Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам развития речи младших школьников на уроке русского языка. Цель исследования: выявление методов и приемов реализации межпредметных связей в процессе развития речи младших школьников на уроках русского языка. В статьепредставлены 3 типа межпредметных связей, используемые на уроках русского языка, которые были апробированы на государственной практике.

        Ключевые слова: межпредметные связи, интегрированный урок, развитие речи, методика преподавания русского языка.    

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, эмоций. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. В последнее десятилетие все более четкими становятся коммуникативно - речевая направленность языкового образования, реализация речевого и литературного развития младших школьников. Но уровень языковой культуры общества снижается, что сказывается и на уровне речевого развития детей. 

Проблема развития речи  в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Выявлено, что широкие возможности для развития связной речи младших школьников дает интеграция уроков русского языка с другими дисциплинами. Русский язык в качестве учебного предмета вступает в непосредственные межпредметные связи со всеми остальными учебными предметами. Сами школьники без специального обучения обычно не используют на уроках русского языка межпредметный материал из других школьных предметов. Необходимо специально развивать у учащихся потребность использования на уроках русского языка одинаковых или смежных знаний, получаемых на уроках по другим предметам.  

   Противоречие между необходимостью развития речи учащихся и недостаточной разработанностью роли межпредметных связей в решении этой проблемы обусловили выбор темы моего исследования «Развитие речи младших школьников через реализацию межпредметных связей на уроках русского языка».

    Проблема исследования: каковы методы и приемы реализации межпредметных связей в процессе развития речи  младших школьников на уроках русского языка?

    Цель: выявление методов и приемовреализации межпредметных связей в процессе развития речи младших школьников на уроках русского языка. 

    Объектом исследования является процесс развития речи младших школьников на уроках русского языка, а предметом - методы и приемы реализации межпредметных связей в процессе развития речи младших школьников на уроках русского языка.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и лингво-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности развития речи младших школьников на уроке русского языка. 

3. Познакомиться с педагогическим опытом развития речи младших школьников через реализацию межпредметных связей на уроках русского языка.

4. Выявить и апробировать на практике методы и приемы реализации межпредметных связей в процессе развития речи младших школьников на уроках русского языка.

5. Разработать уроки развития речи с использованием межпредметных связей на уроках русского языка.

  Свое исследование я проводила в два этапа. На первом, теоретическом этапе, мною выявлено, что в условиях низкого уровня владения школьниками коммуникативно-речевыми умениями осуществляются попытки нетрадиционного обновления содержания обучения, которые ученые и педагоги начинают искать на путях «межпредметной интеграции». В настоящее время многие исследователи ищут механизмы творческого создания художественного словесного образа на основе взаимодействия выразительных средств разных искусств (музыки, живописи, литературы, театра). Ознакомление детей с произведениями литературы и разных видов искусства играет огромную роль в становлении  речи обучающихся, которая должна соответствовать следующим критериям: содержательность, логика, точность,богатство языковых средств, ясность,выразительность.

Кроме того, я изучила опыт  преподавателей в вопросах исторического развития идеи межпредметных связей и выяснили, что существует несколько типов межпредметных связей, которые были апробированы мною на практике.

1. Познавательный: формирование в сознании учащихся целостной взаимосвязанной картины мира на материале общих сквозных тем школьных курсов. На практике познавательный тип межпредметной связи я реализовала, проводя уроки на тему  “Моя любимая игрушка”. Данная тема соединяет четыре учебных предмета: чтение, рисование, музыка, русский язык. 

  На уроке  чтения происходит знакомство с произведениями, которые посвящены игрушкам (А.Л. Барто, В.Ю. Драгунский и др.). Проводится беседа о бережном отношении к ним.   К уроку рисования дети приносят свои любимые игрушки. Во вступительной беседе они рассказывают, почему считают их любимыми. После чего, руководствуясь методикой урока рисования, выполняется рисунок игрушки (предлагается оформить его в виде книжечки – сложенный пополам альбомный лист).   На уроке музыки используются песенные импровизации, придумывание мелодий к текстам стихотворений А.Л. Барто “Игрушки”.

  Завершающим уроком по данной теме является урок русского языка, где учащиеся пишут сочинение “Моя любимая игрушка” и заканчивают оформление книжечки: вписывают рассказ на листок с изображением игрушки. Далее организуется выставка работ детей.

2. Лексический: использование для объединения предметов межпредметного лексического минимума, в результате работы над которым познается не только предметное, прямое значение слова, но и переносное, перцептивное, ассоциативное, этимологическое. 

На одном из уроков русского языка я предложила детям исследовать слово «радуга». После того как школьники определилиассоциативное значение слова, им было предложено с помощью словарей найти его лексическое значение.

  Ассоциативное значение: семь цветов, дождик, веселье, смех, небо, горы, шум реки, гоготанье гусей.

Лексическое значение: «разноцветная дугообразная полоса на небе, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях». 

Школьники образно определяли слово радуга:«разноцветная дуга коромысла»; «одногорбый верблюд»; «дорога, по которой передвигаются различные сказочные герои»; «девушка- радуга вырвалась из темных туч»; «радуга, словно подкова»; «разноцветные ступени от горы до горы»; «дорога между небом и землей». Кроме этого, мы совместно с обучающимися нашли и этимологическое значение слова:радуга – «скорее всего, переоформление райдуга, которое является сложением рай и дуга.  В таком случае радуга буквально – «пестрая дуга».

Очень подробно я поработала над символикой слова «радуга» и убедилась в том, что она в зависимости от эпохи и культуры имеет разные значения.

Во многих культурах – символ божественных проявлений доброжелательного характера. В Библии  –  знак Бога, что с этого момента больше не будет всемирного потопа. В христианстве - три главных цвета радуги толкуются как образы всемирного потопа (синий), мирового пожара (красный) и новой земли (зеленый), а семь цветов  –  как образы семи таинств и семи даров Святого Духа или примиряющий небо и землю символ Марии. В европейских верованиях - весть о будущем богатстве или нахождении сокровища.

   После этого мы обратились к мифологическимпредставлениям о радуге.

В славянских языках названия радуги отражаютнародные представления и верования: дуга, райская дуга, райдуга, веселка, веселуха, Божий лук, пояс, Божий пояс, бабаин пояс, Богородичин пояс, золотой мосток, коромысло, краса, красуля и т. д. В Болгарии известно также представление о том, что радуга – это «пояс Господа, который он полощет во время дождя или сушит после дождя».

Благодаря речетворческому осмыслению слова «радуга» у учащегося создается определенное представление о радуге, которое затем воплощается в детских сочинениях. 

Третий тип межпредметной связи - тематический, суть которого состоит в объединении содержания соотносимых между собой тематических разделов разных предметов: "Литературы", "Изобразительного искусства", "Музыки" для подготовки и написания сочинения. Интегративным материалом урока по развитию речи становятся тексты разных типов речи, произведения живописи, музыки, литературы. 

На уроке музыки мы кратко познакомимся с биографией композитора Игоря Стравинского, с жанром балет. Познакомимся с сюжетом и историей создания балета «Жар – птица». На уроке изобразительного искусства рассмотрим картины, на которых нарисована Жар-птица и другие сказочные персонажи. На уроке внеклассного чтения вспомним сказки, в которых говорится о Жар- птице. На уроке русского языка мы определим тему сочинения, составим план, опорные слова и дети напишут сочинение.

При подготовке к урокам мы учитывали методические принципы проведения уроков, на которых реализуются межпредметные связи.

1. Формулировка учебно-познавательной задачи, для решения которой необходимо привлечение знаний  из других предметов.

2. Обеспечение  высокой  активности учащихся по применению знаний из других предметов.

3. Направление межпредметных  связей  на объяснение причинно-следственных связей, сущности изучаемых явлений.

4. Содержание  выводов  мировоззренческого, обобщенного характера, опирающиеся на  связь  знаний  из  разных  предметов.

С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей природы, действительности, а также способствует приобретению новых знаний, представлений,обогащению мира душевных переживаний.

Развитие речи младших школьников станет более успешным, если изучение языка осуществляется на основе восприятия и анализа лучших образцов художественной литературы, в качестве основной единицы обучения используются специально подобранные тексты, устанавливаются межпредметные связи с разными видами искусства.

Литература:

1. Кулагин, П. Г. Межпредметные связи в обучении [Текст] / П. Г. Кулагин. – Москва: Просвещение, 1983. - 96с.

2. Лямина, Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам[Текст] Нач. школа №11  1995г. - 208 с.

3. Михеева, Т.Б. Печкурина О.В. Уроки развития речи в начальной школе [Текст] Книга для чтения. М. ООО РС 2005г. - 106с.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (59.50 kB)
Автор:
МБОУ СОШ 24 города Белово . Учитель русского языка и литературы
Дата публикации: 25.09.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Царегородцева А. В. РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/97670-razvitie-rechi (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать Золотой сертификат— узнать о сертификате
  Заказать рецензию на публикацию