статья Виды одаренности и условия работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Виды одаренности
Различают следующие виды одаренности:
- интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;
- академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;
- творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;
- художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия – высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей;
- социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором;
- психомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:
- уровень развития способностей;
- высокая степень обучаемости;
- творческие проявления (креативность);
- мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.
Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой: мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.
Для выявления одаренности желательно вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам.
Методами оценки реальных действий обучающихся в реальных ситуациях являются:
- анализ результатов деятельности, достижений в предметных олимпиадах, конкурсах;
- наблюдение;
- экспертные оценки педагогов, специалистов и т.п.
Для выявления одаренных детей используются все возможные источники информации о ребенке: замечания и суждения педагогов, родителей, сверстников; результаты олимпиад, конкурсов и т.п.
В выявлении одаренных детей принимают участие все участники педагогического процесса, в том числе и родители. Психолог Александр Ильич Савенков предложил методику оценки общей одаренности, которая может применяться как родителями, так и педагогами. С помощью этой методики можно оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей, таких как:
- любознательность (познавательная потребность) - стремление обучающегося к познанию нового, неизвестного;
- сверхчувствительность к проблемам - способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают;
- способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления;
- словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка;
- способность к оценке - возможность понимать как собственные мысли и поступки, так и действия других людей;
- изобретательность;
- способность рассуждать и мыслить логически;
- настойчивость (целеустремленность);
- требовательность к результатам собственной деятельности.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Корозникова А. А. Виды одаренности и условия работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/94085-statya-vidy-odarennosti-i-usloviya-raboty-s-odarennymi-detmi-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 23.12.2024)- Профориентационная работа со старшеклассниками с нарушениями слуха
- Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языкак в начальной школе
- Игровой стретчинг в разделах гимнастики и акробатики на уроках физкультуры младших школьников
- Баяндама тақырыбы: «Білім бастауы тәрбие»
- ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
- Использование метода интеллект-карт
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7312 пользователей.
Отзывы