статья Эстетическое и духовное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования
Эстетическое и духовное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования
За последнее время сильно возрос интерес к православной духовной музыке. Она чаще стала звучать на концертах ,по радио и телевидению, сделано много записей .Началось возрождение колоссального пласта русской культуры ,имеющего десятивековой период развития ,начиная с 988г.-принятия Христианства на Руси. Церковная музыка ,как и церковная живопись и архитектура-величайшее художественное наследие русского народа .В области духовной музыки много уникальных произведений ,истинных шедевров, созданных как известными композиторами-Д. Бортнянским, М.Березовским,П.Чайковским,С.Рахманиновым,А.Гречаниновым,П.Чесноковым,А.Кастальским,так и безымянными авторами .Их сочинения-это образцы высокого искусства ,в них выражены глубокие философские мысли о смысле жизни человека на земле и т. д.
Духовную музыку характеризует особый внутренний строй, собранность ,а главное-чистота и открытость ,никакой фальши, лицемерия ,недосказанности. Духовная музыка не допускает крайностей ,излишней эмоциональности ,чувствительности. Проявление всех чувств-от скорби, печали до радости, ликования-только в границах дозволенного, ибо в противном случае разрушается гармония музыкальной ткани, выражающую гармонию души. Духовная музыка-это непременно строго, ясно очерченная мелодия ,такой же строгий, спокойный, четко организованный ритм, благозвучные аккордовые вертикали. Никакой чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений, диссонирующих созвучий, острого ритма, резкой угловатой мелодии. Ничего броского, вычурного, внешнего, все в соразмерности и упорядоченности. Музыка как бы призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей ,она настраивает на покой, сосредоточенность, дисциплину внутреннего мира человека. Так же гармония и красота царит в архитектуре храмов, в рисунке и сочетании красок икон и фресок.
Можно говорить о целом комплексе храмового искусства, в который входят архитектура, живопись, музыка, литература, театральное действо. Уже в первые века существования на Руси христианства церкви стали центрами культуры, центрами профессионального искусства. Сюда приглашались многие талантливые архитекторы, художники, музыканты. Комплекс искусств был призван создать прообраз высокого духовного мира, мира чистоты, света, справедливости.
Духовная музыка как часть русской музыкальной культуры, часть искусства не только является одной из форм общественного сознания, но и выполняет функцию художественного познания мира. Поэтому с культурологических позиций может быть введена в содержание урока в учреждениях дополнительного образования.
Духовная музыка-достояние не только верующих людей. Сегодня к ней тянутся самые разные люди, разных возрастов и профессий, видимо потому, что это не просто красивая музыка-в ней чувствуется национальная основа, это живой родник духовности, родник нравственности. Произведения церковной музыки-это памятник отечественной культуры, и в то же время они представляют собой общечеловеческую ценность.
Преподавание церковной музыки в школах и учреждениях дополнительного образования имеет свои особенности и сложности. Сложность заключается в том, что, во- первых, педагог должен достаточно владеть этим материалом, во- вторых, иметь для работы необходимые ноты и звукозаписи, в- третьих, помнить, что в классе находятся дети не только разных национальностей и вероисповеданий, но и неверующие. Если педагог строго придерживается культурологической позиции, то эти сложности исчезают, ибо педагог дает детям знания, информацию, просвещает их в одном из направлений русской музыки. В процессе занятий необходимо пользоваться репродукциями икон, картин русских и европейских художников, изданиями Библии для детей. Чтобы ввести такую музыку в существующую программу как одно из направлений русской музыкальной культуры, необходимо создать у детей «слуховую почву» для ее восприятия.
Как спланировать урок, на котором будет звучать духовная музыка? Лучше начинать урок сразу с духовной музыки, настраивая детей на серьезный тон беседы, где будут затрагиваться нравственные вопросы - о любви, уважении, сострадании к людям, помощи больным, слабым, заботы о ближнем, о добре и зле. Вместе с детьми можно поговорить о характере музыки, о том ,какое впечатление она произвела, какие вызвала мысли, чувства, быть может, заставила о чем-то задуматься, что-то вспомнить. Необходимо поощрять правильные ответы ребенка.
Поскольку главным направлением программы является духовная гитарная музыка, то ее окружением будет русская, зарубежная классика и народное творчество. Это дает возможность не только познакомить детей с прекрасной музыкой, но и дать им представление о разных сторонах жизни народа, его быта и культуры.
Духовные стихи-это особый музыкально-поэтический жанр русского фольклора. Христианская вера – учения передаются через народные поэтические образы. Народное поэтическое видение библейских и евангельских образов тоже поможет детям войти в сферу духовной культуры. Новое поколение духовную музыку практически не знает. Если раньше она была обычным явлением в жизни всех слоев населения, то сейчас этого нет. На какую же «слуховую почву» будут ложиться самые простые духовные песнопения? Такой почвы у наших детей нет. Поэтому одним из методов ознакомления с этим пластом музыкальной культуры является обращение сначала к духовным образам в русской классической музыке, а затем уже к духовным песнопениям или наоборот: сначала показать оригинальные гитарные моменты, а затем аналогичные в светском композиторском творчестве. Необходимо найти «ход», который помог бы ребенку войти в сферу звучания песнопений под гитару. В связи с этим можно вспомнить какое-либо сопоставление с жизненной ситуацией, историческим событием и т. д. Каждое, звучащее на уроке песнопение, необходимо объяснить с точки зрения содержания канонического текста. Если это важно, можно рассказать; в связи с чем, с каким событием, исполняется то или иное место.
Процесс предусматривает сначала только индивидуальные занятия, т. к. для того, чтобы добиться высоких результатов, необходимо полностью обладать навыками классической школы. Для этого требуется время, конечно многое зависит от способностей и старания ученика.
В законе РФ «Об образовании» были пересмотрены духовно-эстетические ценности в общей программе «Обучения детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования». Было отмечено, что при проведении занятий необходимо повышать духовность детей в наше время, когда через общественные средства массовой информации на наше будущее поколение идет шквал насилия и разврата. Что же мы хотим видеть в наших детях после просмотра фильмов, т. к. «Трудный ребенок» или других «секс-шедевров». Мы увидим в них те же самые жесты и слова, которые остаются в их нежных душах, те же страсти. Я, как педагог в системе дополнительного образования считаю, что будущее России зависит во многом от нас с вами. Давайте будем учить наших детей добру и вере, и тогда они будут думать, что они слушают и смотрят и нужна ли им данная информация. Духовные ценности выше земных, они призывают нас задуматься, сколько мы растеряли всего важного за последние годы.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Малышев А. В. Эстетическое и духовное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/89107-statya (дата обращения: 22.12.2024)- Работа над романсом в классе фортепиано
- Организация оптимальной двигательной активности детей с ТМНР
- СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПОСТРОЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ В СВЕТЕ ФГОС
- Советы родителям
- Духовно-нравственное воспитание школьников посредством музыкального фольклора
- Нетрадиционные формы работы воспитателя с родителями
- Типы политических конфликтов