статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»
СТАТЬЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Кузовникова Ульяна Романовна
студент 4 курса
Специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
Аннотация.
В статье раскрываются методы и приёмы обучения видам речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. А так же важность исследования проблемы развития речи у учащихся начальной школы.
Ключевые слова и словосочетания.
- Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами коллектива.
- Процесс говорения - речевая деятельность.
- Результат говорения - речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.
- Речь - фактор развивающего обучения.
- Хорошая речь - залог успешного обучения и развития.
Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами группы.
Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Научить учащихся правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложное задание, требующее комплексного подхода.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленного состава детей уровень развития речи явно ограниченный. Образная, замечательная, логично построенная речь - основной признак интеллектуального уровня ребенка, поэтому работа над развитием речевой деятельности младших школьников является важным и необходимым требованием для успешного развития и обучения учащихся.
Педагоги, работающие в классах по системе развивающего обучения, в большом количестве работают над тем, чтобы приучить детей думать, понимать суть явлений, сделать их активными членами учебного процесса. Уроки учителя выстраивают так, что обучающиеся сами замечают те или иные пробелы в понимании материала и пытаются восполнить их. В поисках ответов дети сплоченно трудятся, а учитель лишь направляет к намеченной цели.
В классах, где учителя придерживаются подходов традиционной системы обучения, идёт постепенное формирование учебных действий, которые способствуют формированию прочных, глубоких знаний, осознанному усвоению материала. Педагоги продумывают психологические и методические приёмы, чтобы сделать доступным усвоение материала при меньшей затрате времени и с большей эффективностью.
В концепции развивающего обучения ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий педагога, а как самоизменяющийся субъект умения, как обучающихся. По мнению В.В.Давыдова, обладателем любой деятельности является субъект. Ее содержание и структура принадлежит субъекту, вследствие чего невозможно отделение деятельности от субъекта, который в свою очередь обладает такими достоинствами личности как сознательность, инициативность, самостоятельность, ответственность и другие.
Современные преподаватели очень беспокоятся, что учащиеся не умеют выражать свои мысли. Большинство детей не способны использовать в разговоре все возможности языка и могут составлять только отрывистые фразы, не умеют высказать отчётливую и законченную мысль, даже на своем родном языке. Обучающиеся нуждаются в стимуляции и интеллектуальных задачах, их необходимо втянуть в процесс активного учения. Они не должны быть пассивными. Всякая работа, которая вызывает интерес ребёнка и работу его воображения, порождает у него желание найти ответ, поставить «опрос или привести возражение, может быть отличной потенциальной пищей для ума.
Именно в этом веке, когда нам так необходимы "развитые" умы, чтобы справиться со многими очень сложными трудностями современности, мы не можем одобрять или даже допускать такие методы развития ума, как пассивное наблюдение или усвоение.
Для ребенка хорошая речь - залог благополучного обучения и развития. Учащиеся с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по тем или иным предметам. Речь - фактор развивающего обучения.
Важность исследования проблемы развития речи заключается в том, что она волнует всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Недостаточное овладение речью является объективной причиной, которая не дает возможности беспрепятственно участвовать в жизни общества. На сегодняшний день обучающиеся начальных классов мало говорят на уроках, практически обходятся отдельными высказываниями, односложными словами «да» и «нет». Это происходит по разным причинам: недостаток мотивированных речевых ситуаций, создаваемых педагогом; исключение потребности в монологе; элементарной неспособностью грамотно высказать свои мысли. Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок - нужна долгая, систематическая работа обучающихся и педагогов. Временные неудачи и срывы не должны пугать ни тех, ни других.
К основным способам обучения русскому языку традиционно относятся такие, как слово педагога, беседа, метод наблюдения над языковым и речевым материалом, использование наглядности, работа с литературой.
Способ беседы имеет немалое значение для формирования у учащихся навыков последовательного и глубокого размышления в связи с усвоением знаний и навыков по языку.
Способ постановки учителем вопросов определяется характером учебной деятельности или навыков, особенностями психологии их восприятия и усвоения обучающимися целей, связанных с этапами педагогического процесса (первичного формирования опыта по языку и речевых навыков, их закрепления, проверки), общедидактическими требованиями. Так, при ознакомлении с новым материалом во время разговора для выяснения природы языкового события, а также устранения механического усвоения очень важно соблюдение логической связи и последовательности в формулировке проблем, а при фиксации и повторении – выработка навыков рассмотрения фактов и их применения в новых связях, отношениях и ситуациях, на новом материале.
Приём постановки грамматического вопроса, обширно применяемый при рассмотрении морфологических и синтаксических категорий, усилит мыслительную деятельность обучающихся, способствует выявлению признаков языковых явлений.
Таким образом, цель обучения видам речевой деятельности – определение методов активизации развития речевой деятельности учащихся начальных классов на уроках русского языка.
В центре внимания педагога должен быть школьник. Когда пишет, творит каждый, никто никем не сдержан, то каждый в процессе работы ощутит свою силу, а также узнает свои слабости. Кроме того, очень важный показатель для успешной деятельности – взаимодоверие между педагогом и учащимся. Преподаватель должен верить в правдивость ученика, ценить чужое мнение. Не говоря уже о том, что учащийся должен быть убежден – его высказывания не будут использованы против него.
Список литературы
- В. В. Давыдов «Теория развивающего обучения». - М.: Интор, 1996.
- П. С. Жеден «Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах». - Томск, 1992
Ссылки
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Крупина У. Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/90077-ispolzovanie-metodov-i-priemov-organizatsii-obucheniya-uchashchikhsya-3-klassa-vidam-rechevoj-deyatelnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka (дата обращения: 15.11.2024)- Педагогический мониторинг деятельности детского объединения
- Эмоции и чувства в разговоре с подростком
- Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушением зрения
- Использование интерактивной доски в начальной школе
- Типы сказок для психокоррекционной работы
- Формирование познавательной активности учащихся через системно-деятельностный подход в обучении
- Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3408 пользователей.
Отзывы