Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Активная роль общеобразовательного учреждения в формировании духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности

Активная роль общеобразовательного учреждения в формировании духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Этому способствует Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

. В качестве основного инструмента педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина названа общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями. Именно школа является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства непрерывного (в течение всей жизни) духовно-нравственного развития личности гражданина России, которое организовано в пределах школы и ее ближайшего социального окружения.

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Традиционными источниками нравственности являются:

  1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (духовное, трудовое).
  2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; людям, Справедливость; Милосердие; Доброта; Честность.
  3. Гражданственность — Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Толерантность; Свобода совести и вероисповедания.
  4. Семья — Любовь и верность; Здоровье;Почитание родителей; Забота о старших и младших;.
  5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие .
  6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.
  7. Традиционные российские религии включают представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.
  8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.
  9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.
  10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

воспитательная работа в школе строится в соответствии  с Концепцией духовно-нравственного  воспитания  и развития личности гражданина России с целью реализации программы Школа народной культуры. Работа над данной проблемой ведется с 1998 года. Коллектив Ольгинской средней школы №1 воспринимает идею опоры на народную культуру как духовный мост из прошлого в бу­дущее, как возможность воспитания интереса к прошлому, уважения к предкам,  к  поколениям  дедов  и  отцов.  Это  позволит  возродить  в сознании людей ценности духовной культуры Дона, у подрастающего поколения ответственности за свою малую и большую Родину, желание трудиться не только для себя, но и для ее блага.

В этом контексте цель школьной образовательной системы состоит в приобщении подрастающих поколений к великим ценностям народной культуры, в формировании национального самосознания, способствующего идентификации личности со своей страной, со своим народом, его настоящим и будущим.

Воспитательная программа Школы народной культуры дополнена рядом целевых подпрограмм: Школа толерантности, Одаренные дети, Профилактика правонарушений и преступлений среди подростков, Здоровье, Детских объединений Цветик-семицветик и В мире звезд. Введена подпрограмма «Возрождение традиций духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников»

В нашей школе ведутся уроки  МХК и ОДНК, факультативные курсы «Доноведение», «Литература Дона», «Я- гражданин», элективный курс «Светочи России», «Жизнетворчество».

Одним из путей возвращения к прерванной традиции в российской
педагогике в нашей школе является введение в программу
общеобразовательной школы с 2007 года курса «Основы духовно-
нравственной культуры», которое предполагает, что дети, независимо от
их национальной принадлежности охотно посещают факультативный
курс, так как он не ущемляет их прав на вероисповедание, знакомя
обучающихся с мировыми религиями, делает акцент на Основах
Православной культуры, что значимо для них как для граждан России.
Изучение «Основ духовно-нравственной культуры» способствует
укреплению межнациональных отношений, преодолению расовой и
религиозной нетерпимости, успешному диалогу разных культур,
воспитанию толерантности.

Мы должны осознать, что настоящим богатством России является не природные ресурсы, а человек. В формировании этого человека трудно переоценить роль учителя. Сам учитель должен быть объектом пристальной заботы со стороны государства. "Учитель — это штука тонкая: народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Деньгами вы, например, настроите школ, но учителей сейчас не наделаете", — писал Федор Михайлович Достоевский.

Если говорить о результатах, которых мы достигли, то это повышение интереса к истории и культуре родного края, возрастание численности воспитанников, вовлеченных в сферу дополнительного образования, увеличение участников творческих, в том числе и православных, конкурсов, победы во Всероссийской олимпиаде по Основам православной культуры.

В Ольгинской школе мы отслеживаем положительную динамику в направлении духовно-нравственного и патриотического воспитания: обучающиеся нашей школы активно участвуют и занимают места в

во Всероссийской олимпиаде по Основам православной культуры, проводимой храмом Серафима – Соровского ,в муниципальном этапе Всероссийской олимпиаде по Основам православной культуры,в конкурсе

«Юных экскурсоводов Дона, в районном фестивале прессы в номинации «Во славу воина-победителя»

Таким образом, наши усилия направлены на построение в каждой школе воспитательной системы, при которой все структуры и факторы школьной жизни эффективно содействовали развитию личности школьника.

Новая российская школа становится важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

Рекомендации:

  1. Совершенствование совместной деятельности ОУ и Центра дополнительного образования с целью духовно- нравственного и патриотического воспитания школьников
  2. Разработать и внедрять в ОУ Целевую программу духовно-нравственного и патриотического воспитания с учетом особенностей социальной культурообразующей среды ОУ.
  3. Активно использовать информационные, интерактивные технологии в урочной и внеурочной деятельности, воспитательные педагогические технологии.
  4. Создать условия для систематизации и активной диссеминации инновационного опыта работы педагогов района по апробации предметов и курсов, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание и развитие личности.
  5. Создание единого информационно-методического ресурса по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию и развитию.
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (41.00 kB)
Автор:
учитель МХК,Искусства,ОДНКНР МБОУ СОШ №1 ст.Ольгинской
Дата публикации: 26.08.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Рожкова Н. Н. Активная роль общеобразовательного учреждения в формировании духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/97096-aktivnaya-rol-obshcheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-formirovanii-dukhovno-nravstvennogo-i-grazhdanski-patrioticheskikh-kachestv-lichnosti (дата обращения: 22.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию