статья Проблема стрессоустойчивости в исполнительской деятельности музыканта-педагога
ПРОБЛЕМА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА
Важнейшей частью педагогической деятельности учителя музыки является ее художественно-исполнительская составляющая. Именно поэтому тема преодоления сценического стресса — одна из популярных, находящихся на пересечении психологии и музыкальной практики, не теряющая своей актуальности для всех сценических искусств. Сущность данной проблематики обозначается так же как «эстрадное волнение», «страх сцены», «формирование оптимального сценического состояния», «сценическая саморегуляция», «формирование готовности к выступлению». При всем многообразии формулировок, суть проблемы остается постоянной — безусловно, стрессовый характер исполнительской деятельности. С одной стороны, публичное выступление всегда остается смыслом, желанной целью и центральным моментом любого исполнительского искусства, а, с другой стороны, разрушительное воздействие стрессовых факторов достигает максимальной силы именно в сценических условиях. Как отмечают многие ученые, музыкант на сцене находится под двойным гнетом стрессовых факторов итоговости и публичности, поэтому любое сценическое выступление может рассматриваться как итоговая деятельность в экстремальных условиях. Нет артиста, который ни разу бы не пострадал от негативных форм сценического волнения, нередко идет насмарку чуть ли не вся предварительная работа, любовно и тщательно проделанная. Исполнение на публике вызывает у исполнителя особые психические установки, устойчивость которых может быть очень непостоянна и которые поддерживаются ценою внутренней борьбы и напряженного волевого усилия. Будь то малая или большая слушательская аудитория — волнения неизбежны. Проблему «эстрадного волнения» не обходит ни один исследователь в области педагогики музыкального образования, психологии, частных методик обучения пению и игре на инструментах. Эта проблема является одной из ключевых в педагогике и психологии музыкального образования. Ей посвящены и давние работы физиолога С.Клещова, сотрудничавшего с И.П.Павловым, видного ученого-методиста Б.А.Струве и врача Б.М.Токарского, польской пианистки Марии Мантуржевской, болгарского педагога–психолога Х.Христозова и более близкие к нашему времени исследования музыкального психолога Л.Л.Бочкарева, а также обобщения богатого практического опыта, представленные в монографиях А.Д.Алексеева, статьях А.Е.Орентлихерман, Ю.Н.Мазченко и др. Внимание исследователей и педагогов сосредоточено на профессиональных и психологических предпосылках преодоления эстрадного волнения. В этих трудах рассматриваются сложные вопросы, так или иначе влияющие на успешность сольного выступления музыканта на эстраде. В.Ю.Григорьев, Г.М.Цыпин связывали возникновение сценического волнения со стрессом — деструкцией, с индивидуально-личностными характеристиками и способностями, с возрастными особенностями и т.д. Сценическое волнение является разновидностью эмоциональных состояний. Одна из сторон такого состояния связана со стрессом — особым психофизиологическим состоянием тревоги, испуга, подавленности, приводящее к снижению эффективности деятельности или полной бездеятельности (Г.Селье, Т.Кокс, Китаев-Смык, А.Б.Леонова, Д.А.Леонтьев и др.). По мнению психологов, стресс возникает при сравнении между требованиями, предъявляемыми к личности, и ее способностями справиться с этими требованиями. Отсутствие баланса в этом механизме вызывает стресс и ответную реакцию на него. Например, А.Б.Леонова, Д.А.Леонтьев считают, что на возникновение стресса влияют различные факторы: врожденная уязвимость организма, внешние события, убеждения человека, его умение совладать со стрессовой ситуацией. Большая часть специальных исследований посвящена изучению профессионального стресса и различных аспектов его проявлений — стресса на рабочем месте, трудового организационного стресса и др. Д.А.Леонтьев связывает возникновение стрессовой ситуации у человека с недостаточным развитием компонентов жизнестойкости (вовлеченность, контроль, принятие риска), которые должны развиваться с детского возраста. Существует множество подходов к объяснению диапазона переживаний сценического волнения. По мнению В.Ю.Григорьева стресс бывает информационным, когда существует дефицит информации и сознание не успевает принимать необходимые решения в ситуации повышенной ответственности и сжатого времени, в обстановке недостатка уверенности. Например, при игре пассажей, технически трудных эпизодов, чтении нот с листа, в случае вынужденной срочной смены программы и в других подобных ситуациях. Стресс также бывает эмоциональным, граничащим с паникой, когда возникает угроза успешной организации исполнительского процесса. Из-за этого исполнитель может ощущать серьезные помехи, испытывать отрицательные эмоции, что в свою очередь может привести к нарушению работы памяти и всей двигательной сферы утере выразительности исполнения. Другая сторона эстрадного состояния связана с фрустрацией — дезорганизацией работы сознания, торможением регуляции деятельности (игра «крупным планом»). Такое состояние может быть вызвано трудностями как художественного, так и технического порядка. Но повлиять на это состояние могут и другие факторы, связанные с завышенной планкой исполнительского идеала и недооценка своих возможностей его осуществления, что приводит к «комплексу неполноценности». Защитой от фрустрации может быть игра сочинений более доступных технически, с яркой образной задачей, особенно жанровых миниатюр. Третья сторона эстрадного состояния связана с внутриличностным конфликтом — переживанием невозможности уклониться от необходимости выйти на сцену и обязанности сыграть там. Суть конфликта заключена в разрыве между своими завышенными претензиями («Я удивлю всех!») и реальными возможностями. Эти противоречия приводят метаниям, неуверенности, упадку энергии. Существует и еще одна сторона эстрадного состояния — кризис. Как правило, из-за желаемой цели (например, стать солистом) и невозможностью ее достойно реализовать как из-за отсутствия необходимых способностей, и по причине типичных психологических срывов — нарушения памяти, неустойчивости волевых процессов [2]. Общим для всех этих четырех психических состояний является высокий уровень напряженности, нарушение привычных норм жизнедеятельности, а также актуализация личностного механизма преодоления — индивидуальной психологической тактики совладания со стрессом сцены. Таким образом, стрессовое состояние связано с потерей саморегуляции. Как правило, перевозбуждение нервной системы выражается в неадекватном экзальтированном состоянии, либо, напротив, в блокировке психических процессов — эстрадном «ступоре», нарушении восприятия и памяти, раздражительности, тревожности и т.д. Происходит потеря внутреннего контроля и авторства, отключенность, неуправляемость, ригидность, ужас. С точки зрения психофизиологии в сценическом опыте мы имеем дело с явлением сверхперевозбуждения, которое особенно часто в исполнительском творчестве возникает при соприкосновении с публикой. Его причиной является распространение возбуждения по тем системам коры и подкорки мозга, доступ к которым должен был быть прегражден торможением. В результате в двигательном, слуховом и зрительных анализаторах происходит оживление нервных следов, в данном случае совсем излишних. Именно они и искажают всю картину творческих результатов, меняя темпы, путая оттенки, разрывая стройную исполнительскую форму. Поведение становится суетливым; внимание рассредоточивается; уровень помехоустойчивости и адаптативных возможностей снижается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации. Неуравновешенность возбуждения торможением является, следовательно, одной из причин так называемого эстрадного волнения (Блинова М.П.). К тому же в психофизиологических исследованиях имеются данные о том, что психологические проблемы закрепляют физические симптомы. Из вышеперечисленных симптомов стрессового состояния можно выявить структуру стрессоустойчивости, которая включает в себя следующие уровни: 1) Социально-коммуникативный — мотивация к публичной деятельности (желание выйти на сцену или к аудитории учащихся ). 2) Личностно-психологический — развитые музыкальные способности, профессионально-исполнительские навыки, психологическая устойчивость (эмоциональная стабильность, саморегуляция). 3) Психофизиологический, включающий в себя свойства высшей нервной деятельности, способность к достижению оптимального функционирования организма. В музыкально-исполнительской деятельности развитие сценической стрессоустойчивости (рефлексии) приводит к навыку осознания своего психофизического состояния в экстремальной обстановке концертного выступления, что позволяет исполнителю контролировать свое выступление, достигать по мнению психофизиологов «пика формы», т.е. состояния, в котором необходимо совмещать предельную сосредоточенность, концентрацию и контроль внимания с максимальной свободой и комфортностью выполнения профессиональных задач. Таким образом, через развитие стрессоустойчивости возможно индивидуальное моделирование оптимального эмоционального состояния. Музыкант должен постепенно вырабатывать навык положительного, конструктивного отношения к экстремальной ситуации. Эти навыки являются неотъемлемой частью профессиональной музыкально-исполнительской деятельности.
Литература
1. Бочкарев Л.Л. Психология исполнительской деятельности. — М., 2006.
2. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. — Л., 1974.
3. Гальберштам А.М. Взаимосвязь профессиональной рефлексии и эффективности музыкально-исполнительской деятельности студентов. — М., 2001.
4. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. — М., 2006.
5. Коган Г.М. У врат мастерства. — М., 2004. 6. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психология технологии управления состоянием человека
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Бодалева Р. Х. Проблема стрессоустойчивости в исполнительской деятельности музыканта-педагога // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/96369-statya-problema-stressoustojchivosti-v-ispolnitelskoj-deyatelnosti-muzykanta-pedagoga (дата обращения: 14.11.2024)- Взаимодействие родителей, детей и педагогов
- Развитие критического мышления в образовательном процессе
- Трансформация системы ценностей в процессе перехода к информационному обществу
- Білім беру технологиялары
- Основы финансовой грамотности в начальной школе
- Слухоречевая реабилитация посредством кохлеарной имплантации
- Использование здоровье сберегающих технологий на коррекционных занятиях с младшими школьниками, обучающимися по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ЗПР
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 8118 пользователей.
Отзывы