Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Семейные традиции в наши дни большая редкость

Семейные традиции в наши дни большая редкость. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между всеми членами семьи. Задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов. Ведь традиции выступают основой воспитания детей. В последнее время современная семья утратила многие из добрых старых традиций, выполнявших воспитательные функции. Это относится в первую очередь к городской семье, живущей достаточно изолированно даже от близких родственников, друзей соседей. Отсутствие общения детей друг с другом, взрослыми, родителями в играх, на праздниках, не позволяет ребёнку в должной степени адаптироваться к социуму, на копить опыт социальных отношений.

Семья существует, воспроизводя традиции, следуя образцам деятельности, без которой немыслимо её развития. Различные типы образцов воспроизводятся каждым поколением и регламентируют создание новой семьи: супружеские и родительские отношения, ведения домашнего хозяйства, организация досуга. Семья и её ценности представляют собой элементы культуры, то любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Семейные традиции имеют свои особенности это семейно-родственные связи и отношения служат одним из важнейших построения культуры. Они функционируют в качестве механизмов передачи любви, доброты, жалости, взаимопонимания, готовности прийти на помощь близкому человеку, через них многовековой опыт, традиции и обычаи передаются от старшего поколений к младшими. В основе традиции лежит какая –либо идея, ценность, норма, опыт семьи. В зависимости от ценностей и норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о разрушительных традициях. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребёнка идёт более успешно.

С целью выявления оптимальных условий формирования интереса у детей к семейной традиционной культуре, а так же определения наличия традиций в современных семьях необходимо решить следующие задачи:

  • выявить у детей дошкольного возраста уровень сформированности интереса к семейной традиционной культуре, определить его содержание, особенности проявления и развития;
  • разработать содержание и методику экспериментальной работы и проверить её эффективность в процессе воспитания у детей интереса к семейной традиционной культуре.

На первом этапе моей работы были выдвинуты следующие задачи:

  • выявить наличие знаний и представлений у детей о семье, семейной традиционной культуре;
  • оценить возможность приобщения дошкольников к семейной традиционной культуре;
  • изучить отношение родителей и воспитателей к поставленной проблеме.

Для решения этих задач использовались разнообразные методы: опросы, игры, игровые ситуации, наблюдения, педагогические ситуации.

С целью выявления степени сформированности у дошкольников представление о семье проводились индивидуальные беседы:

  • «Как ты понимаешь, что такое семья?»;
  • «У тебя большая семья?»;
  • «С кем ты живёшь?»;
  • «Есть ли у тебя бабушки, дедушки?»;
  • «Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку?»;
  • «Есть ли у тебя брат или сестра?»;
  • «Кто ты в семье?».

На первом этапе изучалось понимание воспитанниками значения слова «семья». По результатам опроса выяснилось, что это понятие сформировано у детей недостаточно полно.

На вопрос о характеристиках семьи дошкольники говорили, что это люди, которые живут вместе, перечисляли бабушек и дедушек, сестёр и братьев. Это говорит о том, что дети путают «семья» и «родство». На вопрос «Кто ты в семье?» девочки назвали себя «ребёнок», «дочка», «внучка», «сестра», а мальчики – «ребёнок», «сын», «внук».

Во второй части беседы выявлялись представления о семейных традициях, организации свободного времени, отвечая на такие вопросы:

  • Часто ли ваша семья собирается вместе?
  • Когда вы все вместе, чем вы занимаетесь?
  • Куда ты любишь ходить вместе с мамой и папой?
  • Приходят ли твои друзья к тебе в гости, что вы делаете?
  • Какие семейные праздники бывают у вас дома?
  • Какой семейный праздник ты любишь больше всего?
  • Почему ты любишь именно этот праздник?
  • Есть ли в вашей семье какие-либо традиции?

Никто из дошкольников не мог назвать семейные традиции, так как им не было непонятно само слово. Первостепенной задачей работы стало знакомство воспитанников с этим понятием. Среди семейных праздников дети назвали в основном день рождения, Новый год, Рождество, 8Марта, Масленица, так как им нравятся эти праздники, потому что получают подарки, некоторых привлекает красиво одеться. К большинству из опрошенных детей друзья не приходят в гости, хотя им бы этого очень хотелось.

Следующий этап - наблюдение за детьми в повседневной жизни, в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья». Она протекает оживлённо, радостно, как правило, затягивается на несколько дней и дошкольники к ней возвращаются. Например, если дети разыгрывают приход гостей, то они накрывают на стол, гости покупают что-то в магазине, приходят в дом и дарят свой подарок, все вместе усаживаются за стол.

Мною использовалась методика комментирования картинок, например, на темы «Вечер в семье», «Праздник в семье». В ходе проведения данной методики ребёнок описывал картинку исходя из своего личного опыта. Как оказалось, рассказы получились однотипны. Например, «Вечер в семье» они описывали следующее: я играю, мама готовит кушать, папа смотрит телевизор, читает газету. Четверо из опрошенных затруднились ответить.

Применяла также метод игровых ситуаций. Например, дошкольникам предлагалось сыграть в игру «День рождения». Один из них выбирается именинником, а остальные его поздравляют, придумывают пожелания, дарят подарки. Вывод проведённых ситуаций показал, что знания детей о поздравлениях и пожеланиях бедны. Приглашали на день рождения только по телефону, при этом использовали неправильные речевые обороты, забывали называть дату события и времени. С целью определения отношений воспитателей и родителей к проблеме исследования применялись следующие методы: анкетирование родителей, беседы с ними и воспитателями, анализ воспитательно-образовательной работы с детьми. В качестве примера представлена анкета приложение№1.

Результаты опроса родителей оказались следующими, перечислили традиционные праздники: дни рождения, Новый год, Рождество, 8Марта. Из семейных традиций назвали дни рождения родных и близких, воскресные обеды, чаепития, совместный летний отдых, уважение старших членов семьи, оказание им посильной помощи. На вопрос «Оформляется ли вашей семье фотоальбом?» лишь четыре человека ответили положительно, остальные сообщили, что фотографий много, но альбом не оформлен. Среди предметов, передающихся по наследству, были названы папин дневник, картины, написанные прадедом. На вопрос об особенностях своей семьи ни один из опрошенных не назвал семейные традиции. В результате бесед с воспитателями, а так же анализа плана воспитательно-образовательной работы можно сделать следующий вывод: педагоги понимают значения приобщения детей к культуре своего народа. В процессе работы они используют элементы народной культуры, как декоративно - прикладное искусство, народные игры, праздники, знакомят с атрибутами и предметами быта.

Учитывая результаты первого этапа работы, далее решались следующие задачи:

  • воспитание у детей дошкольного возраста интереса к семейной традиционной культуре;
  • определение и апробация механизма освоения ребёнком содержания семейной традиционной культуры.

Материал по ознакомлению детей семейной традиционной культурой был разделён на два блока:

  • Знакомство с культурой и традициями русского народа (традиция отмечать семейные праздники).
  • Ведение семейной фотолетописи.

Цель первого блока: побуждение детей к установлению личностных контактов с родителями с целью повышения осведомлённости о детстве, жизни старших членов семьи, поддержания интереса к родословной. В ходе изучения «Культуры и традиции народов Кубани» закрепились знания детей о названии родной страны, края, культуре (устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве). Уточнялись представления дошкольников о традициях, о которых им рассказывали, читали в сказках, которые они знают по опыту своих семей. Сначала с детьми проводилась беседа о талантах народа живущих на Кубани. Я вместе с воспитанниками вспоминали народные сказки, песни, обычаи. Поначалу дети отвлекались, им было сложно понять обычаи и некоторые понятия. Когда начала рассказывать им о Масленице, они заинтересовались, стали наперебой рассказывать, как проходит этот праздник в детском саду, как празднуют его дома. Далее познакомила детей с традицией имя наречения, содержанием празднования дня именин, состоялась беседа о семейных традициях: совместном чтении книг, домашних праздниках, похода, чаепитиях. После этого дошкольникам было дано задание узнать у родителей, какие традиции они помнят. В результате проведённой беседы у детей возник интерес к данной теме.

Вместе с воспитанниками мы организовали досуг «Ждём гостей» (приложение№2), на которой раскрывались вопросы подготовки к празднику: украшение квартиры, приглашение, вручение подарков, приём гостей и проводы, развлечения и игры. Дети с удовольствием рассказывали о том, как помогают при уборке квартиры, чем можно угостить гостей. Затруднения вызвали вопросы, как можно украсить квартиру и как правильно развлекать своих друзей. Основными развлечениями воспитанники назвали просмотр мультфильмов, компьютерные игры, свободные игры в своей комнате. Для закрепления полученных знаний предлагалось решить следующие проблемные ситуации:

  • «Тебя пригласили в гости, но ты прийти не можешь, потому что заболела маленькая сестрёнка и её не с кем оставить. Как ты поступишь, чтобы не обидеть друга?».
  • «Друг забыл пригласить тебя на день рождения, а ты хочешь пойти. Что ты будешь делать?».

Проигрывая такие ситуации, дети упражнялись в нахождения в сложившихся обстоятельствах. При решении первой ситуации никто из дошкольников не сомневался в том, что нельзя оставлять маленькую сестрёнку одну, а друга можно поздравить по телефону и объяснить, почему не можешь прийти. Трое детей уточнили, что отдадут подарки, когда увидятся. Что касается второй проблемной ситуации, то поначалу все дети говорили, что обидятся на друга. Но после уточнения деталей ответили, что надо позвонить и поздравить.

Для обогащения содержательной стороны интереса было проведено игровое занятие «Милости просим, гости дорогие»;

  • на которой дошкольники познакомились с некоторыми русскими национальными традициями приёма гостей;
  • с понятиями «гостеприимство», «хлебосольство», «рукомойник», «красный угол».

После неё дети стали включать некоторые элементы встречи в свои игры: вместо плиты появилась печь, начали пользоваться словами «рушник», а так же пытались показать, как хозяйка встречала гостей в старину хлебом и солью. Помимо непосредственной образовательной деятельности в группах организовались интересные празднования день рождений. Дети, родители и педагоги вместе оформляли групповую поздравительными открытками, фотографиями, шарами, готовили костюмы, подарки, поздравления и угощения, играли в народные игры и слушали народные песни. Для родителей организовала консультацию на тему: «Как интересно отпраздновать день рождения ребёнка». Оказалось, что взрослые сталкиваются с рядом трудностей при проведении детских праздников. Основным они считали приготовление вкусного угощения и множество подарков, а в последнее время лучшим вариантом считают устроить праздник в кафе. Благодаря консультациям родители получили много важной, интересной информации, которой хотели бы воспользоваться.

Определяющей идеей второго блока было признание необходимости создания у ребёнка позиции активного познания. Учитывая, что интерес оказывает сильное побуждающее воздействие, стратегия его формирования не сводилась лишь к усвоению знаний и информации. Самое главное было создать педагогические условия, при которых дети могли «перенести» полученные знания в знакомую сферу жизни своей семьи. Для этого с воспитанниками было организовано рассматривание семейных фотографий, фотоальбомов с беседами о людях, которые изображены на фотографиях, выяснением, кем они приходятся ребёнку, уточнения понятия «тётя», «дядя», «двоюродные брат и сестра», «родственники», «родня». Для установления лично-родственных отношений эффективным оказалось изготовления семейного герба, в котором подчёркивались особенности семьи: её традиции, увлечения… эмоционально-экспресивное отношение детей укреплялось тем, что они выступали в роли экскурсоводов, рассказывая о гербе своей семьи. С целью поддержания интереса к родословной предлагалось рассказать о самом старшем члене семьи, наиболее ярко запомнившиеся моменты, связанные с бабушками и дедушками. Детям давалось задания узнать о детстве родителей, их играх, интересных случаях, которые с ними приключились. Порадовало то, что это задание заинтересовало родителей, они с удовольствием вспомнили о своём детстве. Так же было предложено оформить семейную газету, в которой выделялось какое – либо событие из жизни семьи, с помощью фотографий создавалось его образ. Для поддержания активно-действенного отношения к семейной традиционной культуре эффективным оказалось оформление альбома «Путешествие в мир семьи», который состоял из рисунков детей на темы: «Наши семейные традиции», «Портрет нашей семьи».

Завершающий этап определил следующие задачи:

  • определение степени усвоения дошкольниками семейных традиций;
  • уровень навыков гостевого этикета: правила приглашения, подготовки к празднику;
  • выявление влияния проведённой работы на развитие интереса детей к семейным традициям.

Результаты проведенной мною работы показали, что у дошкольников изменились представления о семье, семейно-родственных отношениях, традициях, что способствовало углублению и расширению их интереса. Опрос детей показал, что с удовольствием рассказывают об особенностях своей семьи, они получили представление о том, что такое традиция, смогли назвать традиции их семьи, любимые семейные праздники. Словарь дошкольников обогатился новыми понятиями. Они узнали о гостевом этикете: научились преподносить подарки с разнообразными пожеланиями, стараются не повторяться, изобретательно подходят к выбору формы приглашения гостей. Особенно им понравилось придумывать и оформлять открытки-приглашения. По результатам наблюдения можно сказать, что дошкольники применяют полученные знания в своих сюжетно-ролевых играх: договариваются о ролях, совместно определяют содержание сюжета, более полно и подробно раскрывают отношения между членами семьи и родственниками. Дети стали включать в игры такие элементы, как подготовка подарка своими руками, приглашение гостя разными способами, сами наряжаются, устраивают показы концертов и спектаклей. Таким образом, проведённая работа подтвердила, что дошкольники стали более эмоционально и подробно рассказывать о проведении праздников в семье. Особенно отмечают сплочённость всех членов семьи при подготовке к мероприятию. Содержание семейной традиционной культуры богато и разнообразно, часть его может быть адаптирована к освоению детьми дошкольного возраста и служит основой для развития их интереса к познанию окружающего. Обогащение содержания семейной традиционной культуры способствует полноценной организации семейной жизнедеятельности, взаимопонимания членов семьи. Всё это вызывает у них эмоциональный отклик.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (24.12 kB)
Автор:
Учитель начальных классов МБОУ " СОШ №1"
Дата публикации: 28.05.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Гудкина О. П. Семейные традиции в наши дни большая редкость // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/95298-semejnye-traditsii-v-nashi-dni-bolshaya-redkost (дата обращения: 27.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию