 2007, №14, С. 35-36.
3 Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. - Волгоград, Учитель, 2008, С. 18-32.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Павлова Н. С. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/83938-proektnaya-deyatel-nost-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 21.11.2024)- Особенности уроков истории по ФГОС
- Қазақ композиторлары. атақты күйшілер
- Реализация системного деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.
- Информационная статья
- К опыту формирования культуры восприятия текста художественного произведения на уроках литературы
- Игра как средство развития речевой компетенции на уроках английского языка у младших школьников
- МАТЕМАТИКА ЎҚИТИШДА ИЛМИЙ ИЗЛАНИШ МЕТОДЛАРИ: КУЗАТИШ ВА ТАЖРИБА