Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Использование ИКТ в работе воспитателя коррекционной школы

Использование ИКТ в работе воспитателя коррекционной школы

 

Ключевые слова: коррекционная школа, информационные технологии, ИКТ, дети с ограниченными возможностями здоровья

Информатизация и рост общей компьютерной грамотности населения предъявляет повышенные требования к современному человеку. В настоящее время система образования в России и не только  претерпевает значительные изменения. Причиной тому стала, в том числе, эпидемия короновируса, которая показала все слабые места нашей образовательной системы в целом.  На данный момент идет поиск новых подходов, способствующих созданию условий, обеспечивающих полноценное и всестороннее развитие личности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Учащиеся коррекционных школ менее адаптированы к жизни в обществе, чем их сверстники. Основной задачей для коррекционной школы восьмого вида является интеллектуальное развитие детей, осуществляемое через формирование познавательной деятельности. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) способствуют более эффективному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, что неоднократно подчеркивали различные исследователи.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.

Использование ИКТ в работе открывает возможности:

  • представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
  • создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
  • активизировать познавательную деятельность воспитанников;
  • оптимально использовать время на занятии;

Одной из наиболее удачных форм проведения воспитательных мероприятий считаю использование мультимедийных презентаций, которые создаю, учитывая специфику группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Воспитательное занятие, включающее слайды презентации,  видеосюжет вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных,  расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой, не всегда можем добиться при фронтальной работе с классом.

Использование мультимедийных презентаций способствует:

  • повышению эффективности усвоения материала детьми;
  • повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
  • активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики рук;
  • формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;
  • созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

Презентации PowerPoint использую на различных этапах совместной организованной деятельности:

  • В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
  • Как сопровождение объяснения презентации и ее элементов (схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);
  • Как информационно-обучающее пособие;
  • Для контроля усвоения материала детьми.

Использование вышеперечисленных мультимедийных технологий в образовательном процессе, применение игрового метода в обучении школьников с отставанием в умственном развитии вызывает устойчивый интерес к учению, что способствует повышению эффективности образовательного процесса.

Детям с отставанием в развитии важно снизить стресс, сократить количество отрицательных эмоций, которые они испытывают из-за плохого усвоения школьного материала. Использование ИКТ позволяет им не бояться допустить ошибку, так как компьютер дает возможность ее во время исправить, может давать подсказки. При выполнении заданий с электронным помощником дети могут сразу получить обратную связь, одобрение при правильном выполнении задания и поддержку при возможных ошибках, почувствовать свою успешность, увидеть сразу результат своей работы. Это способствует развитию познавательной активности учащихся, повышению мотивации к учебной деятельности.

Использование ИКТ в коррекционной школе восьмого вида возможно как при изучении основных общеобразовательных предметов, так и при проведении дополнительных занятий.

Мультимедийные технологии обеспечивают возможность подключения различных каналов восприятия учащихся. Еще К. Ушинский писал, что при применении нескольких органов чувств в обучении изучаемый материал лучше воспринимается и усваивается.

Эксперты отмечают, что «только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75 процентов».

Использование информационно-коммуникационных технологий возможно на любом этапе занятия: при изучении нового материала, повторении, закреплении, проверке знаний, умений и навыков.

Основной программой, которая используется на уроках в коррекционных школах, является MS Power Point. Она позволяет при помощи видеопроектора;

- вывести на экран наглядный, в том числе интерактивный материал в виде рисунков, схем, таблиц, примеров, трактовок понятий, упражнений;

- провести контроль усвоения материалов при помощи различных заданий и тестов.

Несмотря на наличие ряда преимуществ использования ИКТ в работе воспитателя коррекционной школы, их внедрение связано с рядом проблем. Практически отсутствуют готовые задания, учебные пособия для детей с особенностями развития, педагогам зачастую их приходится разрабатывать самостоятельно, адаптировать стандартные пособия для работы на занятиях с учащимися коррекционных школ. Разработка таких пособий весьма актуальна на сегодняшний день.

При помощи презентаций, видеофайлов можно организовать работу детей таким образом, что они смогут наблюдать процесс изготовления изделия, обращаясь к экрану монитора или презентации, выполнять действия последовательно, по аналогии. При индивидуальной работе также возможно регулировать темп выполнения изделия, возвращаясь при необходимости к предыдущим шагам.

ИКТ позволяют переложить роль демонстрации образца с воспитателя на технические средства, а педагог в свою очередь получает возможность оказывать помощь отстающим ученикам.

Использование ИКТ также существенно экономит время воспитателя на уроке. При использовании презентаций, видео и аудио файлов пропадает необходимость обращаться к использованию доски и мела. Благодаря этому расширяются возможности для индивидуальной работы с учащимися.

Важно в учебной деятельности применять такой метод обучения, как творческие проекты. Проектная деятельность позволяет максимально учитывать интересы и склонности ребенка, его возможности и способности. Учащиеся могут сами выбрать тему проекта, самостоятельно подобрать материал, обработать и оформить его при помощи современных ИКТ. Для этого в коррекционных школах необходимо обучать детей использованию фотоаппарата, сканера, принтера, компьютера и интернета. В результате формируются такие важные качества, как самостоятельность, развиваются коммуникативные способности и навыки критического мышления, повышается информационная культура личности. Школьники учатся обмениваться мнениями, информацией, задавать вопросы друг другу и учителю, работать в команде, участвовать в дискуссиях, выступать на публике.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий позволяет педагогу более рационально использовать время при подготовке к уроку и его проведению, эффективно организовывать индивидуальную и групповую работу учащихся. ИКТ способствуют развитию внимания, мышления, памяти, в результате чего повышается эффективность обучения детей с умственной отсталостью.

Использование ИКТ на уроках способствует повышению познавательного интереса к предмету, росту интенсивности обучения, обеспечению индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Все это положительно влияет на успеваемость учащихся коррекционных школ восьмого вида, помогает формированию у них навыков самостоятельной деятельности, создает ситуацию успеха для школьников.

ИКТ развивают коммуникативные навыки детей на основе диалога ученика как с компьютером, так с воспитателем и его сверстниками. Современная компьютерная техника и мультимедийные технологии способствуют росту интереса к изучаемому предмету, повышают мотивацию к учебной деятельности, стимулируют творческую активность учащихся, что, безусловно, приводит к повышению эффективности обучения.

 

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (21.86 kB)
Автор:
Воспитатель ГБОУ коррекционной школы №15 г. Краснодара
Дата публикации: 18.01.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Бобкова Н. Д. Использование ИКТ в работе воспитателя коррекционной школы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/91144-ispolzovanie-ikt-v-rabote-vospitatelya-korrektsionnoj-shkoly (дата обращения: 23.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию