Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Формирование естественнонаучной грамотности на уроках курса окружающий мир

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках курса окружающий мир

Мягков Михаил Игоревич

студент 2 курса специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», ГАПОУ СО «Нижнетагильский Педагогический колледж №1»

Аннотация: в данной статье представлены особенности формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся младшего школьного возраста в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, функциональная грамотность, особенности формирования, ФГОС НОО, международные исследования.

Уровень развития науки и технологий в государстве –  это показатель уровня развития общества. Соответственно, государство предъявляет особые требования к уровню сформированности естественнонаучной грамотности у обучающихся в начальных классах, которая определяется «как способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями».

Результаты международного исследования PISA-2015, где особое внимание уделялось естественнонаучной грамотности 15-летних школьников, говорят о снижении её уровня у учащихся основной и старшей школы по сравнению с учащимися начальной школы. Исследования констатируют достаточно высокий уровень овладения предметными знаниями и умениями у учащихся и затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни [4].

По результатам исследования TIMSS по естествознанию обучающиеся российских школ значительно превышают результаты учащихся большинства стран-участниц TIMSS. Наша страна за период времени с 2011 года по 2015 год поднялась с 5 позиции на 4-ю, обойдя Финляндию, а уже в 2019 году Российская Федерация оказалась на 3 месте по уровню сформированности естественнонаучной грамотности [5].

Известно, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования описывается требования к условиям, содержанию и результату сформированости у обучающихся теоретических знаний и навыков их использовать, при этом существует недостаточная освещённость вопроса формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся начального школьного возраста, которая подразумевает способность использовать теоретические знаний в повседневной жизни.

В качестве доказательства гипотезы мы предлагаем углубится в главные понятия и особенности формирования естественнонаучной грамотности до уровня функциональной грамотности.

Для доказательства гипотезы была поставлена цель: теоретически обосновать особенности формирования естественнонаучной грамотности до уровня функциональной грамотности у обучающихся в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности является одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и государства всецело.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность, есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде [1, с.342].

Функциональная грамотность включает в себя множество компонентов:

  1. Глобальные компетенции;
  2. Финансовую грамотность;
  3. Читательскую грамотность;
  4. Математическую грамотность;
  5. Естественнонаучную грамотность;

Важным компонентов функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность, которая активно формируется на уроках курса «Окружающий мир».

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями [2, с.4].

Главной психолого-педагогической особенностью формирования естественнонаучной грамотности является развитие у детей познавательных процессов: мышления, памяти, внимания и правильной речи, которые в свою очередь формируются при использовании методов научного исследования на уроках Окружающего мира.

Развитие естественнонаучно грамотного населения является одной из приоритетных задач системы образования Российской Федерации, которая регламентирована в пакете нормативно-правовых документов.

Предполагается, что реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования должна способствовать формированию естественнонаучной грамотности обучающихся. Согласно пункту 12, подпункту 12.3 в котором представлены требования к результату освоения основной образовательной программы по предмету «Окружающей мир», обучающийся должен достичь:

  1. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  2. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  3. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире [3, с. 12].

Ценность жизненной позиции, научных и мировоззренческих взглядов обучающегося является приоритетной целью для каждой семьи, для общества и государства в целом. Только при соблюдении требований, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования возможно формирование естественнонаучно грамотной личности, способной принимать активную гражданскую позицию по вопросам задаваемой научной сферой современного, окружающего нас, мира.

В ходе исследования было установлено, что:

  • Существует особая взаимосвязь между понятиями «функциональная грамотность» и «естественнонаучная грамотность», а также между способами их формирования и уровнями сформированности у учащихся начальных классов.
  • Интенсивное развитие и формирование познавательных процессов в младшем школьном возрасте является необходимым условием формирования естественнонаучной грамотности младших школьников. Формирование естественнонаучной грамотности, в свою очередь, стимулирует развитие познавательных процессов, которые активизируются и развиваются при помощи использования в ходе урока научных методов исследования, что, в свою очередь, способствует формированию функциональной грамотности;
  • Реализация ФГОС НОО способствует формированию и развитию естественнонаучной грамотности младших школьников до уровня функциональной грамотности.

Список литературы:

  1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий : Методический словарь / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин – Москва : Икар, 2009. 448 с.
  2. Кондратьева Е. М. Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся : научная статья / Е. М. Кондратьева. – Москва : Российский учебник, 2018. – 64 с. – URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/4e8/4e84b44a6a302df80f065b57f6fe6b03.pdf (дата обращения: 16.10.2020).
  3. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования : утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г., № 373; с изменениями и дополнениями от 16. 02. 2016. – Москва : Ажур, 2019. – 35 с.
  4. ФИАКО Исследование PISA-2018, результаты проведения исследования PISA / ФИАКО. – Москва : Пресс-служба ФИАКО, 2018. – URL: https://fioco.ru/pisa-2018 (дата обращения: 30.10.2020).
  5. ФИАКО Исследование TIMSS-2019: результаты проведения исследования TIMSS / ФИАКО. – Москва : Пресс-служба ФИАКО, 2018. – URL: https://fioco.ru/timss-2019 (дата обращения: 26.11.2020)
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (21.28 kB)
Автор:
Студент специальности 44.02.02 "Преподавания в начальных классах" ГАПОУ СО "Нижнетагильский Педагогический колледж №1"
Дата публикации: 20.03.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Мягков М. И. Формирование естественнонаучной грамотности на уроках курса окружающий мир // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/93005-formirovanie-estestvennonauchnoj-gramotnosti-na-urokakh-kursa-okruzhayushchij-mir (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать Золотой сертификат— узнать о сертификате
  Заказать рецензию на публикацию