статья Активная роль общеобразовательного учреждения в формировании духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности
Активная роль общеобразовательного учреждения в формировании духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Этому способствует Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
. В качестве основного инструмента педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина названа общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями. Именно школа является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства непрерывного (в течение всей жизни) духовно-нравственного развития личности гражданина России, которое организовано в пределах школы и ее ближайшего социального окружения.
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Традиционными источниками нравственности являются:
- Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (духовное, трудовое).
- Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; людям, Справедливость; Милосердие; Доброта; Честность.
- Гражданственность — Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Толерантность; Свобода совести и вероисповедания.
- Семья — Любовь и верность; Здоровье;Почитание родителей; Забота о старших и младших;.
- Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие .
- Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.
- Традиционные российские религии включают представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.
- Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.
- Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.
- Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.
воспитательная работа в школе строится в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России с целью реализации программы Школа народной культуры. Работа над данной проблемой ведется с 1998 года. Коллектив Ольгинской средней школы №1 воспринимает идею опоры на народную культуру как духовный мост из прошлого в будущее, как возможность воспитания интереса к прошлому, уважения к предкам, к поколениям дедов и отцов. Это позволит возродить в сознании людей ценности духовной культуры Дона, у подрастающего поколения ответственности за свою малую и большую Родину, желание трудиться не только для себя, но и для ее блага.
В этом контексте цель школьной образовательной системы состоит в приобщении подрастающих поколений к великим ценностям народной культуры, в формировании национального самосознания, способствующего идентификации личности со своей страной, со своим народом, его настоящим и будущим.
Воспитательная программа Школы народной культуры дополнена рядом целевых подпрограмм: Школа толерантности, Одаренные дети, Профилактика правонарушений и преступлений среди подростков, Здоровье, Детских объединений Цветик-семицветик и В мире звезд. Введена подпрограмма «Возрождение традиций духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников»
В нашей школе ведутся уроки МХК и ОДНК, факультативные курсы «Доноведение», «Литература Дона», «Я- гражданин», элективный курс «Светочи России», «Жизнетворчество».
Одним из путей возвращения к прерванной традиции в российской
педагогике в нашей школе является введение в программу
общеобразовательной школы с 2007 года курса «Основы духовно-
нравственной культуры», которое предполагает, что дети, независимо от
их национальной принадлежности охотно посещают факультативный
курс, так как он не ущемляет их прав на вероисповедание, знакомя
обучающихся с мировыми религиями, делает акцент на Основах
Православной культуры, что значимо для них как для граждан России.
Изучение «Основ духовно-нравственной культуры» способствует
укреплению межнациональных отношений, преодолению расовой и
религиозной нетерпимости, успешному диалогу разных культур,
воспитанию толерантности.
Мы должны осознать, что настоящим богатством России является не природные ресурсы, а человек. В формировании этого человека трудно переоценить роль учителя. Сам учитель должен быть объектом пристальной заботы со стороны государства. "Учитель — это штука тонкая: народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Деньгами вы, например, настроите школ, но учителей сейчас не наделаете", — писал Федор Михайлович Достоевский.
Если говорить о результатах, которых мы достигли, то это повышение интереса к истории и культуре родного края, возрастание численности воспитанников, вовлеченных в сферу дополнительного образования, увеличение участников творческих, в том числе и православных, конкурсов, победы во Всероссийской олимпиаде по Основам православной культуры.
В Ольгинской школе мы отслеживаем положительную динамику в направлении духовно-нравственного и патриотического воспитания: обучающиеся нашей школы активно участвуют и занимают места в
во Всероссийской олимпиаде по Основам православной культуры, проводимой храмом Серафима – Соровского ,в муниципальном этапе Всероссийской олимпиаде по Основам православной культуры,в конкурсе
«Юных экскурсоводов Дона, в районном фестивале прессы в номинации «Во славу воина-победителя»
Таким образом, наши усилия направлены на построение в каждой школе воспитательной системы, при которой все структуры и факторы школьной жизни эффективно содействовали развитию личности школьника.
Новая российская школа становится важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.
Рекомендации:
- Совершенствование совместной деятельности ОУ и Центра дополнительного образования с целью духовно- нравственного и патриотического воспитания школьников
- Разработать и внедрять в ОУ Целевую программу духовно-нравственного и патриотического воспитания с учетом особенностей социальной культурообразующей среды ОУ.
- Активно использовать информационные, интерактивные технологии в урочной и внеурочной деятельности, воспитательные педагогические технологии.
- Создать условия для систематизации и активной диссеминации инновационного опыта работы педагогов района по апробации предметов и курсов, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание и развитие личности.
- Создание единого информационно-методического ресурса по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию и развитию.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Рожкова Н. Н. Активная роль общеобразовательного учреждения в формировании духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/97096-aktivnaya-rol-obshcheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-formirovanii-dukhovno-nravstvennogo-i-grazhdanski-patrioticheskikh-kachestv-lichnosti (дата обращения: 22.12.2024)- Статья об участии в конкурсном отборе
- РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Право на жизнь – основное право человека
- Экологическое воспитание на учебных занятиях в младших и средних классах
- Промежуточная аттестация по английскому языку
- Применение социальных технологий в решении проблем у детей с девиантным поведением
- Урок английского языка в рамках ФГОС