Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Работа над техникой в старших классах

Методическая работа

Игровые формы обучения в классе фортепиано

Преподаватель по классу фортепиано

Воробьева Марина Михайловна

«Музыка для детей – способ и метод восприятия мира,

фортепианная игра – выражение их внутреннего мира»

С. Савшинский.

Все мы знаем, что первые годы обучения являются важной частью жизни ребенка, где создается фундамент, на котором будет строится его дальнейшее развитие и сформируется его отношение к музыке как к искусству. Для дошкольников наша школа является первой школой в его маленькой пока жизни, а мы – его первыми учителями и заинтересовать ребенка, не спугнуть его, привлечь к себе его симпатии – наша задача.

Игровой принцип подачи материала выбран неслучайно. Игра является одним из главных средств познания для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, а поэтому и наиболее действенным в процессе обучения, и считается, что пренебрегать игрой вовсе и даже сокращать объем игровой деятельности на уроке не стоит. Очень важно и необходимо говорить с ребенком не на взрослом теоретически-умном, а на понятном и доступном ему языке

В чем же состоит суть игровых технологий?

Педагог ставит перед собой профессиональную задачу, чему он собирается научить ребенка. После этого разрабатывается методический путь достижения результата через образы, игрушки, картинки, театр, то есть весь музыкально-дидактический материал, который есть у вас в наличии. Задача может быть совершенно не детской, но поданная в детском образном виде может быть запросто усвоена. То есть музыкальные игры - это методически организованная деятельность, нацеленная на развитие способностей и определенных музыкальных навыков. И не следует бояться закрепления за каким либо слуховым элементом конкретной образной ассоциации. Однако образ и термин должны обязательно существовать вместе. Если постоянно обращать внимание на это двойное определение, то впоследствии переход только к терминам будет естественным и безболезненным

Функции игровых технологий:

  • Обучающая - развитие обще-учебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие и др.
  • Развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятии.
  • Самовыражение – стремление в игре реализовать свои творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.
  • Релаксационная – снятие эмоционального и физического напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему учащегося при интенсивном занятии.
  • Психотехническая – подготовка трудных пассажей, новых технических навыков, настрой для концертного выступления.
  • Коммуникативная – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов.

Дальше хотелось бы подробнее остановиться на задачах, осуществляемых на уроках с помощью игровой деятельности.

Знакомство с инструментом

Перед первым прикосновением к клавишам я знакомлю ребенка с инструментом. Мы заглядываем внутрь, я рассказываю о толстых и тонких струнах, молоточках, педали. Стараюсь преподать этот материал в стихотворной форме:

«Мы сегодня увидали городок внутри рояля.

Целый город костяной – молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца. Всюду мягкие суконца.

Что ни улица – струна в этом городе видна.»

Мандельштам. « Миньон»

Обращаю внимание ребенка на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики. Когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано «шагают» по струнам.

Сразу же рассказываю ребенку о чувствительности нашего инструмента. О том, что на резкий удар оно отвечает неприятным острым звуком. И если прикосновение к клавише будет резким, то молоточек так ударит по стрункам, что им будут больно. В связи с этим уже при первых попытках звукоизвлечения учу ребенка прислушиваться к звуку.

Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является легкость и доступность ее восприятия, понимания и запоминания.

Знакомство с регистрами происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме.

Маленькие дети еще не уверенно знают, где правая рука , а где левая. В этом мне помогают игрушки.

Сначала я сама расставляю в низкий регистр зверюшек с низким голосом ( лев, слон, бегемот, медведь), в верхний регистр – ( птичка, зайчик, мышка), рассказывая про средний регистр, дети обычно выбирают кукол , сравнивая их с нашим голосом . Каждую игрушку я иллюстрирую музыкальным материалом. В фортепианном репертуаре можно найти великое множество интересных пьес с такими же названиями, поэтому педагог сам может подобрать музыкальный материал.

Затем я предлагаю ребенка самому рассадить зверюшек по регистрам, обычно он это делают безошибочно.

Необходимо обратить внимание ребенка на два цвета клавиш, объяснить группировку черных клавиш.

Как это сделать – зависит от фантазии и выдумки педагога. Я же прошу ребенка найти на черных клавишах «две подружки» и « три подружки». После того как ребенок начал различать зрительно, мы знакомимся с этими группами тактильно: проводим рукой по клавиатуре, ощупываем эти группы. Затем я прикрываю клавиатуру крышкой, а ребенок на ощупь находит две и три черные клавиши. Эта называется у нас «игра в прятки».

Пальчиковые игры

Известному педагогу В.С.Сухомлинскому принадлежат слова «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

На сегодняшний день общеизвестен факт: уровень развития высших форм познавательной деятельности находится в прямой зависимости от двигательного аппарата в целом, а особенно от степени сформированности тонких движений кисти и пальцев рук. В связи с этим на наших занятиях включаются мероприятия по развитию мелкой моторики рук и я считаю, что они должны обязательно присутствовать в развивающем обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

А теперь немного истории:

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае - упражнения с каменными и металлическими шарами, и жители Поднебесья считают, что регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность всех систем организма, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами, в азиатских и арабских странах перебирание четок. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И Россия не отставала. Все мы прошли и наши дети через «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». А ведь это же такие пальчиковые игры.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к игре. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. Большое разнообразие пальчиковой гимнастики представлены в современных методических пособиях, таких как «Медведь и ягодка» Т.А. Боровика, «Пальчиковая гимнастика для развития дошкольников» Л.П.Савиной, «Музыкальная гимнастика для пальчиков» М.А.Ковалевской и многие др.

Теперь я хочу конкретно остановиться на тех пальчиковых играх ,которые использую на уроках.

  1. Игры за столом

Используется пальчиковый тренажер из серии обучающих игр «Тренажеры».

Он помогает в простой и увлекательной стихотворной форме провести комплекс упражнений, направленный на улучшение общей координации и мелкой моторики рук. Участвуя в веселом приключении, ребенок подготовит руку к игре на инструменте.

Автор игры О.Емельянова

Эта игра позволяет усвоить не только чередование пальцев, но является первым этапом для последующей постановки руки.

Игровое поле состоит из упражнений-приключений, соединенных разными дорожками. Начало каждой дорожки отмечено кружочком, а окончание - стрелочкой. Педагог читает стихотворение, а ребенок выполняет упражнение. Комплекс упражнений рассчитан на поочередную разработку пальцев рук и на приобретение умения действовать не всей рукой целиком, а каждым пальцем в отдельности. Все упражнения проиллюстрированы в правилах игры на примере указательного пальца. Конечно, главное внимание всегда уделяется разрабатыванию пальцев ведущей, как правило, правой руки. Но не стоит забывать и о левой, поскольку развитие ее мелкой моторики в равной степени влияет на умственные и творческие способности ребенка. Поэтому, освоив комплекс упражнений для всех пальцев правой руки, можно и нужно перейти к тренировке пальчиков левой руки.

  1. Пальчиковые игры на фиксирование произносимых действий.

Самый распространенный вид пальчиковых игр. Выполняются под музыкальное сопровождение или же под декламацию стихов с одновременным действием, которое производит ребенок. Все упражнения выполняются в медленном темпе, при этом необходимо следить за правильной постановкой пальцев и кисти, точным переключением с одного движения на другое, стараться вовлекать в эти упражнения все пальцы рук.

Упражнение мы выполняем вместе, при этом необходимо продемонстрировать собственную увлеченность игрой.

Пальчиковый театр (можно использовать сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.)

Данный тип пальчиковой гимнастики является очень ярким, насыщенным действием и наиболее любимым у малышей. Здесь предполагается наличие костюмированной атрибутики для пальчиков (персонажи из сказок), которую можно приобрести в магазинах игрушек или сделать своими руками. Педагог выступает в роли повествователя музыкальной сказки, а ребенок проявляет свои артистические способности, производит действия персонажей пальчиками, тем самым развивает цепкость пальцев, что является важным для пианиста. Игра создает на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости. Это очень важно, потому что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей. Сборники музыкальных сказок можно найти в нотных отделах или в интернете. Здесь все зависит уже от педагога, его выдумки и фантазии.

После маленьких спектаклей ребенку дается возможность представить себя художником-творцом, который воплощает свой художественный замысел в изобразительном искусстве – рисование на сюжеты музыкальных сказок.

 

Развитие слуха. ритма, памяти и координации

Слух поддается развитию и над этим надо работать не только на уроках сольфеджио. Тренировать слух можно на самых простых упражнениях:

Сколько звуков ты слышишь?

Более низкие звуки и более высокие

Зоопарк - (голосам разных животных соответствуют разные регистры)

Игра «Терем-теремок» - я сажаю в теремок игрушку и играю пьеску, изображающую животное («Кошечка», «Медведь», «Мышка» и др.), а ребенок угадывает, кто в теремочке живет.

Подбор на фортепиано простейших песенок.

Я начинаю от мелодии с одной нотой, постепенно увеличивая, например «Андрей- воробей».

С малышами лучше петь и играть на инструменте обязательно вместе на первых порах, хорошо если это будут самые известные песенки из любимых мультиков. Главное, чтобы ребенку нравилось и он получал от этого положительные эмоции.

Слушание музыки в исполнении преподавателя.

Я считаю прослушивание музыки важной частью обучения различным видам музыкальной деятельности. Данный вид работы важен на начальном этапе обучения. Ребенок должен постепенно научиться слушать тембр звука, его силу (громкость), высоту, длительность. В этом могут помочь наглядно-образные представления в результате сравнения звуков, сопоставления их с друг другом, например, с использованием ряда ассоциаций (голоса птиц, животных). Путем сравнений с настроением человека можно освоить смену лада, с помощью подходящих движений –смену темпа и т.д. При прослушивании пьес ребенок может выполнять то или иное действие (маршировать, покачиваться в такт, танцевать). Подобные задания помогают в развитии координации движений, способствуют развитию ритмического чувства учеников, тренируют их внимание, память. Помимо того, можно попросить ребенка поделиться своими впечатлениями об услышанном произведении, описать характер музыки, сравнить с чем - либо. В качестве иллюстраций я использую не только пьесы таких известных композиторов, как П.Чайковский, А.Гречанинов, С.Майкапар и др., но и обращаюсь к произведениям современных авторов – О.Геталовой, И.Парфенову, М.Шмитцу и др. Очень часто я прошу ребенка нарисовать рисунок, который отображал бы те впечатления , которые он испытывает, прослушивая данную музыку.

В период дошкольного возраста у ребенка происходит развитие и использование речи как средства мышления, поэтому с помощью наводящих вопросов преподавателя, даже еще не зная терминов, ребенок вполне может своими словами определить характер звучания, выразить свои впечатления от услышанной музыки в форме простейшего рассказа, например представив себе определенные персонажи. В процессе подобных прослушиваний у ребенка должны сформироваться вначале слуховые представления о средствах выразительности ( будь то тембр, штрихи, динамические оттенки и т.д.), а затем, в дальнейшем, возникнуть зрительные образы, их обозначения на письме в процессе освоения музыкальной грамоты и тактильные ощущения во время освоения основных пианистических приемов.

Работа над развитием ритма начинается уже с первых уроках. Я играю марш и спрашиваю ребенка, как он думает: что это? Песня? Танец? Мы с ним выясняем, что это музыка, под которую можно ровно и мерно ходить. Потом прошу ученика маршировать под музыку так ровно, как бьется его сердечко. Можно под эту музыку равномерно хлопать, а можно совместить хлопки с шагами.

Я предлагаю ребенку сыграть эту пьесу вместе со мной, но пока его задача; передать шаги, которые слышны в этой музыке.

Прекрасно развивает чувство ритма и внимания решение ритмических примеров, прохлопывание ритмических рисунков различных слов, для развития двигательной активности пальцев – «проговаривание» разными пальцами различных слов и стихов. Сначала я предлагаю ребенку прохлопать ритмические рисунки на слова, состоящие из 2-х, 3-х, 4-х слогов , делая остановку на ударном слоге. Здесь же следует поговорить о сильной доли (акценте) и слабой.


Заключение

И в заключении хочу сказать, что игровые технологии с успехом можно использовать не только на начальном этапе обучения, но и с более взрослыми детьми.

Улыбки и даже смех, которые нередко возникают в этом случае, вскоре исчезнут, а музыкальная память надолго зафиксирует точное слышание и понимание преподносимого педагогом материала.

Я считаю, что использование данных игр в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста приведет:

1. К значительному оживлению и увлеченности учеников, повышению их интереса к занятиям и пониманию их значимости в развитии человека.

2. Пробуждению их внутренней активности и творческого начала.

3. К умению заниматься самоанализом, повышать свой внутренний мир, свое Я.

«Дети должны жить в мире красоты, сказки, игры и фантазии. Оттого, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

В. С. Сухомлинский

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (220.15 kB)
Автор:
прреподаватель МАУДО ДШИ г.Набережные Челны
Дата публикации: 17.11.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Воробьева М. М. Работа над техникой в старших классах // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/99142-rabota-nad-tekhnikoj-v-starshikh-klassakh (дата обращения: 30.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию