статья РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация: Данная статья посвящена вопросам развития речи младших школьников на уроке русского языка. Цель исследования: выявление методов и приемов реализации межпредметных связей в процессе развития речи младших школьников на уроках русского языка. В статьепредставлены 3 типа межпредметных связей, используемые на уроках русского языка, которые были апробированы на государственной практике.
Ключевые слова: межпредметные связи, интегрированный урок, развитие речи, методика преподавания русского языка.
Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, эмоций. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. В последнее десятилетие все более четкими становятся коммуникативно - речевая направленность языкового образования, реализация речевого и литературного развития младших школьников. Но уровень языковой культуры общества снижается, что сказывается и на уровне речевого развития детей.
Проблема развития речи в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Выявлено, что широкие возможности для развития связной речи младших школьников дает интеграция уроков русского языка с другими дисциплинами. Русский язык в качестве учебного предмета вступает в непосредственные межпредметные связи со всеми остальными учебными предметами. Сами школьники без специального обучения обычно не используют на уроках русского языка межпредметный материал из других школьных предметов. Необходимо специально развивать у учащихся потребность использования на уроках русского языка одинаковых или смежных знаний, получаемых на уроках по другим предметам.
Противоречие между необходимостью развития речи учащихся и недостаточной разработанностью роли межпредметных связей в решении этой проблемы обусловили выбор темы моего исследования «Развитие речи младших школьников через реализацию межпредметных связей на уроках русского языка».
Проблема исследования: каковы методы и приемы реализации межпредметных связей в процессе развития речи младших школьников на уроках русского языка?
Цель: выявление методов и приемовреализации межпредметных связей в процессе развития речи младших школьников на уроках русского языка.
Объектом исследования является процесс развития речи младших школьников на уроках русского языка, а предметом - методы и приемы реализации межпредметных связей в процессе развития речи младших школьников на уроках русского языка.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и лингво-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития речи младших школьников на уроке русского языка.
3. Познакомиться с педагогическим опытом развития речи младших школьников через реализацию межпредметных связей на уроках русского языка.
4. Выявить и апробировать на практике методы и приемы реализации межпредметных связей в процессе развития речи младших школьников на уроках русского языка.
5. Разработать уроки развития речи с использованием межпредметных связей на уроках русского языка.
Свое исследование я проводила в два этапа. На первом, теоретическом этапе, мною выявлено, что в условиях низкого уровня владения школьниками коммуникативно-речевыми умениями осуществляются попытки нетрадиционного обновления содержания обучения, которые ученые и педагоги начинают искать на путях «межпредметной интеграции». В настоящее время многие исследователи ищут механизмы творческого создания художественного словесного образа на основе взаимодействия выразительных средств разных искусств (музыки, живописи, литературы, театра). Ознакомление детей с произведениями литературы и разных видов искусства играет огромную роль в становлении речи обучающихся, которая должна соответствовать следующим критериям: содержательность, логика, точность,богатство языковых средств, ясность,выразительность.
Кроме того, я изучила опыт преподавателей в вопросах исторического развития идеи межпредметных связей и выяснили, что существует несколько типов межпредметных связей, которые были апробированы мною на практике.
1. Познавательный: формирование в сознании учащихся целостной взаимосвязанной картины мира на материале общих сквозных тем школьных курсов. На практике познавательный тип межпредметной связи я реализовала, проводя уроки на тему “Моя любимая игрушка”. Данная тема соединяет четыре учебных предмета: чтение, рисование, музыка, русский язык.
На уроке чтения происходит знакомство с произведениями, которые посвящены игрушкам (А.Л. Барто, В.Ю. Драгунский и др.). Проводится беседа о бережном отношении к ним. К уроку рисования дети приносят свои любимые игрушки. Во вступительной беседе они рассказывают, почему считают их любимыми. После чего, руководствуясь методикой урока рисования, выполняется рисунок игрушки (предлагается оформить его в виде книжечки – сложенный пополам альбомный лист). На уроке музыки используются песенные импровизации, придумывание мелодий к текстам стихотворений А.Л. Барто “Игрушки”.
Завершающим уроком по данной теме является урок русского языка, где учащиеся пишут сочинение “Моя любимая игрушка” и заканчивают оформление книжечки: вписывают рассказ на листок с изображением игрушки. Далее организуется выставка работ детей.
2. Лексический: использование для объединения предметов межпредметного лексического минимума, в результате работы над которым познается не только предметное, прямое значение слова, но и переносное, перцептивное, ассоциативное, этимологическое.
На одном из уроков русского языка я предложила детям исследовать слово «радуга». После того как школьники определилиассоциативное значение слова, им было предложено с помощью словарей найти его лексическое значение.
Ассоциативное значение: семь цветов, дождик, веселье, смех, небо, горы, шум реки, гоготанье гусей.
Лексическое значение: «разноцветная дугообразная полоса на небе, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях».
Школьники образно определяли слово радуга:«разноцветная дуга коромысла»; «одногорбый верблюд»; «дорога, по которой передвигаются различные сказочные герои»; «девушка- радуга вырвалась из темных туч»; «радуга, словно подкова»; «разноцветные ступени от горы до горы»; «дорога между небом и землей». Кроме этого, мы совместно с обучающимися нашли и этимологическое значение слова:радуга – «скорее всего, переоформление райдуга, которое является сложением рай и дуга. В таком случае радуга буквально – «пестрая дуга».
Очень подробно я поработала над символикой слова «радуга» и убедилась в том, что она в зависимости от эпохи и культуры имеет разные значения.
Во многих культурах – символ божественных проявлений доброжелательного характера. В Библии – знак Бога, что с этого момента больше не будет всемирного потопа. В христианстве - три главных цвета радуги толкуются как образы всемирного потопа (синий), мирового пожара (красный) и новой земли (зеленый), а семь цветов – как образы семи таинств и семи даров Святого Духа или примиряющий небо и землю символ Марии. В европейских верованиях - весть о будущем богатстве или нахождении сокровища.
После этого мы обратились к мифологическимпредставлениям о радуге.
В славянских языках названия радуги отражаютнародные представления и верования: дуга, райская дуга, райдуга, веселка, веселуха, Божий лук, пояс, Божий пояс, бабаин пояс, Богородичин пояс, золотой мосток, коромысло, краса, красуля и т. д. В Болгарии известно также представление о том, что радуга – это «пояс Господа, который он полощет во время дождя или сушит после дождя».
Благодаря речетворческому осмыслению слова «радуга» у учащегося создается определенное представление о радуге, которое затем воплощается в детских сочинениях.
Третий тип межпредметной связи - тематический, суть которого состоит в объединении содержания соотносимых между собой тематических разделов разных предметов: "Литературы", "Изобразительного искусства", "Музыки" для подготовки и написания сочинения. Интегративным материалом урока по развитию речи становятся тексты разных типов речи, произведения живописи, музыки, литературы.
На уроке музыки мы кратко познакомимся с биографией композитора Игоря Стравинского, с жанром балет. Познакомимся с сюжетом и историей создания балета «Жар – птица». На уроке изобразительного искусства рассмотрим картины, на которых нарисована Жар-птица и другие сказочные персонажи. На уроке внеклассного чтения вспомним сказки, в которых говорится о Жар- птице. На уроке русского языка мы определим тему сочинения, составим план, опорные слова и дети напишут сочинение.
При подготовке к урокам мы учитывали методические принципы проведения уроков, на которых реализуются межпредметные связи.
1. Формулировка учебно-познавательной задачи, для решения которой необходимо привлечение знаний из других предметов.
2. Обеспечение высокой активности учащихся по применению знаний из других предметов.
3. Направление межпредметных связей на объяснение причинно-следственных связей, сущности изучаемых явлений.
4. Содержание выводов мировоззренческого, обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных предметов.
С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей природы, действительности, а также способствует приобретению новых знаний, представлений,обогащению мира душевных переживаний.
Развитие речи младших школьников станет более успешным, если изучение языка осуществляется на основе восприятия и анализа лучших образцов художественной литературы, в качестве основной единицы обучения используются специально подобранные тексты, устанавливаются межпредметные связи с разными видами искусства.
Литература:
1. Кулагин, П. Г. Межпредметные связи в обучении [Текст] / П. Г. Кулагин. – Москва: Просвещение, 1983. - 96с.
2. Лямина, Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам[Текст] Нач. школа №11 1995г. - 208 с.
3. Михеева, Т.Б. Печкурина О.В. Уроки развития речи в начальной школе [Текст] Книга для чтения. М. ООО РС 2005г. - 106с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Царегородцева А. В. РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/97670-razvitie-rechi (дата обращения: 23.11.2024)- Почему дети нечитают книг или в жертву чему принесено чтение
- Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
- Система дополнительного образования в России
- Структура системы оценки достижений планируемых результатов ООП НОО
- Контроль за физической подготовленностью школьников с учётом личностно – ориентированного образования в зоне ближайшего развития
- ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ШЕБЕРЛІКТІ ҚАЛЫПТАСТЫРУ
- Проблемы школьного образования
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3290 пользователей.
Отзывы