статья Технология смыслового чтения как средство развития читательской компетентности младших школьников
«Технология смыслового чтения как средство развития читательской компетентности младших школьников»
В настоящее время современному обществу нужен человек, который самостоятельно может добывать информацию, исходя из этого получать знания и применять их в различных видах деятельности.
Важнейшую роль для успешного осуществления вида деятельности играет умение читать.
В широком смысле уметь читать, значит «извлечь из мертвой буквы живой смысл» - говорил великий педагог К. Д. Ушинский.
В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Читательской компетентностью учащихся начальной школы является сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Актуальность использования технологии смыслового чтения на уроках литературного чтения заключается в направленности формирования у обучающихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая на сегодняшний день составляет основу умения учиться.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него начинает работать воображение. Если ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается: как устная, так и письменная речь.
При формировании навыка смыслового чтения выступают не только художественные произведения, но и текстовая и нетекстовая информация учебников, дополнительной литературы по всем учебным дисциплинам в начальной школе. Благодаря этому навыку мы формируем компетентного ученика-читателя.
Компетентный ученик-читатель — это человек, обладающий интеллектуальной культурой, личность, сформировавшая в себе следующие качества:
-стремление к преобразованию себя в интеллектуальной деятельности путем чтения художественных произведений;
-владение продуктивными способами и качественным навыком чтения; знание программных читательских умений в работе с текстом;
- владение читательской самостоятельностью при работе с книгой;
-полноценное восприятие художественных произведений и освоение научно-познавательных текстов;
-наличие у ученика читательского кругозора, то есть литературоведческих представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения.
Представленные положения читательской компетентности, безусловно, значимы для младших школьников, так как предполагают осознанную потребность в чтении и формируют компетентного ученика-читателя.
Ученые выделяют 3 основные стратегии работы с текстом. В которые включены приемы активной работы с текстом, через которые можно формировать навык функционального чтения:
1) работа с текстом до чтения;
2) работа с текстом во время чтения;
3) работа с текстом после чтения.
Формирование навыков смыслового чтения на данный момент является потребностью современного общества в целом и каждого отдельного человека в частности. Смысловое чтение – весьма широкое понятие, понимание которого хоть и имеет определенные особенности у разных ученых в различных областях науки, но все же обладает общей для всех сутью. Смысловое чтение – это понимание прочитанного, способность видеть «между строк» и умение делать собственные выводы на основе изученных текстов.
Таким образом, правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ланцова А. А. Технология смыслового чтения как средство развития читательской компетентности младших школьников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/94306-statya-tekhnologiya-smyslovogo-chteniya-kak-sredstvo-razvitiya-chitatelskoj-kompetentnosti-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 21.11.2024)- Применение игровых технологий на уроках в начальной школе
- Профилактика жестокого обращения с детьми
- Системно- деятельностный подход как основа формирования регулятивных учебных действий младших школьников
- Организация работы по формированию ключевых компетенций в каникулярное время
- Особенному ребенку - особый педагог
- Адаптация первоклассников
- Приложение к статье
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3676 пользователей.
Отзывы