статья Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства средствами краеведения
Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства средствами краеведения.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской духовности, изучения истории народа, восстановления традиций. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства. Школьное краеведение способствует развитию любознательности, расширению познавательных интересов, собирательской активности, увлечению научной деятельностью.
Согласно Базисному учебному плану в образовательной области «Искусство» в инвариативной части должно быть выделено 25% учебного времени на национально-региональный компонент. Через систему знаний и восприятие природы родного края, образов русского искусства раскрывается самобытность русской национальной культуры, формируется целостное восприятие мира.
Художественно-эстетическое образование должно способствовать формированию самосознания, воспитанию чувства уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона, России, всего мира в целом. В связи с этим уроки изобразительного искусства должны решать следующие задачи:
- содействовать формированию целостного мироощущения учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключённых в образах отечественного искусства, отечественной поэзии, музыки, играх и обрядах, в родной природе;
- создавать благоприятную среду общения для освоения искусства родного края во всём многообразии его видов; - способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.
Одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Законе об образовании Российской Федерации, является воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы образования, не теряющая значимости на протяжении всей истории человечества. Сегодня именно перед нами, педагогами, остро встали проблемы патриотического воспитания, духовно - нравственного становления ребёнка, формирования основ здорового образа жизни. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство — это часть национальной культуры. Эмоциональный язык этих искусств — «это самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка».
Известный художник, педагог Б.М.Неменский особенно подчеркивал, что ребенка необходимо «...привязать всеми его чувствами к древу культуры его народа». Гуманизация образования предполагает новый подход к урокам изобразительного искусства, связь с элементами краеведения.
На уроках изобразительного искусства стараюсь расширять и углублять их представления учащихся о природных условиях и богатствах родного края, о национальных обычаях и традициях «малой родины». Многие из этих обычаев уходят корнями в далекое прошлое, но они являются частью человеческой культуры.
Велик художественный потенциал изобразительного и декоративно-прикладного искусства Рязанского края в развитии творческой активности учащихся. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
С учётом вышеизложенного была создана программа для 3 - 7 классов «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Рязанского края», позволяющая реализовать национально-региональный компонент художественного образования.
Разработанная программа направлена на формирование национального самосознания, воспитание уважения к историческому и культурному наследию народов нашего региона, России. В содержание программы органически входят идеи нравственности, экологии, в том числе экологии души, гражданственности, трудолюбия, патриотизма. Программа апробирована на уроках и внеклассных занятиях по ИЗО в 5 - 7 классах МБОО «СОШ № 4». Главная цель программы «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Рязанского края» — приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием, воспитание гражданина России, патриота «малой родины», знающего и любящего свой край, свой город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Народная культура и декоративно-прикладное искусство России, Рязанской области и города Касимова донесли до наших дней старинные традиции, которые не должны быть утеряны. Активное освоение обучающимися этих традиций народного искусства в их главных видах даёт возможность восстановить в России национальную основу процесса развития личности.
В моей работе постоянно используется большое количество различных методов и средств воспитания и развития молодого поколения. Но отказываться от такого действенного средства школьного воспитания, как народная культура, краеведение, нельзя! Обучение детей изобразительному искусству сквозь призму краеведения актуально и значимо. Слова «народ», «родина», «родня», «родители» имеют один корень. А значит, и становление личности следует начинать с изучения своих корней. Только хорошо зная культуру своего народа, поймёшь её место в культуре страны и мировой культуре в целом. Используя в преподавательской деятельности уроки музейной педагогики, экскурсии, этнографические экспедиции, игры-викторины, проектную методику, я тщательно продумываю роль и место в учебном процессе краеведческого материала, связь его с другими предметными сферами. Уроки-выставки, уроки-путешествия, уроки-встречи и другие творческие модели занятий прочно вошли в практику моей работы.
Работа с детьми направлена на развитие духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников.
На уроках изобразительного искусства усваивается процесс правильной обработки экспедиционных материалов, учащиеся знакомятся с жанрами декоративно-прикладного искусства, занимаются исследовательской деятельностью, что органично подводит к выступлению на городских и областных конференциях, участию в конкурсах, фестивалях.
Дети используют полученные знания на других уроках: истории, МХК, касимововедении, литературе, музыке. Значительно повышаются коммуникативные способности детей, формируется их эстетический вкус, интерес к своей малой родине, появляется понимание её значимости. Знакомство с декоративно-прикладным искусством народных мастеров Рязанской области дает большой эффект в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Ученики становится участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий на уроках декоративно-прикладного творчества. В процессе изучения новой темы, ученики под руководством учителя принимают участие в проведении урока, излагая теоретический материал и представляя выполненную индивидуальную работу по своей теме. У учащихся возникает стремление поделиться впечатлениями, оценить увиденное, что способствует формированию у детей общих интересов. Во время таких уроков возникает оживлённый обмен мнениями, проходят интересные дискуссии. Исследовательская работа детей с их участием на уроке совместно с учителем способствует более глубокому изучению материала.
В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с истоками декоративно-прикладного искусства, раскрывая перед собой их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей. Во время уроков звучат стихи, народные песни, привлекается разнообразный иллюстративный материал и образцы произведений народных мастеров.
Тема первого урока в 5-м классе - «Мамина песенка» (иллюстрирование колыбельной песенки). Ребята с интересом воспринимают материал о таком виде устного народного творчества, как колыбельные. Вместе вспоминаем, какие колыбельные песенки пели им мамы и бабушки, какие колыбельные пели в старину. Чтобы вызвать у учащихся больший интерес к теме урока показываю им книжечку «Рязанские народные колыбельные» с моими иллюстрациями. С большим вдохновением берутся пятиклассники за работу. В итоге рождается новая книжечка «Рязанские народные колыбельные» с работами учащихся (книжечки в подарок получают все ребята, чьи рисунки входят в нее).
Одна из тем «Деревянное зодчество Касимова» (5 класс). Цель урока: познакомить учащихся с памятниками деревянного зодчества, сохранившимися в нашем городе. Учащиеся имеют возможность познакомиться с типами построек, которые сложились в нашем городе в старину. Рассматриваем фотографии деревянных домов, и дети учатся различать по внешнему виду, к какому типу (клеть, пятистенок) относятся эти постройки. Узнают, как и из чего строили дома наши предки, что было в доме (печь, полати, стол, лавки, домашняя утварь), как жили люди в те далекие времена. Пятиклассники отмечают, как изменяются постройки с течением времени от простой избы «клетью» до богато украшенных двухэтажных особняков с балконами, резными карнизами, окнами и т. д. Узнают о работе плотницких артелей. Знакомятся с такими понятиями, как сруб, венец, конек, причелина, полотенце, наличники и т.д. Особенно интересно узнать учащимся о том, какое значение наши предки придавали оформлению своих домов и, в частности, окон. Почему окна украшались ставнями, кокошником и фартуком? Какое значение придавалось этим элементам окна? Приглашая пятиклассников к диалогу об искусстве деревянного зодчества, на примере дома раскрываю идею семейного лада как национальную традицию. Необходимо, чтобы на уроке пятиклассники закрепили особенности конструкции окна русской избы и способы его оформления различными видами резьбы. Для этого проводится практическая работа, заключающаяся в том, что ученики под руководством учителя учатся рисовать окно. И начинается творческая работа, в которой ученики самостоятельно подбирают элементы декора и оформляют свое окно. Сейчас ведется поисковая работа — сбор фотографий старых деревянных домов Касимова, так как при использовании новых строительных материалов исчезает старинный облик деревянного Касимова. В дальнейшем предполагается разработать проект на эту тему и начать выполнение исследовательской работы «Деревянный Касимов».
Опыт проведения таких уроков показывает, что пятиклассники с большим интересом знакомятся с традициями предков, принимают активное участие в обсуждении тем уроков и с удовольствием выполняют практические и творческие задания. Многие приводят примеры жизни своих семей, рассказывая, в каких домах и сейчас живут их дедушки и бабушки. Такие рассказы производят наиболее яркое впечатление. Лучшие детские работы демонстрируются на выставке рисунков, где их имеют возможность увидеть и оценить учащиеся других классов.
Материал к уроку «Интерьер и внутренне убранство крестьянского дома» (7 класс) об органичном единстве функционального и эстетического значения вещи в интерьере крестьянского жилища взят мною из иллюстрированной энциклопедии «Русская изба», где подробно рассматривается внутреннее пространство избы, мебель, убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь (на примере Рязанской губернии). В энциклопедии представляется наиболее подробное описание русской избы XVIIIв. - первой четверти XXв. из материалов энциклопедии учащиеся узнают, как выглядели те или иные предметы крестьянского быта, как их изготавливали и как они использовались в повседневной и праздничной жизни народа. Показываю учащимся копии документальных фотографий XIX — XХ вв. из фонда Российского этнографического музея (Деталь печи, Рязанская губерния, Касимовский уезд, с.Увяз.1914г.; Амбар с ларями для муки. 1910г., Размол зерна жерновами. Рязанская губерния, Касимовский уезд, 1913г., Интерьер крестьянской избы с люлькой. Рязанская губерния. Касимовский уезд, с.Увяз, 1914г. и др.) Учащиеся с интересом рассматривают фотографии, а я продолжаю свой рассказ о том, что крестьянская среда — хранитель народных традиций.
В теме «Народные промыслы: истоки и современное развитие» (7 класс) урок отвожу скопинской керамике. Учащиеся знакомятся со скопинским гончарным художественным промыслом – традиционным центром народного искусства на Рязанской земле. Учащиеся узнают о производстве глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или декорированных фигурами птиц, рыб и животных.
На уроке «Единство формы и декора в народных игрушках» гордостью и любовью наполняются души детей, когда они видят вырковскую глиняную игрушку. Уроки «Вырковские гончары», «Вырковская игрушка» знакомят с искусством местных гончаров, а в практической части урока выполняется эскиз (или лепка) по заданному образцу, в зависимости от уровня подготовки класса. Так, например, ученица 8А класса (2008г.) Анисимова Анастасия начала собирать материал о вырковских мастерах, еще с в 7-ом классе, после урока «Рязанские народные глиняные игрушки». В сборе материала Анастасии помогли ее дедушка М.И.Анисимов и бабушка А.Т.Антонова — уроженцы деревни Вырково, проживающие в Касимове. Собранный материал был оформлен в исследовательскую работу «Есть на карте деревня Вырково...» (Вырковские мастера), с которой ученица приняла участие в городском конкурсе-конференции «Рязанская земля. История. Памятники. Люди» (ноябрь 2008г), где заняла I место в номинации «Летопись родного края». Ее работа была полностью опубликована в сборнике работ участников IV областного конкурса по школьному краеведению «Рязанская земля. История. Памятники. Люди» (Областной центр детско-юношеского туризма и экскурсий. Рязань. 2009) и в журнале «Юный краевед» №7-8 за 2009г.)
В теме «Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни» (7 класс) рассказываю учащимся о нашем касимовском промысле — касимовской росписи. И хотя ребята отчасти знакомы с этим промыслом, урок получается яркий, ведь в расписной касимовской посуде заключено то «благолепие, которое почиталось на Руси в старину «паче красоты». Выставь такую на стол — и воцарится в доме праздник! По возможности организуется экскурсия на касимовскую фабрику «Радуга». Касимовской хохломой называют касимовскую роспись. Это, можно сказать, молодая роспись: родилась она в 1974 году, когда был расцвет народных промыслов, когда ручной творческий труд стал самоценен и его даже запрещали менять на механический. Касимовские мастера предпочли всем прочим технику росписи «под фон» и растительные узоры: лесные ягоды и травы, изредка включая в них василек и ромашку. Касимовская роспись самобытна. Возникнув от знаменитой хохломы, касимовская роспись сумела избежать её влияния. Краски, колорит, мотивы — всё свое, всё от своей истории и природы. И тем не менее Касимовская роспись привлекает не только местных жителей, объединенных одной культурой но и иностранцев: немцев, французов, испанцев.
При изучении касимовской росписи, мы проводим экскурсию в сувенирный цех с целью ознакомления с технологическим процессом изготовления деревянной посуды. При заводе есть свой музей, где собраны лучшие работы наших мастеров. С большим интересом ребята наблюдают за работой художниц и всегда очень удивляются, как это у них так всё красиво и аккуратно получается.
Урок-конференция «Народные промыслы Рязанского края» (7 класс) посвящен мастерству народов Рязанской области. Декоративно-прикладное искусство Рязанского края имеет глубокие истоки и замечательные традиции. Учащиеся готовят доклады, сообщения, презентации на темы «Рязанские клады», «Рязанское кружево», «Михайловское кружево и вышивка», «Кадомский вениз», «Народная игрушка Рязанского края», «Касимовская роспись» и и др. Привлекая учащихся к подготовке и проведению данного урока, удается вызвать у детей живой интерес к профессии художника росписи по дереву, мастерицы народной вышивки, мастера — керамиста и т.д., познакомить учащихся с основами художественного ремесла. Учебные проекты «Дорогами народных традиций» (Народные промыслы Рязанского края), «Вырковская игрушка, «Родной край глазами учащихся» и др. позволяют раскрыть творческий потенциал обучающихся, объединить творческие группы внутри школы, раскрыть вопросы, не вошедшие в региональные учебные пособия.
В течение трех уроков (7 класс) знакомимся с народной русской и татарской одеждой, выполняем эскизы праздничного крестьянского костюма русских и татар. В беседе о праздничной народной одежде раскрывается, что люди в деталях костюма издавна стремились выразить свои представления об устройстве мира, о мироздании (головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам; ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь). Ребята вовлечены в активную беседу. А каким был идеал красоты на Руси? Выясняем с учащимися, что согласно идеалу женщина должна была иметь статную фигуру, гордую осанку, плавную походку, белый цвет лица с ярким румянцем. Все женщины стремились соответствовать этому идеалу и внешним обликом, и деталями костюма. Рассматриваем с ребятами репродукции женских головных уборов: кокошники, кики, сороки самой невиданной и причудливой формы.
Рассказываю, что еще И.С.Тургенев писал, как один помещик велел крепостным заменить «тяжелые и безобразные» кички на кокошники, но рязанские крестьянки носили его поверх кичек. Известна была задорная частушка: «Рязанские рога не кину никогда, буду есть одну мякину, а рога свои не кину!».
Второй урок посвящен касимовскому народному костюму (на примере праздничных женских костюмов села Лубяники и села Парахино Касимвоского уезда в к.XIX — н.XXв.) С большим интересом слушают учащиеся рассказ о парахинском костюме — комплексе с поневой, которую считали «наиболее технически развитой и художественно богатой во всей Великороссии». Приходится только сожалеть, что мало репродукций по теме «Касимовский народный костюм». В практической части предлагаю учащимся создать эскизы костюмов по мотивам старинной праздничной одежды с орнаментами (головные уборы, вышитые рубахи, сарафаны, пояски). Созданные импровизации обсуждаются в конце занятия.
На третьем уроке «Одежда и головные уборы касимовских татар» (7 класс) знакомлю учащихся с многоцветной женской одеждой касимовских татарок удачно гармонирующей с головными уборами, особенностью обуви касимовских татар. Не рассказывать учащимся о жизни касимовских татар нельзя, ведь наш город особенный: вот уже почти 600 лет в Касимове мирно живут два народа — русские и татары. Учащиеся получили ответы на многие вопросы, касающиеся татарского быта.
Необходимая информация обычно включается в виде специального рассказа, предшествующего выполнению практического задания или завершающего урок. Постепенно к работе по сбору соответствующих материалов можно подключать и учеников. Подобрать материал для индивидуальных сообщений помогают уроки развития речи по русскому языку, многие тексты которых содержат соответствующую информацию по краеведению (тексты о традиционном народном костюме Рязанского края, описание действий по изготовлению народной игрушки Рязанского края). Интересна ребятам лексическая работа, раскрывающая этимологическое происхождение слов: понёва, порты, рубаха «рубища», убор, кокошник, ремесло, браное, ремизное и закладное ткачество и т.д. Возникает необходимость работы со словарями. Подобная деятельность увлекает детей. Появляется возможность собрать интересную информацию по теме урока и обеспечить занятию хорошую эмоциональную и интеллектуальную базу, подготовить учащихся к полноценной работе. Плюс к этому у детей развиваются поисковые способности, умение работать с дополнительной литературой, компьютером, расширяется их кругозор, совершенствуется речь.
Краеведческий материал можно также использовать при изучении пейзажа, натюрморта, портрета, произведений исторического и бытового жанров. Дети передают то, что видят вокруг себя, и то, что чувствуют. Изображение окружающего мира и своих чувств помогают глубже проникнуть в тайны природы Рязанского края, увидеть её красоту, осмыслить взаимосвязь и взаимозависимость действительности.
Процесс написания касимовских пейзажей приносит учащимся радость, душевное равновесие. Природа - вечная тема живописи и литературы («Красота природы в творчестве касимовского художника И.И.Жукова» (3 класс), «Красота родной природы» (4 класс), «Есенинская осень» (5 класс), «Иллюстрирование стихотворений о родной природе касимовских поэтов» (6 класс). Один за другим встают вопросы, которые мы обсуждаем с учениками. Почему художники и поэты вновь и вновь возвращаются к этой теме? Почему она неисчерпаема? А времена года? Что в них? Читаем стихи поэтов-касимовцев Л.Леонтьева, Л.Костиковой, Т.Курзмановой. И появляются новые работы-рисунки: «Листопад за окнами шуршит», «Осенняя сказка», «Мелодия дождя», «Первый снег», «Зимние капризы», «Мой город», «Край мой - Мещера», «Есенинские дали», «Двор моего детства» и др. И слова-чувства детей: «Каждое время года имеет свои краски и характер...», «Зима любит холод и любит белый цвет...», «У природы есть такое же настроение, как и у человека..». Так появились книжки стихов местных поэтов с иллюстрациями ребят 4 — 9 классов: «Мой город» к 850-летию Касимова (2003г.), «С наступлением весны» Г.Морозов (2006г), «Озорные, грустные, смешные детские стихи» Г.Морозов (2006г.), «Не уйти от родного причала...» В.Акимов (2007г.), «Песнь о Касимове» В.Акимов (2007г.), «Касимов» Зои Дряхлых (2007г), «Баллада о Касимове» Зои Дряхлых (2007г.), «Песнь о Касимове» - сборник стихов касимовских поэтов к 855-летию Касимова (2007г.), «Как я люблю свои раздолья...» Т.Курзманова (2009г.). Встреча с творчеством местных поэтов не ограничивается только уроками. На внеклассных часах дети встречаются с поэтами (в/ч «Пусть поэты светлою строкою о тебе, мой город, говорят». 2011г.) Думаю, что учащимся 5 класса запомнилась встреча с касимовской поэтессой Зоей Дряхлых. В своих произведениях З.А.Дряхлых воспевает красоту родного края, родного города. Тема любви к своему городу, своему краю — одна из ведущих на уроках изобразительного искусства в школе. Стихи Зои Дряхлых о Касимове учат детей видеть красоту в самом простом и обыденном, обращать внимание на незамысловатые постройки, которые, создают неповторимый колорит живописных уголков нашего города. Чтение стихов местных поэтов, выполнение иллюстраций к ним — это уроки доброты и любви к своему Отечеству, пробуждающие интерес к истории малой родины, изучение культурного наследия своего края. В память о встрече З.А.Дряхлых были подарены два сборника ее стихов «Баллада о Касимове» и «Касимов» с иллюстративными работами учащихся 5 — 7 классов. В своих рисунках дети выражают свои впечатления, свой внутренний мир.
При знакомстве с творчеством русских, советских и современных художников особое внимание уделяется работам наших земляков: И.И.Жукова, А.А.Александровского, Б.Н.Александрова и других. Написанные ими картины пропитаны любовью к родной касимовской земле, к её прошлому и настоящему, к своим современникам. Привлечение краеведческого материал на уроках позволяет детям в интересной форме узнать не только о месте рождения художника, но и его судьбе, необычных случаях, способствующих написанию картин. Особенно интересно проходит урок в школьном музее им.И.И.Жукова - учителя и художника СОШ №1. В помощь музею собран материал: воспоминания дочери И.И.Жукова Вильченковой Г.И, педагога дополнительного образования нашей школы, ученика И.И.Жукова Ю.Д.Арапова, выпущен буклет «Учитель и художник Иван Иванович Жуков» (к 90-летию со дня рождения И.И.Жукова в рамках проекта «Касимовские художники»).
Наш родной Касимов - удивительный город, это музей истории под открытым небом. Город знаменит архитектурными памятниками. Темы уроков «Православные храмы Касимова», «Архитектурные памятники татарской культуры» не остаются только в рамках урока. Выпущены буклеты, созданы электронные презентации по этим темам. Собранный материал оформляется в творческие работы.
С интересом учащиеся воспринимают на уроке «Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе» информацию о гербах Рязани и Касимова. Рассказываю, что первый символ Рязани — тамга, знак, который наносился на монеты рязанскими князьями. Говорю о том, что герб является звеном в цепи исторических символов города. «В ... 1778 году утверждается герб города, на котором главными элементами являются остов судна, символизирующий судостроение, сабля с ножнами, подразумевающая оборонительные функции города» (Н.Родин «Касимов - Городец Мещерский». Узорочье. 1997. с.17.) По возможности можно провести урок в краеведческом отделе городской центральной библиотеки им.А.Малюгина.
Наш Касимовский район с его многовековым прошлым, богатейшими культурными традициями является неисчерпаемым источником духовности. Изучение исторических жанров фольклора (былины, легенды) затрагивает ряд вопросов, связанных с рязанской темой. Например, один из центральных персонажей русского героического эпоса Добрыня Никитич — рязанского происхождения (Тема урока «Богатыри» (5 класс). В числе наиболее значимых персонажей русского фольклора - Евпатий Коловрат и Авдотья-Рязаночка. А сколько еще интересного, неизвестного, сколько еще предстоит раскрыть в истории нашего края, города, местных названиях населенных пунктов, географических объектов...
Таким образом закладывается базис этнографических знаний. Почти каждая тема включает региональный компонент. Вот тема «Иллюстрирование сказок зарубежных писателей (7 класс). Казалось бы как эту тему можно связать с историей нашего города? Оказывается можно!
«В открытом море вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое стекло, - но зато и глубоко там!» — это начало знаменитой сказки Г.-Х.Андерсена «Русалочка». Перевела сказки Андерсена на русский язык Анна Ганзен (Анна Васильевна Васильева) — уроженка нашего города. Нашу землячку называли Дюймовочкой из Касимова. Родилась Анна Ганзен в семье купца Васильева 8 декабря 1869 года в уездном городе Касимове Рязанской губернии. «Стоящий на Оке провинциальный городок с православными храмами, мечеть с минаретом, холмы, косогоры, синий далекий простор до горизонта — все эти незабываемые картины детства перекочуют в её переводы. Сказка «Сундук - самолет», если хорошо приглядеться, будто списана с жизни касимовских татар. А штопальная игла, вообразившая себя драгоценностью, а затем попавшая в лужу на мощеной мостовой? Прочитайте, - и некоторые детали подскажут вам, что касимовские улицы проглядывают сквозь столичный Копенгаген». Рисунки учащихся к сказке Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» стали прекрасным иллюстративным материалом к книжке. А как интересно проходят встречи с местным краеведом А.Смирновым, во время которых он выступает в роли сказочника Андерсена!
Наряду с обучением детей изобразительному и декоративно-прикладному искусству я веду исследовательскую работу в школьном музее истории школы. И, хотя программа по ИЗО заканчивается в 7 классе, ученики 8 - 11 классов вовлечены в краеведческую и исследовательскую деятельность. Работа ученицы 8 класса Анисимовой Анастасии «Есть на карте деревня Вырково» опубликована в журнале «Юный краевед» №7-8 2009г. Вот уже шесть лет учащиеся школы принимают активное участие во Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — ХХ век». В 2010 году работа ученицы 10 класса Кобелевой Ольги «Крест служения на благо Церкви и Отечества (История семьи священно служителей Правдолюбовых) вошла в сотню лучших работ. Ученица 11 класса Вьюгина Александра в 2010 году стала победителем-участником межрегиональной научно-практической конференции «Рязанские династии — гордость Отечества», выступив с работой «Архитектурное наследие касимовского зодчего-самоучки Ивана Сергеевича Гагина». В 2013 году ученица 9 А класса Иванова Виктория заняла 3 место в Международном интернет-конкурсе учащихся «Репрессированная литература» за сочинение «Прошедшая ГУЛаг» (о жизни прозаика Зинаиды Алексеевны Лихачевой).
Во внеурочное время вместе с учащимися посещаем выставки, встречаемся с касимовскими художниками и писателями, организуем экскурсии по достопримечательным местам города Касимова и Рязанской области.
Краеведческий принцип изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны.
Формирование истинного патриота своей Родины – дело благодатное, значимое и серьёзное. А какое глубокое удовлетворение испытываешь от своей работы! Сколько интересного и важного открываешь для себя и своих учащихся! А главное, убеждаешься в том, что дело, которому отдаёшь силы и творчество, не пропадает даром: детская душа чутко прикасается к тому волшебному источнику, из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу, - любви к своему Отечеству.
Таким образом, краеведение на уроках изобразительного искусства – это целая система, выстраиваемая педагогом совместно с обучающимися, которая способна привести к новому видению преподавания предмета, к повышению его значимости.
Используемая литература
1. Декоративно-прикладное искусство Рязанского края. Авт.-сост. Е.Ю.Ежова. Рязань: Издательство РГПУ, 1997.
2. И.Л.Набок. Национально-региональный компонент подготовки учителя в контексте процессов глобализации культуры и образования (Текст). Региональный компонент в содержании высшего профессионального образования: проблемы и перспективы. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – С. 21–29.
3. Б.М.Неменский. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. Москва. «Просвещение», 1987.
4. Полторак Т.Ю., учитель технологии МОУ лицея № 120. Непрерывное образование учителя технологии: интегрированный подход. Материалы VI международной заочной научно-практической конференции (14 октября 2011 года). Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Журнал «Школа и производство»
5. Храпова О. П. Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства [Текст] / О. П. Храпова, С. И. Лепёхина // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 169-171.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Вьюгина Н. Ю. Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства средствами краеведения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/85395-patrioticheskoe-vospitanie-na-urokakh-izobrazitel-nogo-iskusstva-sredstvami-kraevedeniya (дата обращения: 22.12.2024)- Режим младших школьников
- Лингвостилистические особенности пейзажных описаний в англоязычных романах (на примере произведений Э. Бронте и К. Маккалоу
- Социальные и психологические аспекты влияния СМИ на проявление агрессии у детей дошкольного возраста
- Естественнонаучная картина мира
- Слово об учителе
- Музыка-язык души,чувств и настроений
- Использование понятия "концепт" на уроках русского языка и литературы