Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Технология смыслового чтения как средство развития читательской компетентности младших школьников

«Технология смыслового чтения как средство развития читательской компетентности младших школьников»

В настоящее время современному обществу нужен человек, который самостоятельно может добывать информацию, исходя из этого получать знания и применять их в различных видах деятельности.

Важнейшую роль для успешного осуществления вида деятельности играет умение читать.

В широком смысле уметь читать, значит «извлечь из мертвой буквы живой смысл» - говорил великий педагог К. Д. Ушинский.

В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Читательской компетентностью учащихся начальной школы является сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Актуальность использования технологии смыслового чтения на уроках литературного чтения заключается в направленности формирования у обучающихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая на сегодняшний день составляет основу умения учиться.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него начинает работать воображение. Если ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается: как устная, так и письменная речь.

При формировании навыка смыслового чтения выступают не только художественные произведения, но и текстовая и нетекстовая информация учебников, дополнительной литературы по всем учебным дисциплинам в начальной школе. Благодаря этому навыку мы формируем компетентного ученика-читателя.

Компетентный ученик-читатель — это человек, обладающий интеллектуальной культурой, личность, сформировавшая в себе следующие качества:

-стремление к преобразованию себя в интеллектуальной деятельности путем чтения художественных произведений;

-владение продуктивными способами и качественным навыком чтения; знание программных читательских умений в работе с текстом;

- владение читательской самостоятельностью при работе с книгой;

-полноценное восприятие художественных произведений и освоение научно-познавательных текстов;

-наличие у ученика читательского кругозора, то есть литературоведческих представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения.

Представленные положения читательской компетентности, безусловно, значимы для младших школьников, так как предполагают осознанную потребность в чтении и формируют компетентного ученика-читателя.

Ученые выделяют 3 основные стратегии работы с текстом. В которые включены приемы активной работы с текстом, через которые можно формировать навык функционального чтения:

1) работа с текстом до чтения;

2) работа с текстом во время чтения;

3) работа с текстом после чтения.

Формирование навыков смыслового чтения на данный момент является потребностью современного общества в целом и каждого отдельного человека в частности. Смысловое чтение – весьма широкое понятие, понимание которого хоть и имеет определенные особенности у разных ученых в различных областях науки, но все же обладает общей для всех сутью. Смысловое чтение – это понимание прочитанного, способность видеть «между строк» и умение делать собственные выводы на основе изученных текстов.

Таким образом, правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (17.02 kB)
Автор:
Студент ГАПОУ СО "Ревдинский педагогический колледж"
Дата публикации: 25.04.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Ланцова А. А. Технология смыслового чтения как средство развития читательской компетентности младших школьников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/94306-statya-tekhnologiya-smyslovogo-chteniya-kak-sredstvo-razvitiya-chitatelskoj-kompetentnosti-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию