Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Ценностные ориентации младшего школьника, обучающегося по программе VIII вида

Материал будет полезен учителям и воспитателям, работающим с детьми, обучающимися по программе VIII вида. Статья содержит теоретические аспекты ценностных ориентаций, методики, направленные на изучение различных сфер жизнедеятельности детей, качественный и количественный анализ данных. Также предлагаются формы работы с классным коллективом, направленные на эффективное формирование нравственных ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации - одна из ведущих характеристик личности человека. К ценностям, в первую очередь, следует отнести здоровье человека, его близких и окружающих, сохранение природного мира, гармонию человека с природным и социальным миром, красоту природы, активную, деятельную жизнь. Они играют решающую роль в саморегуляции, самоопределении, самореализации личности, определяют цели и средства деятельности, а также способность человека к рефлексии.

Все это играет существенную роль в становлении личности человека, является основой для выбора образа жизни, профессионального и жизненного пути.

Как отмечают психологи становление у школьников ценностных ориентаций начинается в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте лишь выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное освоение, закрепляющееся в практической деятельности.  

Продуктивность учащихся младших классов напрямую зависит от того, какие жизненные ценности у них преобладают.  От этого зависит окружение ребёнка, его будущие ориентиры на дальнейшую взрослую жизнь.

Ценностные ориентации выполняют ряд функций. Это экспрессивная функция, способствующая самоутверждению и самовыражению индивида. Человек стремится передать принятые ценности другим, достичь признания, успеха; адаптивная, выражающая способность личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество; защиты личности - ценностные ориентации выступают своего рода "фильтрами", пропускающими лишь ту информацию, которая не требует перестройки всей системы личности; познавательная, направленная на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности; координации внутренней психической жизни, гармонизации психических процессов.

Итак, ценностные ориентации, играя важную роль в формировании нравственной активности, обеспечивают общую направленность поведения личности, социально значимый выбор ею целей, ценностей, способов регуляции поведения.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что у личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал ребенок, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Педагогу принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Педагог всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Очень важным фактором формирования ценностных ориентаций, представлений, ценностей и идеалов является воспитание.

С целью выявления особенностей формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте мною был проведен ряд методик, направленных на изучении различных сфер жизнедеятельности детей 3 «Б» класса  ОКСОУ Дмитриевской с(к)о школы-интерната V вида. Дети обучаются по программе VIII вида.

В классе - 8 человек.   Из них 2 детей – женского пола, 6 детей – мужского пола.

Средний возраст детей – 9,5 лет. В исследовании принимали участие 6 человек.

Перед проведением исследования, опираясь на данные наблюдений и личных дел учащихся, мы установили ряд общих для исследуемых детей особенностей, среди которых можно выделить следующие:

  1. неуверенность в себе, неумение вступить в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками в силу стеснительности и пассивности;
  2. недоверие к миру, скептическое отношение ко всему;
  3. отсутствие смысла жизни;
  4. низкий интеллект;
  5. высокий уровень тревожности.
  6. повышенная раздражительность, вспыльчивость, утомляемость;

Использованные  методики адаптированы на младший школьный возраст.

В их основе лежит беседа в форме диалога по тексту, заключающему какую-либо педагогическую ситуацию. Школьниками высказываются мнения, их рассуждения, при этом обнаруживается их понимание ситуации и отношение к ней.

В данной работе мы использовали:

1. Вопросы:

  • Идёт контрольная работа. Твой одноклассник не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь?
  • Ты не можешь решить контрольной работы. Твой товарищ предлагает списать у него. Как ты поступишь?
  • Ты получил двойку и знаешь, что если родители узнают об этом, то накажут тебя. Сообщишь ли ты им о полученной оценке?
  • Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты случайно видел это. Товарищ не хочет сознаться. Назовешь ли ты его имя учителю?

2. Социометрическая методика изучения ценностей.

Понятия:

Когда ты вырастешь, ты будешь…

  1. Красивым.
  2. Богатым.
  3. Очень умным.
  4. Всегда помогать людям.
  5. Пойдешь воевать.
  6. У тебя будет много друзей.

Детям предлагается расположить варианты в порядке значимости для них.

Количественный анализ полученных данных

На основе ответов составим таблицу.

  1. Идёт контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь?
  2. Ты не можешь решить контрольной работы. Твой товарищ предлагает списать у него. Как ты поступишь?
  3. Ты получил двойку и знаешь, что если родители узнают об этом, то накажут тебя. Сообщишь ли ты им о полученной оценке?
  4. Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты случайно видел это. Товарищ не хочет сознаться. Назовешь ли ты его имя учителю?
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (29.59 kB)
Автор:
ОКСОУ Дмитриевская с(к)о школа-интернат V вида Воспитатель
Дата публикации: 27.10.2014
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Ковалева Г. И. Ценностные ориентации младшего школьника, обучающегося по программе VIII вида // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/940-tsennostnye-orientatsii-mladshego-shkolnika-obuchayushchegosya-po-programme-viii-vida (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию