Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Виды одаренности и условия работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Виды одаренности

 Различают следующие виды одаренности:

- интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;

- академическая  - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;

- творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;

- художественная  - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия – высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей;

- социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором;

- психомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:

  • уровень развития способностей;
  • высокая степень обучаемости;
  • творческие проявления (креативность);
  • мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.

Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой: мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.

Для выявления одаренности желательно вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам.

Методами оценки реальных действий обучающихся в реальных ситуациях являются:

  • анализ результатов деятельности, достижений в предметных олимпиадах, конкурсах;
  • наблюдение;
  • экспертные оценки педагогов, специалистов и т.п.

Для выявления одаренных детей используются все возможные источники информации о ребенке: замечания и суждения педагогов, родителей, сверстников; результаты олимпиад, конкурсов и т.п.

В выявлении одаренных детей принимают участие все участники педагогического процесса, в том числе и родители.  Психолог Александр Ильич Савенков предложил методику оценки общей одаренности, которая может применяться как родителями, так и педагогами. С помощью этой методики можно оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей, таких как:

  • любознательность (познавательная потребность) - стремление обучающегося к познанию нового, неизвестного;
  • сверхчувствительность к проблемам - способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают;
  • способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления;
  • словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка;
  • способность к оценке - возможность понимать как собственные мысли и поступки, так и действия других людей;
  • изобретательность;
  • способность рассуждать и мыслить логически;
  • настойчивость (целеустремленность);
  • требовательность к результатам собственной деятельности.
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (32.27 kB)
Автор:
Учитель, МОУ Школа с.Белоярск
Дата публикации: 19.04.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Корозникова А. А. Виды одаренности и условия работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/94085-statya-vidy-odarennosti-i-usloviya-raboty-s-odarennymi-detmi-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию