статья WEB-КВЕСТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 9 КЛАССЕ
Возможности современного образования значительно разнообразились благодаря активному развитию интернет-технологий. На сегодняшний день использование возможностей сети Интернет является посильным даже для младших школьников. Как правило, учащиеся проявляют высокий познавательный интерес к гаджетам.
Интернет-ресурсы позволяют в короткие сроки находить информацию, которая необходима для учебной работы. Также большое значение имеет создание возможностей для дистанционного обучения, наиболее актуальная тема на сегодняшний день в нашей стране и во всем мире в целом.
Одной из эффективных форм организации учебной деятельности являются Web-квесты – различные задания, которые предполагают использование интернет-ресурсов. Использование их в рамках учебной деятельности дает возможность активизировать познавательный интерес, творческие и интеллектуальные способности учащихся.
Web-квест является одним из средств использования информационно-коммуникационных технологий, ориентированных в первую очередь на учащихся, вовлеченных в образовательную деятельность.
Уникальностью Web-квестов служит то, что часть информации или же вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы обучающихся, находится фактически на различных сайтах. Благодаря существованию гиперссылок, учащиеся этого не чувствуют, а работают в едином информационном пространстве. Школьнику предлагается задание собрать необходимый материал в Интернете по определенной теме, а также решить задачу с использованием этих материалов. Ссылки на некоторые источники предоставляются учителем, а некоторые из них необходимо найти самостоятельно с помощью обычных поисковых систем. Подводя итог, учащиеся защищают свои собственные Web-страницы на предложенную тему, или же какую-либо другую творческую работу в электронном, печатном или устном виде [Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон. – Москва, 2013. – 282 с.].
«Web-образовательный квест - это сайт в сети Интернет, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную образовательную задачу» [Быховский Я. С. Образовательные Web-квесты конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://ito.bitpro.ru/1999].
По доминирующей составляющей Web-квесты делятся на следующие виды:
1. Практико-ориентированные (создание конкретного продукта, например, онлайн-сборника заданий, видеоролика, фотоколлажа и т.п).
2. Исследовательские (проведение различных практических работ, результаты которых обрабатываются с помощью различных компьютерных программ).
3. Информационные (работа с источниками, их анализ).
4. Креативные (работа над творческими проектами, разработка творческого продукта).
5. Ролевые [Быховский Я. С. Образовательные Web-квесты конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://ito.bitpro.ru/1999].
При работе с Web-квестами вырабатывается ряд следующих компетенций:
1) использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в том числе поиск необходимой информации, обработка результатов работы в виде компьютерных презентаций, Web-сайтов, флеш-роликов, баз данных);
2) самообучение и самоорганизация;
3) умение найти несколько способов решения проблемной ситуации, определить наиболее рациональный вариант и обосновать свой выбор;
4) навыки публичных выступлений (необходим анализ работы с вопросами и дискуссиями) [Дедюкина, С.В. Технология Web-квест как образовательная технология деятельностного типа в условиях реализации ФГОС / С.В. Дедюкина. - Непрерывное педагогическое образование.ru, 2014. - № 10. - С. 6.].
Практико-ориентированные Web-квесты нацелены на социальные интересы либо самих участников. Как правило, продукт в таких Web-квестах определён заранее и может быть впоследствии использован в жизни класса, школы или отдельных учащихся.
Исследовательские Web-квесты по своей структуре приближены к настоящему научному исследованию. В их рамках происходит постановка проблемы, выдвижение гипотез, определение целей и задач. Часто в данном виде работы используются различные научные методики.
Информационные Web-квесты направлены, прежде всего, на сбор информации и знакомство с ней учащимися, анализ и обобщение фактов; данный вид Web-квестов имеет ряд общих признаков с исследовательскими Web-квестами и являются их составной частью, требуя презентацию, а также её разработку.
Креативные Web-квесты не имеют четко разработанной структуры, находятся в подчинении жанру конечного результата (фильм, мероприятие), однако, результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или мероприятия, сайта).
Web-квесты используются достаточно долгое время. На сегодняшний день Web-квесты имеют чёткую структуру. Большинство авторов, основываясь на общей структуре, разработанной Б. Доджем, разрабатывали авторские Web-квесты, состоящие из следующих компонентов:
1. Введение - формулировка темы, описание основных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста. Цель следующая - подготовка и мотивация учащихся. Поэтому здесь важны мотивирующие и познавательные ценности.
2. Цель - четкое и интересное описание процесса выполнения и формы конечного результата:
1) проблема или головоломка, которую необходимо решить;
2) позиция для формулирования и защиты;
3) продукт, который будет создан в результате квеста;
4) доклад или презентация;
5) различные виды творческих результатов [Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. – Москва : Наука, 2017. - 278 с.].
3. Задача должна быть проблемной, четко сформулированной и иметь познавательную ценность.
4. Процесс (выполнение) - точное формулировка основных этапов работы; руководство к работе, полезные советы по сбору информации (контрольный список вопросов для анализа информации, различные советы по выполнению задания, «пустые» Web-страницы для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов и др.). С методологической точки зрения материал должен отличаться актуальностью, разнообразием оригинальности и ресурсов; разнообразием задач, их направленностью на развитие навыков мышления высокого уровня.; наличие методического обеспечения-вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании ролевых элементов-соответствующий выбор ролей и ресурсов для каждой роли. Здесь можно указать ссылки на ресурсы и не выделять для них отдельный раздел.
5. Оценка - описание критериев Web-квеста и параметров оценки выполнения, которое представлено в виде оценочной формы. Критерии оценки зависят от типа учебных заданий, которые решаются Web-квестом. Методическая оценка подчиняется точности представленных критериев оценки типа задания, четкости описания критериев и параметров оценки, способности измерять результаты.
6. Заключение - краткое и точное описание того, что учащиеся могут узнать, Web-квест выполнив этот. Должна быть связь с введением.
7. Источники - ссылки на ресурсы, используемые для создания Web-квеста [Баринова, Н.А. Web-квест как форма организации самостоятельной деятельности обучающихся / Н.А. Баринова. – Томск, 2015. - Актуальные вопросы модернизации российского образования. Материалы XXII международной научно-практической конференции. Центр научной мысли; научный редактор И. А. Рудакова. С. 69-72.].
На уроке информатики формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к которым образует ИКТ-компетентность, которые формируются через системно-деятельностный подход – ключевое условие реализации ФГОС. В связи с этим, педагоги должны использовать современные образовательные технологии деятельностного типа. К ним можно отнести и образовательные веб-квесты.
Использование Web-квестов на уроках информатики позволит учителю разнообразить форму проведения занятий. Такая организация урока необычна, инновационна, актуальна на сегодняшний день. Web-квест способствует повышению интереса и мотивации учащихся.
Форма организации занятия – Web-квестов имеет большой потенциал, связанный с такими положительными моментами, как развитие мотивации к получению новых знаний и расширению общего кругозора, получение навыков работы с информацией и культуры общения в сети Интернет, формирование исследовательских навыков и навыков группового общения, стремление к анализу полученной из различных источников информации. Кроме того, общекультурные и этические составляющие данного вида организации обучения способствуют раскрытию нравственного потенциала всех участников игры.
В результате работы с Web-квестом повышается компьютерная грамотность детей. Учащиеся получают основные понятия и начальные сведения о возможностях сети Интернет, а также происходит отработка навыков поиска информации в сети Интернет и навыков публикации своих материалов на веб-странице в Интернете, составляющих ИКТ-компетентность обучающихся.
Обучение должно носить развивающий характер в плане развития самостоятельного творческого и критического мышления. Именно с этой целью многие педагоги уже долгое время стараются использовать проектную технологию, применяя ресурсы cети Интернет. Но проблема состоит в том, что множество информации в Интернете и ее качество не только делают процесс работы над проектом проще, но и усложняют его. Одним из возможных решений данной проблемы является технология Web-квест.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Давыдова Д. В. WEB-КВЕСТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 9 КЛАССЕ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/93565-web-kvest-kak-innovatsionnaya-tekhnologiya-organizatsii-problem-obucheniya-na-urokakh-informatiki-v-9-klasse (дата обращения: 14.11.2024)- Музыка-язык души,чувств и настроений
- Самостоятельность как основа развития личности
- Использование ЦОР в образовательном процессе
- Государство и идеология
- Экологическая тропа как составляющая программы тура
- Организация групповой работы на уроках литературного чтения как средство развития коммуникативных УУД
- Формирование функциональной грамотности младших школьников
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 12520 пользователей.
Отзывы