статья Гуманистическая педагогика как часть современной педагогики
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА – КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Каждый ребёнок является на этот свет не похожим на других, особенным. Педагоги созданы для того, чтобы этот ребёнок получил развитие по своим возможностям, достиг его максимально возможного уровня и определил своё место в жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления к ребёнку и ставит его в центр отношений. При этом процесс проходит так, чтобы ребёнок получил максимальное развитие.
Также гуманистическую педагогику называют инновационной, так как является инновацией для нашей страны. Что касается западных систем, то они намного раньше начали движение гуманистического подхода в педагогике и сформировали систему новых отношений педагога и ученика в несколько этапов.
С точки зрения гуманизма, главная цель воспитания – это возможность каждого ребёнка стать полноправным субъектом познания, деятельности, общения и просто свободной личностью. Уровень гуманизации процесса воспитания представлен тем, насколько такой процесс предоставляет возможность для формирования личности, раскрытия природных задатков и создания творческих начал, ответственности.
Принципы гуманистической педагогики
Гуманизм в педагогике не преследует цель установления определенной авторитарной идеологии, а наоборот стремится помочь ученику стать более независимым. Это делает его и более ответственным при решении жизненных проблем. Ценность подобного воспитания состоит в том, что учитель и ученик проводят совместную работу по определению методов самоорганизации и самопознания.
Непредвзятость, объективность и научность процесса обучения и воспитания. На деле это означает, что учитель должен быть максимально непредвзятым при передаче или обсуждении информации. Иначе будет нарушено хрупкое равновесие идей свободы и равенства, а, следовательно, и возможности на самореализацию каждого ученика. Конечно, подобного достичь почти невозможно. На любого человека влияют так или иначе приходящие извне события, но тем не менее педагог должен быть максимально отстранен от пристрастий и штампов, быть объективным и меньше поддаваться идеологическим эмоциям. Побуждение к самодетерминации и саморегуляции воспитательных процессов, главная цель которых — вызвать в ученике тягу к самопознанию, саморазвитию, самооценке, самокоррекции и так далее. На практике это означает, что педагог раскрывает ученику методы и технологии работы над собой, а также способы оценки эффективности культурной и социальной жизни. Предлагающие объяснения, которые задают грани моральной и этической правомерности методов процесса познания. Ученик должен понимать, почему он делает выбор в пользу этой идеи или технологии, зачем ему это нужно, какие цели он преследует и так далее.
Развитие гуманистической педагогики Современные гуманистические педагоги стремятся предать данному мировоззрению конструктивную этическую основу, которая направлена на обеспечение высокой жизнеспособности личности в обществе перед лицом насущных социальных, правовых и прочих проблем. По сути гуманизм – эта выгодная альтернатива непреложным догмам и иррациональному мышлению.
Гуманистическая педагогика в России
Первые зачатки гуманизма появились в России еще в 18 веке. Ломоносов был великим просветителем-гуманистом Наиболее яркими её представителями были М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев. Они высказывали идеи о превосходстве морали и нравственности над разумом. Слова были пропитаны свободой и стремлением к восстановлению гуманного порядка, который считали естественным. Но это были только первые ростки, которые еще не имели сильного влияния на рядовую жизнь обывателей. Широкое развитие идей гуманизма произошло благодаря тайным сектам, а именно масонству. Старые порядки к 19 веку уже окончательно ушли в небытие и потребовались новые духовные взгляды. Созданные масонством доктрины и околонаучная литература основались на ценности человеческой жизни и смысле её бытия. К началу 20 века произошел новый толчок развития гуманизма. В его основе лежали труды М. Хайдеггера. Экзистенциализм, отцом которого он являлся, провозглашал, что сущность человека лежит за пределами социальной предопределенности, при этом в личности происходит бесконечное внутреннее оспаривание. Эта философия ставила перед собой простую цель — помочь человеку морально выжить в условиях двух мировых войн и колоссальных социальных преобразований.
Широкое развитие идей гуманизма произошло благодаря тайным сектам, а именно масонству. Старые порядки к 19 веку уже окончательно ушли в небытие и потребовались новые духовные взгляды. Созданные масонством доктрины и околонаучная литература основались на ценности человеческой жизни и смысле её бытия. К началу 20 века произошел новый толчок развития гуманизма. В его основе лежали труды М. Хайдеггера. Экзистенциализм, отцом которого он являлся, провозглашал, что сущность человека лежит за пределами социальной предопределенности, при этом в личности происходит бесконечное внутреннее оспаривание. Эта философия ставила перед собой простую цель — помочь человеку морально выжить в условиях двух мировых войн и колоссальных социальных преобразований.
Имеет гуманистическая педагогика представителей и сегодня. Среди них можно отметить Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинского, В.А.Мухину и многих других. Эти ученые, писатели и педагоги пропагандируют мягкость в межличностных отношениях, сострадание, милосердие, но прежде всего терпимость к инакомыслящим. Идеи гуманизма способствовали развитию научно-технического прогресса, внесли большой вклад в искусство, открыли дорогу к просвещению. Гуманизм стал основой расцвета эпохи Возрождения. Искусство было проникнуто его идеями. Гармонически развитый человек являлся идеалом того времени. Эта личность должна быть свободна, и над ней не может быть никакой опеки. У человека не должно быть препятствий, которые мешают чувствовать и думать, как хочется. При этом у современных ученных нет однозначного представления о характере и особенностях ренессансного гуманизма, как и о временных отрезках его существования и развития. Но нет сомнений в том, что гуманизм являлся главной идеей культуры данных эпох, его неотделимой частью. Появившийся в искусстве, гуманизм способствовал экономическому буму, развитию наук, социальной революции и равенству перед законом. Гуманизм прошел много этапов модификации не только в Италии, но и во всем мире. Он оказал свое благотворное влияние на многие сферы современной жизни, навсегда изменив представления человечества как о самом себе в целом, так и о значимости отдельной личности.
Что такое гуманизм в педагогической науке?
Гуманизм является совокупностью ценностей и тезисов, утверждающих важность бытия человека и личности. Гуманизм – это идеал общества, как система ценностей и установок.
Педагогика гуманизма – это система теорий науки, представляющая ученика сознательным, равноправным, деятельным участником воспитательного и учебного процесса, развивающимся так, как позволяют его возможности.
Все дети появляются на свет индивидуальностями, они во всем отличаются друг от друга. Однако, чтобы добиться приемлемого развития, достигнуть наиболее высокого уровня, найти свое место в жизни, ему помогают учителя. В природосообразной педагогике не требуется приспосабливаться к ребенку, а в гуманистической – он является центром отношений, процесс организуется таким образом, чтобы развить его как можно полнее.
Гуманистическую педагогику именуют также инновацией. Однако, такая инновационность имеет место лишь в России. Подобная система на Западе уже много лет направлена на гуманистическую ориентацию педагогического процесса, она постепенно переходит к системе новаторских взаимоотношений учитель-ученик.
Гуманизм целью процесса обучения считает предоставление детям шанса превратиться в полноценных субъектов познания, деятельности, общения. Стать личностями, обладающими свободой. Уровень гуманизации процесса обучения определен тем, как хорошо он обеспечивает человеку возможность самореализации, распознавания способностей, подаренных самой природой, развития творческих наклонностей, ответственности.
Отличительные черты педагогики гуманизма
Такая педагогика, прежде всего, ориентируется на личность. Характерные черты этой педагогики таковы:
- Приоритет смещается от получения информации и приобретения навыков к развитию всех личностных качеств (умственные, нравственные, физические);
- Усилия концентрируются на личности, которая свободна, действует, думает сама;
- Обеспечиваются такие условия организации обучения, которые способствуют правильной смены ориентирования процесса учебы и воспитания.
Какое значение имеет учитель, если используется педагогика гуманизма?
Учебный и воспитательный процесс становится гуманизированным, он предлагает отказаться от авторитарности учебного процесса, где оказывается давление на личность ученика, перейдя к педагогике, направленной на человека, считающей свободу и деятельность воспитанников очень важными. Сделать учебный процесс гуманиированным получится, если создавать условия, где не учиться ‒ не получится, как не получится остаться спокойным участником воспитания либо человеком, наблюдающим жизнь со стороны.
При таком подходе обучения необходимо, чтобы учитель и образовательные учреждения приспосабливались к ученикам, а еще нужно обеспечить психологическую безопасность и комфортную атмосферу. Когда педагогический процесс основывается на принципах гуманизма, учитель обязан растормошить внутренние силы ученика, чтобы он мог решать проблемы сам, а не рассчитывать на учителя. Следует перестать навязывать ученику имеющееся решение, активизировать его личную работу по росту личности и ее изменению. Цель обучающего и воспитательного процесса – это, не получение знаний, как совокупности фактов и теорий, а перемены в самой личности в итоге самостоятельного обучения.
Обучение, заинтересовывающее воспитанника, проходит не как простой сбор фактов, а как перемена в личности, ее поведении, концепции «Я». Именно такое обучение можно считать важным обучением.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Первякова К. А. Гуманистическая педагогика как часть современной педагогики // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/95765-gummanisticheskaya-pedagogika-kak-chast-sovremennoj-pedagogiki (дата обращения: 14.11.2024)- Нетрадиционные формы работы с родителями
- Обобщение опыта работы по развитию классного самоуправления
- Использование лингвострановедческих материалов в целях формирования социокультурной компетенции на английском языке у обучающихся старших классов во внеурочной деятельности
- Использование приемов проектной методики на уроках английского языка как средство формирования профессиональных компетенций в учреждениях СПО
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ НАВЫКОВ ОСОЗНАННОГО БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
- Требования к урокам географии
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4979 пользователей.
Отзывы