статья Нетрадиционные техники рисования как средство успешного развития творческих способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Актуальность данной темы обусловлена качественными изменениями в обществе. Если в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как - будто сами собой, они стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, то в современной России же ситуация в корне изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она, конечно же, требует от человека не шаблонных, обычных действий, а подвижности, гибкости мышления, нетрадиционного (латерального) мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных повседневных проблем.
И также современное образование, как и все сферы общества, быстро развивается, тем самым перед обществом формируется совершенно новый образовательный заказ. Мы должны научить обучающихся необходимыми личными качествами, такими как: гибкость и креативность ума, умение решать определенные задачи под особым углом зрения, находить нестандартные и оригинальные идеи. Все это позволит в дальнейшем современному человеку и специалисту реализовать себя на профессиональном поприще.
А уроки творчества способны заложить столь необходимый человеку творческий потенциал. Все это говорит об актуальности данной темы, о необходимости творческого развития школьников.
Поэтому целью и задачей применения нетрадиционных техник в рисовании – раскрыть и развить творческий потенциал, заложенные в ребенке.
Цель: подтвердить свою гипотезу о том, что нетрадиционные техники рисования помогают раскрывать творческий потенциал, творческие способности детей.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
Задачи:
- Определить сущность развития творческих способностей детей.
- Рассмотреть характеристику нетрадиционных техник рисования, их виды.
- Показать влияние нетрадиционных техник рисование на развитие ребенка.
Сущность развития творческих способностей детей.
Занятия по изобразительному искусству открывает целый мир творчества и бесспорно всесторонне развивает ребенка, дают возможность выбора материала, техники, цвета, формы. Благодаря этому формируются эстетические качества: художественный вкус, чувство цвета, формы, материала.
Наблюдая за учениками на уроках, я иногда обращала внимание, что новый материал усваивается без интереса, когда предлагаешь к выполнению задания готовую модель действий или схему выполнения работы. Поэтому я решила один урок посвятить нетрадиционному рисованию. И оказалось, что урок прошел «на одном дыхании». Это был урок с применением техники «кляксография». У детей в начале урока было недоумение, когда я предложила им отложить кисточки и взять трубочки. Они не представляли, как можно рисовать трубочкой. Но в процессе урока, когда они поняли, как это работает, и им дали возможность творить, у них было столько восторга, эмоций, положительного заряда. И я также обратила внимание, что рисование с использованием нетрадиционных техник рисования не утомило детей, у них сохранилась высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
После этого меня заинтересовали возможные техники нетрадиционного рисования. И я сама открыла для себя много интересного.
Поэтому, я поняла что, применяя на практике только традиционные методы, не всегда позволяют решать те педагогические задачи, которые поставлены перед нами. Применение на практике нетрадиционных техник рисования позволяет решить проблемы развития творческой личности, кроме того изобразительная деятельность играет большую роль в нескольких ее составляющих: получение дополнительных навыков (наблюдательность, фантазия, воспроизведение на память),
Как отмечает Выготский в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» «Рисование - это ведущий вид творчества в детстве». Поэтому можно с уверенностью сказать о том, что это самое увлекательное и интересное занятие, особенно в раннем возрасте. Детский рисунок – отражение его внутреннего мира, состояния души - графическая речь.
Процесс рисования - это не только развитие фантазии и воображение, но и координация движения (когда работают «рука» - «глаз»), мелкая моторика, сенсорика. Мелкая моторика «интеллект на кончиках пальцев» - включает в работу важные отделы головного мозга, в том числе и речевой центр, таким образом, развивается и речь.
Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения, Для того, чтобы получить результат, добиться достижений, необходим «двигатель», который запустил бы в работу механизмы мышления, т.е. необходимы желания и воля, нужна мотивационная основа.
Занятия изобразительной деятельностью - это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития. Дело в том, что искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно.
Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким, неповторимым, непринуждённым.
Кроме обычных традиционных способов рисования особое место в развитие творческих (креативных) способностей у детей являются нетрадиционные техники рисования, так как само применение таких способов является для детей наглядным примером использования неожиданных, необычных способов использования привычных предметов (круп, семян, злаков, свечек, мыла, пробок, поролона, пенопласта, мятой, рваной бумаги, пластилина) и приемов рисования (пальчиками, ладошкой, оттисками), соединения различных способов рисования (красками и мелками, красками и свечкой), оттисков частей тела, всей фигуры, пробкой, поролоном, бумагой, использование трафаретов.
Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего творческого потенциала.
Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции.
Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Фатькина И. В. Нетрадиционные техники рисования как средство успешного развития творческих способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/93746-netraditsionnye-tekhniki-risovaniya-kak-sredstvo-uspeshnogo-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnostej-obuchayushchikhsya-s-intellektualnymi-narusheniyami (дата обращения: 22.12.2024)- Формирование учебной мотивации младших школьников на внеурочных занятиях общеинтеллектуального направления
- Взаимодействие классного руководителя с библиотекой
- Арт-терапия
- Стадии развития коллектива
- Инклюзивное образование для детей с расстройствами аутистического спектра
- Понимание речи
- Решение проблем реализации творческого замысла в рамках внеурочной деятельности художественно- эстетического направления в начальной школе
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 10208 пользователей.
Отзывы