Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Формирование здорового образа жизни у младших школьников

На сегодняшний день решение проблемы здоровья участников образовательного процесса является приоритетной целью в большинстве документов, которые характеризуют государственную политику РФ в данной сфере. Основным документом здесь является Федеральный государственный стандарт (далее – ФГОС), который впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейший результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

Понятие «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940г. Согласно этому определению «здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полной физической, психологической и социальной обеспеченности. Гармоничное сочетание социальных, эмоциональных, физических, интеллектуальных и духовных граней жизни» [1]

Очень часто школа нарушает требования к здоровому образу жизни младших школьников и отнимает все свободное время. У детей нет возможности нормально отдыхать, гулять, общаться с друзьями, что приводит к синдрому хронической усталости. Ухудшение здоровья детей в школе связано с перегрузкой нервной системы из-за нехватки времени и повышения требований к обучению. Очевидно, что чрезмерные интеллектуальные нагрузки вредны для здоровья детей.

Всё говорит о необходимости проведения работы по формированию у ребенка привычки заботиться о своем здоровье и придерживаться здорового образа жизни. Однако, как считает Попов С.В. «сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни» [2, с.34]. Именно поэтому и была выбрана тема исследования, связанная с формированием здорового образа жизни у младших школьников.

Таким образом, противоречие состоит в необходимости сохранения здоровья подрастающего поколения с одной стороны и недостаточностью созданных в образовательном процессе условий для его сохранения, с другой стороны.

Данное противоречие определило проблему исследования: каковы возможности для формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Для решения данной проблемы, были изучены работы таких ученых как Вайнер Э.Н [3], Мокрусова Г.В. [4], Неустроева М.И [5], и другие. При этом, многие работы носят теоретический характер, комплексных исследований с предложением методов исследования, разработкой анкетных форм и предложением конкретных программ занятий по физической культуре, лекций для родителей и тд.

Очень важно проводить воспитательные работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а так же при выработке теоретических знаний и убеждений о ЗОЖ, должны быть использованы разнообразные формы работы. Во время учебных занятий и во внеурочное время нужно работать над формированием у детей представления о здоровом образе жизни, пополнять знания по экологии, диетологии, гигиене, санитарии и т.д. Учащиеся должны получать начальные представления о режиме дня, укреплении здоровья, совершенствования физических качеств, освоения определённых двигательных действий, активного развития мышления, творчества, самостоятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Уроки физкультуры, утренняя зарядка, физкультминутка на каждом уроке, прогулки, организация подвижных игр и спортивных соревнований, посещение бассейна, классные часы, чтение и обсуждение книг, устные журналы о здоровье, праздники здоровья, создание благоприятного воздушно-теплового режима, обеспечение естественного освещения, организация питания детей, благоприятный эмоциональный настрой, беседы на родительских собраниях – всё это способствует решению одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.

Таким образом, приходим к выводу, что формирование здорового образа жизни ребенка, на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. Если вы являетесь действующим педагогом, то в первую очередь, должны думать о сохранности жизни  и здоровья ваших подопечных. Данная статья, поможет вам сделать первый шаг.

Список литературы:

  • Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс] точка доступа: http://www.who.int/dg/speeches/2016
  • Попов, С. В. Валеология в школе и дома [Текст]: учебник: (о физическом благополучии школьников) / С. В. Попов. — СПб: Союз, 1997. — 256 с (стр. 34).
  • Вайнер, Э.Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности / Э.Н. Вайнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2013. - №3. - С.39-46.
  • Мокроусова, Г.В. Формирование у младших школьников представлений и понятий о здоровом образе жизни // Сибирский педагогический журнал, 2007. - №6. - С. 196-201.
  • Неустроева, М.И. Диагностика уровня знаний младших школьников о ценностном отношении к здоровью // Наука, техника и образование, 2015. - № 12(18). - С. 12-13.
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (19.91 kB)
Автор:
Студентка 4 курса, 44.02.02, ГАПОУ СО НТПК№1
Соавтор:
Дата публикации: 15.12.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Морякова С. А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/90086-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию