статья ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРА-НИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящее время заметно растет количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Такие обучающиеся имеют разнообразные дефекты в психическом и физическом развитии. Они с трудом запоминают терминологию упражнений, технику движений, тактические действия в игровых видах спорта, не могут продемонстрировать движение по словесному объяснению, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. На уроке такие обучающиеся стремятся к уединению, имеют заниженную самооценку, неуверенные в собственных силах.
Во время занятий физической культуры у некоторых обучающихся с ОВЗ замечается чрезмерная двигательная активность, эмоциональная напряжённость, яркое проявление негативного отношении к занятиям, к окружающим и преподавателю. У многих подростков с интеллектуальными нарушениями выявляются затруднения воспитания, понимания, выполнения общепринятых строевых команд, игровых правил и условий.
Есть обучающиеся, которые «всего боятся». Заходя в спортивный зал, они пугливо озираются по сторонам. Другие, наоборот, ведут себя раскрепощенно, отвлекаются и дезорганизуют других. Наряду с этими особенностями, обусловленными состоянием психики у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, имеются нарушения и со стороны общего физического развития.
Физическое воспитание является основной частью учебно-воспитательной работы, разрешает задачи всестороннего физического развития обучающихся, укрепление здоровья, коррекции недостатков физического развития и моторики.
Одним из условий правильной постановки физического воспитания обучающихся с ОВЗ являются занятия на лыжах. Лыжная подготовка считается одним из наиболее полезных видов физических упражнений, кроме того, они доставляют и огромное удовольствие занимающимся. Подвергаясь действию холода при катании на лыжах, организм постепенно укрепляется, приобретает большую устойчивость по отношению к переменам температуры, становится менее восприимчивым к простудным заболеваниям. Занятия на свежем морозном воздухе являются отличным средством закаливания и укрепления здоровья. Особенно полезно катание на лыжах после учебных занятий.
Занятия на лыжах укрепляют мышцы рук и ног, спины и живота. Особенно важно, что такие занятия значительно укрепляют мышцы туловища. Это способствует коррекции осанки, что особенно существенно для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Для того, чтобы активнее заинтересовать обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья занятиями на лыжах, необходимо научить их правильному передвижению на лыжах.
На первом уроке раздела «Лыжная подготовка» следует проводить с обучающимися инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на лыжах. При организации урока, дозировании нагрузки и выбора методов обучения учитывается пол, возраст и уровень подготовленности обучающихся.
Во время занятий при передвижении на лыжах обучающимся приходится выполнять однообразную и монотонную работу, что вызывает более быстрое утомление молодого организма. Поэтому одной из наиболее важной задачи является повышение эмоциональности урока, что будет способствовать более быстрому и прочному усвоению обучающимися учебного материала, пробуждая интерес к занятиям на лыжах.
С этой целью на уроках по лыжной подготовке следует своевременно чередовать передвижение по учебному кругу с занятиями на склоне по изучению техники элементов спусков и подъемов.
Для того, чтобы активнее заинтересовать обучающихся занятиями на лыжах, на уроках необходимо включать различные игры или игровые задания. Для закрепления навыков в технике способов передвижения проводятся соревнования внутри группы на достижение более высоких количественных показателей. Например, эстафета с гандикапом, слалом на равнине (эстафета), «На одной лыже», «Сильнее оттолкнись».
При этом следует не допустить превращение занятий в развлекательное мероприятие, иначе будет страдать решение образовательных и воспитательных задач.
Занимаясь с обучающимися, учитывается, что однообразные упражнения, а также упражнения в одних и тех же условиях утомляют их, снижают интерес к этим урокам. Поэтому в процессе занятий нужно разнообразить упражнения, изменять условия их выполнения.
При изучении нового способа передвижения на лыжах, применяется коллективное обучение.
Имея разный уровень подготовленности, некоторые обучающихся опережают своих товарищей в освоении нового материала. В таких случаях чтобы не замедлять процесс обучения и не снижать активность обучающихся, на определенных этапах обучения нужно распределять обучающихся на подгруппы по уровню подготовленности так, чтобы, передвигаясь по двум лыжням (по внутреннему и наружному кругу), они могли успешно осваивать технику. При раздельном передвижении не мешая друг другу, и не образовывая помехи для прохождения дистанции, обучающиеся могут спокойно и не торопясь осваивать технику ходов. Слабо подготовленные обучающиеся, передвигаются по внутреннему кругу (ближе к преподавателю).
На следующих уроках по мере освоения обучающимися техники лыжных ходов следует перейти к индивидуальному подходу.
Осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход, обучаются на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных способностей.
Индивидуальное исправление ошибок отдельных обучающихся, происходит без остановки всей группы - поочередно, вызывая отстающих на внутренний круг.
Такой подход применяется и при развитии физических качеств, когда разбиваю обучающихся на подгруппы с одинаковой подготовленностью. В этом случае все занимающиеся в подгруппе будут двигаться примерно с одинаковой скоростью, не мешая друг другу. В то же время такой подход позволяет избежать перегрузки обучающихся, что может случиться, если в подгруппе хорошо подготовленных окажется один-два слабых обучающегося.
При обучении технике лыжных ходов формируются пары из обучающихся различной подготовленности (в этом случае лучше владеющий техникой идет впереди, а его товарищ - следом, перенимая навыки техники). При длительном передвижении на лыжах очень важно добиваться передвижения с равномерной скоростью один за другим в колонну, не обгоняя друг друга и не мешая.
В процессе занятий необходимо варьировать индивидуальные и групповые формы работы. Так, при развитии быстроты передвижения на одном из уроков проводятся эстафеты (командные гонки), а на другом уроке наоборот - индивидуальное прохождение отрезка на скорость с раздельного старта (через 5-10 с). Такое сочетание различных методов обучения и развития физических качеств способствует повышению эффективности урока.
Программный раздел «Лыжная подготовка» начинается с изучения и совершенствования техники попеременного двушажного хода. Затем изучаются и совершенствуются одновременные ходы, способы подъемов, спусков и поворотов в движении, преодоления препятствий, спуски, коньковые ходы.
Попеременный двушажный ход довольно сложный по координации движений и является одним из основных способов передвижения на лыжах. Поэтому при обучении и совершенствовании этого хода особое внимание следует уделить согласованности работе ног и рук, что непосредственно в дальнейшем влияет на скорость передвижения и технику выполнения этого хода.
Обучение одновременным ходам на уроках лыжной подготовки начинается с бесшажного хода. Этот ход является достаточно простым по координации движений. У обучающихся, при его изучении, не возникают особые затруднения.
При изучении одновременного двушажного хода необходимо овладеть схемой движения. Обучающиеся достаточно легко осваивают процесс обучения. В период изучения обращается внимание на такие ошибки в технике выполнения, как слабый толчок ногами, скользящие шаги отличаются друг от друга по длине, ранняя постановка маховой ноги на снег при выносе вперед, нарушение согласованности движений в выносе палок вперед.
На уроках лыжной подготовки предусмотрено изучение различных способов торможений, спусков и поворотов.
Обучающиеся осваивают и совершенствуют подъемы «полуёлочкой» и «ёлочкой».
При обучении и совершенствовании необходимо обратить внимание на основные ошибки: чрезмерное или недостаточное отведение носка лыжи в сторону, большой наклон туловища вперед или малый наклон голеней, недостаточно сильное отталкивание палками. Важным является постановка лыжи на ребро, что увеличивает устойчивость обучающихся, выполняющих подъем на склоне.
После того как обучающиеся усвоили технику одновременных и попеременных ходов, технику подъемов, спусков и торможений на лыжах, начинается изучение конькового хода.
Те обучающиеся, которые хорошо могут выполнять поворот переступанием, гораздо легче и быстрее осваивают коньковые ходы. В период изучения конькового хода необходимо уделять особое внимание отталкиванию внутренним ребром лыжи и общей координации движений. Далее обучение происходит путем устранения ошибок и совершенствования отдельных элементов хода.
По сравнению с другими видами физических упражнений (например, с играми) передвижение на лыжах более однообразно и монотонно. Поэтому одной из важнейших задач является повышение эмоциональности урока, что будет способствовать более быстрому и прочному усвоению обучающимися учебного материала. С этой целью следует своевременно чередовать передвижение по учебному кругу с занятиями на склоне по изучению техники подъемов и спусков, включать игры и игровые задания, разнообразить методы обучения и т.д. При закреплении техники передвижения проводится состязание на достижение более высоких количественных показателей (пройти отрезок за наименьшее количество скользящих шагов, при спуске подобрать больше расставленных флажков и др.). Правильное соотношение применяемых подводящих упражнений с основными в передвижении на лыжах и с игровыми упражнениями и заданиями способствует повышению качества учебной работы на уроках лыжной подготовки.
В результате регулярных занятий лыжным спортом у обучающихся с нарушениями интеллекта наблюдается проявление дисциплинированности, воли, смелости, настойчивости, целеустремленности, собранность действий. Они становятся более выносливыми, сильными, уверенно могут выполнить сложное физическое упражнение.
Таким образом, занятия лыжным спортом являются отличным средством физического развития и коррекции различных двигательных нарушений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ходьба на лыжах, лыжные гонки и преодоление спусков — полезная и увлекательная форма активного отдыха. Она благоприятно отражается на общем состоянии организма обучающихся, повышает общую работоспособность, способствует формированию навыков самостоятельной работы, положительным эмоциям, воспитанию морально - волевых качеств.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Болдырева Т. В. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРА-НИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/97753-organizatsiya-i-provedenie-zanyatij-po-lyzhnoj-podgotovke-s-obuchayushchimisya-imeyushchimi-ogra-nichennye-vozmozhnosti-zdorovya-ovz (дата обращения: 22.12.2024)- Я - педагог нового формата
- Методологические особенности преподавания темы «Формирование запросов и отчетов в базах данных MS Access» в средней школе
- Игра как основа формирования предпосылок, способствующих развитию толерантности и социального равенства у школьников
- Проблемные аспекты понятия- квалификация преступлений
- Искусство подросткового общения
- Организация и проведение спортивных соревнований
- Конфликт и его решения
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 8056 пользователей.
Отзывы