статья Музыкальный репертуар как инструмент нравственно-патриотического воспитания детей
«Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами музыки»
На сегодняшний день очень актуальны вопросы нравственно – патриотического воспитания детей. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного учреждения, поскольку патриотизм начинает формироваться уже в этом возрасте и должен носить комплексный, системный характер. А пользуемся мы для достижения результата музыкальным репертуаром, это обязательный инструмент в нашей работе.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом у дошкольной организации стоят задачи.
Задачи:
- Формировать духовно-нравственное отношение и чувства патриотизма посредством Художественно-эстетического развития.
- Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальным репертуаром.
- Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления.
- Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие музыкальных произведений.
Эти задачи решаются в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений, с детьми, с педагогами и с родителями. Рассмотрим каждое направление.
Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют в праздниках и развлечениях, постановках, посещают открытые занятия. Так же проводятся различные консультации для родителей, где присутствует тема «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством музыкальной деятельности».
Обширная работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведется с педагогами совместно. Планируются и проводятся праздники и развлечения, идет совместная подготовка к конкурсам и концертам, так же проводятся консультации для воспитателей о подборе репертуара, ознакомление с репертуаром. Очень интересно проводятся комплексные, бинарные занятия, где, например, совмещаются вид музыкальной деятельности слушание и рисование. Дети рисуют под музыку.
Форм работы с детьми очень много, это и тематические занятия, праздники и развлечения, конкурсы и концерты и т.д. В любой форме мы используем инструмент – музыкальный репертуар. Какую бы форму мы ни взяли в работе, везде нам требуется подбор определенного репертуара, где проходит нравственно-патриотическое воспитание!
Нравственно-патриотическое воспитание проходит через все виды музыкальной деятельности, в пении, в слушании, в музыкально-ритмических движениях, в разучивании танца, в играх. Все музыкальные произведения и песни, используемые во всех этих видах деятельности, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. В песнях детей учим понимать разный характер музыки, развиваем патриотические чувства, например, чувство любви к родине, оно отражается в таких песнях, например, как «Моя Россия» Муз. Г. Струве, «Здравствуй, Родина моя» муз. Ю.Чичкова. Чувства к родной природе, существует большое количество песен о природе, о временах года…
Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это особое воспитание любви и уважения к матери. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью «А для милой мамочки испеку 2 пряничка».
Чувство гордости за свою маму можно прочуствовать в песне «Пускай узнает ветер!» муз. М. Парцхаладзе. Чувство дружелюбия в песне Ю.Слонова «Мы с мамою нашей большие друзья», и чувство нежной радости, ласкового спокойствия в песне А.Филиппенко «Хорошо рядом с мамой». Так же мы прививаем любовь к животным, заботе о них. Здесь тоже большое количество песен «Про козлика» Г.Струве, «Серенькая кошечка».
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Содержание песен учит ребят быть сильными и смелыми, уважать Родину. «Бравые солдаты» А.Филлипенко, «Будем в армии служить» муз. Ю.Чичкова, «Солдатушки-бравы ребятушки». Так же уделяем внимание Великой победе, знакомим с песнями тех времен, что является важным фактором духовного воспитания.
В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц «Белка», «Пляска птиц» Римского-Корсакова, цикл «карнавал животных» Сен-Санс. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы в игре и музыкально-ритмических упражнениях.
В разделе слушания музыки предлагается много музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года” Очень дети любят эти циклы, любят под музыку представлять происходящее действие.
Народные музыкальные произведения знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. (Колядование) Использование народных музыкальных инструментов в игре: ложек, трещеток, бубнов, помогает ярче выразить характер и настроение русской народной музыки.
Широко используются многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок. Русская народная музыка так же звучит при выполнении движений на занятиях и в утренней гимнастике.
Хочется уделить внимание региональному компоненту. В соответствии с ФГОС региональный компонент является необходимым условием нравственно-патриотического воспитания, который позволяет детям ощутить и осознать свою причастность к Родине.
В связи с этим мы проводим беседы о нашем крае, знакомим с авторами, с музыкальным репертуаром. Песни Картушиной есть в нашем репертуаре. «Мы живем на Севере», «Осень-несмеяна», «Дождик-проливайка» Автор Евгения Рыбак. Песни Лидии Ивановны Беляевой. Слушаем и смотрим Северный государственный русский народный хор. Знакомим с гимном Архангельска.
Вся эта работа ведется в организованной деятельности и неразрывно она связана с музыкой.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Беляева А. А. Музыкальный репертуар как инструмент нравственно-патриотического воспитания детей // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/97868-statya (дата обращения: 21.11.2024)- Роль организации совместного семейного досуга для развития ребенка
- Лэпбук как средство проектной деятельности на уроках в начальной школе
- Технология социально-педагогической реабилитации детей инвалидов в учреждениях интернатного типа
- Мультипликация как культурно-образовательная практика
- Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ
- Фонды оценочных средств дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе Живопись
- Роль наглядности в изучении английского языка
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 5921 пользователь.
Отзывы