Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация

Методическая разработка посвящена проблеме психологического сопровождения обучающихся начальной и основной школы согласно новым образовательным стандартам.

Во введении раскрыта актуальность данной проблемы, поставлены цели и задачи, указаны принципы психолого-педагогического сопровождения.

Основная часть содержит описание системы психологического сопровождения обучающихся начальной и основной школы по направлениям деятельности педагога-психолога: консультативно-просветительское, диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое.

В заключении подводятся итоги, описываются полученные результаты и трудности реализации системы психологического сопровождения обучающихся начальной и основной школы в соответствии с ФГОС, делаются выводы и намечаются направления дальнейшей деятельности.

В конце работы даны ссылки на использованные ресурсы.

Предложенная система сопровождения может быть полезна педагогам-психологам образовательных организаций, студентам психолого-педагогических факультетов средних и высших учебных заведений.

 

Введение

 

Доброе утро (день, вечер, ночь…)! Меня зовут Подрядова Любовь Васильевна, я педагог-психолог высшей квалификационной категории, стаж работы 21 год (общий, педагогический).

Введение стандартов второго поколения – это необходимость, продиктованная жизнью. Мир меняется стремительно, и именно стандарт второго поколения формирует личность с тем набором качеств, которые позволяют человеку быть успешным в 21 веке.

 

Целью психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса на этапе введения ФГОС НОО и ООО в МБОУ  СОШ № 23 является создание социально–психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.

 

Для достижения цели решаю следующие задачи:

 

1. Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе внедрения ФГОС НОО и ООО (подбор и разработка методических материалов: рабочих планов, коррекционно-развивающих программ, подбор диагностического инструментария, его опробование, оптимизация обработки полученных результатов и пр.).

2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов (через консультации, развивающие, просветительские занятия).

3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у обучающихся  младшего школьного возраста и обучающихся основной школы (работа с педагогами, обучающимися и их родителями на переходном этапе от начальной к основной школе).

4. Сопровождение обучающихся в условиях начальной и основной школы (реализация коррекционно-развивающих программ по направлениям):

- адаптация к новым условиям обучения;

- поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;

- помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;

- формирование жизненных навыков;

- формирование навыков позитивного коммуникативного общения; 

- профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы; 

- помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

- профилактика девиантного поведения.

5. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий (ежегодный мониторинг).

6. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.

 

Принципы психолого-педагогического сопровождения:

 

научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;

системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;

комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, администрации и др.;

превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;

открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ОУ;

технологичность -  использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.

 

 

Основные направления психологического сопровождения

обучающихся в рамках введения ФГОС НОО и ООО

 

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся в процессе образования зависит от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.

Педагог-психолог является полноправным участником образовательного процесса. Я тесно сотрудничаю с другими специалистами службы комплексного сопровождения: социальным педагогом, учителями, тьюторами. Участвую в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученических коллективов совместно с педагогами, прежде всего, с классными руководителями.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся осуществляю по традиционным для педагога-психолога направлениям: консультативно-просветительскому, диагностическому, коррекционно-развивающему и профилактическому.

 

1. Консультативно-просветительское направление - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе; оказание помощи в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, обучающиеся, родители.

При освоении ФГОС начального общего образования   большое внимание уделяла просвещению педагогов и родителей по психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов. В данном случае передо мной стояла задача не только довести до каждого необходимость происходящих в образовательном процессе  изменений, но и разъяснить их специфику, помочь понять сущность системно-деятельностного подхода, особенности ключевых образовательных принципов.

Целью психолого-педагогического сопровождения педагогов являлось развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности, показатели которой - креативность, высокая ответственность и творческая активность. 

В рамках первичной адаптации детей к школе (с сентября по январь) провожу просветительскую работу с педагогами и родителями первоклассников, направленную на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, результатами диагностики, тактикой общения и помощи детям. Были проведены семинары-практикумы для педагогов начальной школы: «Первый раз – в первый класс!», родительские собрания, практикумы на темы: «Готовность к школе», «Психологические трудности адаптации первоклассников к школьному обучению» .

В процессе обучения младших школьников на методических объединениях учителей начальных классов освещаю вопросы: «Возрастные особенности младших школьников», «Профилактика трудностей в учёбе»; выступаю на родительских собраниях на темы: «Как научить ребёнка учиться. Помощь родителей», «Возрастные задачи и трудности младших школьников».

Значительное место занимает работа по организации преемственности психологического сопровождения обучающихся начальной и основной школы. Ежегодно провожу родительские собрания на темы: «Готовность к обучению в основной школе», «Психологические особенности адаптации пятиклассников к обучению в основной школе». Эти групповые консультации включают не только теоретический материал, но и результаты диагностики (индивидуально для каждого родителя), и рекомендации по коррекции трудностей. Для педагогов провела семинар-практикум «Пятиклассники». В результате адаптация пятиклассников проходит успешно, развитие УУД протекает без отклонений.

Одной из форм консультирования педагогов является участие в работе психолого-педагогических консилиумов с разработкой рекомендаций по сопровождению детей, которые испытывают школьные трудности. Также большое значение имеют индивидуальные и групповые консультации учителей по работе с разными проблемами классов и обучающихся. Для поддержки педагогов основной школе в освоении ФГОС осуществляю психологический анализ уроков в аспекте системно-деятельного подхода.

Консультирование и просвещение родителей включает разные формы работы с родителями: информационные, проблемные. Это общешкольные и классные  родительские собрания, «круглые столы», семинары на темы: «Как на самом деле любить ребёнка», «Ребенок и семья. Стили родительского воспитания», «Психологические особенности подростков». Также индивидуально по запросу провожу консультирование родителей по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку. Разрабатываю и раздаю родителям памятки, размещаю печатные рекомендации на стенде,  информацию на сайте школы.

На просветительскую работу с обучающимися практически не остаётся времени. По запросу провожу классные часы для обучающихся 5-8 классов по темам, касающимся личности и её окружения («Я и планета чувств», «Я и мои одноклассники» и другие). Для 7-8 классов – по профессиональным интересам, склонностям и способностям («Хочу. Могу. Надо», «Как выбрать профессию?»), общению («Если друг оказался вдруг…», «Две планеты. Девочки и мальчики»).

 

2. Диагностическое направление - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая схема психологического сопровождения .

Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий провожу при поступлении ребенка в школу. В течение сентября определяю готовность первоклассников к началу регулярного школьного обучения. В среднем за 5 лет более половины первоклассников готовы и условно готовы, т.е. не испытывают трудностей в школе. Остальные обучающиеся испытывают те или иные сложности, связанные с незрелостью нервной системы, недостаточной произвольностью психических процессов, недостаточным развитием мелкой моторики и пр.

Затем в течение октября провожу психодиагностическое исследование первичной адаптации первоклассников к школе. Преобладает внешняя мотивация учения, высокую учебную мотивацию имеют только треть первоклассников. По мнению родителей и педагогов, большинство обучающихся 1 классов не имеют никаких признаков физической и учебной дезадаптации.

Методики диагностики адаптации первоклассников традиционны. В то же время для полного анализа результатов мониторинга и наглядного их представления я разработала балльную и уровневую оценку результатов в методиках «САН» и «Анкета для родителей первоклассников»; привела в соответствие названия уровней адаптации по всем методикам. Внесла некоторые изменения в процедуру обработки и представления результатов. Все данные по классу заношу в сводные протоколы в программе Microsoft Excel, что облегчает процесс обработки и подсчёта баллов, анализ результатов. За последние годы по всем используемым в работе методикам создала шаблоны с автоматическим подсчётом результатов по формулам (по каждому ребёнку, по уровням и отдельным показателям). Данные по каждому классу автоматически переносятся в книгу «Среднее», где по заранее введённым формулам подсчитываются средние данные по параллели (по каждой методике) и строятся графики и диаграммы. Полученные данные использую для написания психологических заключений по итогам диагностики.

  В конце учебного года с целью изучения результативности психолого-педагогической работы провожу исследование психологического статуса обучающихся 1 классов. Большинство первоклассников имеют высокий уровень развития внимания, ниже среднего - слуховой памяти и низкий - словесно-логического мышления. Мотивация учения высокая. По сравнению с началом года количество первоклассников с высоким уровнем развития мотивации учения увеличилось, с внешней мотивацией – сократилось. В то же время 17 % обучающихся 1 классов показали низкие результаты. Это может свидетельствовать о переутомлении, конфликтах с одноклассниками и учителем, либо о действительном нежелании учиться.

К моменту окончания начальной школы формируется психологический портрет каждого четвероклассника. Преобладает средний уровень развития внимания и слуховой памяти. По методике Э.Ф. Замбацявичене развит 4-й уровень развития словесно-логического мышления  - высокий, по методике Л. Переслени - 1-й низкий уровень. Разница в результатах наглядно демонстрирует проблемы преемственности: когда в начальной школе ребёнок имеет высокие результаты, а в 5 классе резко их снижает. Мотивация учения высокая. У четвероклассников преобладает устойчиво-позитивное отношение к семье, Отечеству, труду и своему здоровью, ситуативно-позитивное отношение к знаниям. Большинство ребят имеет средний уровень школьной тревожности. Повышен страх ситуации проверки знаний и страх самовыражения.  Считаю, что это связано с излишним контролем предметной и метапредметной готовности выпускников начальной школы. По мнению классных руководителей и родителей, большинство четвероклассников успешно адаптировались к обучению. Личностные и коммуникативные универсальные учебные действия развиты на высоком уровне, регулятивные и познавательные - на среднем.

Выбирая методики диагностики пятиклассников, я ориентировалась в первую очередь на результаты образования в соответствии с ФГОС. У обучающихся сформировано устойчиво-положительное отношение к здоровью, знаниям, семье, Отечеству, ситуативно-положительное отношение к труду. Пятиклассники имеют высокую нравственность и социальную адаптированность, среднюю автономность и социальную активность. Мотивация обучения развита на среднем уровне. Для обучающихся характерна высокая познавательная активность и мотивация достижения; средний уровень тревожности и низкий – гнева. Уровень умственного развития обучающихся 5 классов – ниже среднего и низкий, слуховая память развита выше среднего уровня, регулятивное действие контроля - на среднем уровне. Психологический климат классных коллективов благоприятный (выше среднего уровня), коммуникативные умения развиты на низком уровне, ребята почти не способны встать на точку зрения другого человека. По мнению классных руководителей и родителей, большинство пятиклассников успешно адаптировались к обучению. Личностные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия развиты на высоком уровне, регулятивные - на среднем.

Следующий рубеж сопровождения – 7 класс. Мотивация обучения развита на среднем уровне. Для обучающихся характерна высокая познавательная активность; средний уровень тревожности и мотивации достижения; низкий – гнева. У семиклассников преобладает низкий уровень школьной тревожности. На низком уровне развита низкая физиологическая сопротивляемость стрессу и общая тревожность в школе. Остальные факторы развиты на среднем уровне.

Результаты диагностики использую в дальнейшей работе по следующему направлению.

3. Коррекционно-развивающее направление - активное воздействие на личность с целью формирования у неё ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития. Это организация работы, прежде всего,  с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Деятельность направлена на уменьшение степени выраженности патологии, её поведенческих последствий; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии.

С целью повышения уровня школьной готовности и адаптированности первоклассников ежегодно в феврале-апреле провожу занятия с дошкольниками «Школа будущего первоклассника» (раздел «Развиваемся, играя»). Каждый год набираем две группы по 20-27 человек. Это помогает детям легче пройти процесс адаптации в 1 классе.

В первом классе развивающая работа с детьми направлена на социально-психологическую адаптацию к новой системе взаимоотношений. Занятия провожу по программе О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», по 1 недельному часу (всего 25 часов). В них участвуют дети, не готовые к школе, имеющие среднюю или серьёзную степень дезадаптации по мнению родителей и/или учителя, несформированную учебную мотивацию. Обычно в группе занимаются от 5 до 15 первоклассников (около 10 %). В результате проводимой работы к концу учебного года испытывают сложности адаптации в среднем 3-5 % обучающихся. Чаще всего это дети с низким уровнем познавательного развития, семейным неблагополучием. К сожалению, в большинстве случаев их трудности с каждым годом усугубляются.

По результатам диагностики уровня развития регулятивных и познавательных УУД в конце 1 класса формирую группу ребят, нуждающихся в их развитии (низкий уровень развития внимания, памяти, мышления – от 10 до 30 %, обычно 15-20 человек). Работу с ними осуществляю в рамках внеурочной деятельности во 2-4 классах (кружок «Развиваемся, играя»). Программу кружка разработала на основе программы Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников», она рассчитана на изучение в течение трёх лет (2-4 класс) по 1 недельному часу (всего 90 часов) [9, 10]. К концу 4 класса число обучающихся с низким познавательным развитием снижается до 3-10 % (по методикам диагностики и нормативам для начальной школы). В 5 классе методики и нормативы другие, и резко увеличивается количество детей с низким уровнем интеллектуального развития.

С пятиклассниками, имеющими те или иные трудности, я предусмотрела краткосрочные коррекционно-развивающие занятия по всем направлениям. Развивающие занятия с обучающимися, испытывающими трудности адаптации к обучению в основной школе (10-15 %), провожу по программе А.М. Прихожан «Развитие способности к самопознанию и уверенности в себе» (8 часов) [23]; трудности обучения  (около трети!!!) - по программе Потаповой Н.В. «Развитие познавательных процессов» (14 часов); трудности в установлении взаимоотношений (10 %) - по программе А.Г. Грецова «Тренинг общения для подростков» (8 часов) [4]; трудности личностного развития  (10-15 %) - по программе Н.И. Дереклеевой «Саморазвитие личности» (5 часов). Многие пятиклассники имеют сочетанные нарушения, и по возможности при проведении коррекции я использую разнонаправленные задания.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.

В результате к концу 5 класса ребят со сложностями адаптации, как правило, не остаётся; с трудностями общения – снижается до 2-5 %; с трудностями личностного развития (как правило, высокая тревожность, неудовлетворённые потребности, агрессивное поведение) – снижается незначительно, на 3-5 % (остаётся 5-10 %). Сложнее всего исправлять недостатки познавательного развития: из 30 человек остаётся 10-15.

С обучающимися 7-8 классов развивающая работа носит периодический характер и направлена на самопознание, развитие навыков межличностного взаимодействия, жизненное и профессиональное самоопределение.

 

4. Профилактическое направление - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся,  разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это направление реализую через выступления на родительских собраниях; педсоветах, методических объединениях учителей, практических семинарах; классные часы, деловые игры, психологические практикумы для обучающихся.

С целью профилактики дезадаптации обучающихся на переходных этапах (в 1 классе, из начальной школы в основную) ежегодно провожу большую работу с педагогами и родителями: знакомлю их с психологическими особенностями возраста, требованиями школы, закономерностями протекания адаптации, даю рекомендации по облегчению этого процесса.

Важной задачей является профилактика профессионального выгорания педагогов. Очевидно, что с введением нового ФГОС возрастает психологическое напряжение педагогов: в новых условиях педагог должен изменить свою ролевую позицию,  постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство и т.д. Психолог в данном случае не только обеспечивает снижение риска профессионального и эмоционального выгорания педагогов, но и формирует положительную мотивацию к педагогическому труду. С этой целью организовала психологическую поддержку педагогов; провела групповые и индивидуальные консультации; провела психологический практикум «Психологическое здоровье педагога».

Одна из актуальных проблем – взаимоотношения родителей с детьми. В 2015-2016 гг. выступила на заседании общешкольного родительского комитета, на собрании опекунов по теме «Воспитание без насилия». Ежегодно на родительских собраниях 1-11 классов обсуждаем вопросы взаимоотношений с детьми, поощрений и наказаний, стилей семейного воспитания, свободы и ответственности и другие. На практикумах родители делятся опытом семейного воспитания, выполняют психологические упражнения, позволяющие наладить контакт с детьми. На педсовете поделилась опытом по теме «Работа педагога-психолога с неблагополучными семьями».

Важной проблемой современного общества является рост числа самоубийств среди детей и подростков. Работа по профилактике суицида в нашей школе ведётся по программе «Да здравствует жизнь!». В 2024 г. я подготовила и провела психолого-педагогическую конференцию для педагогов нашей школы «Профилактика суицидального поведения обучающихся». Ежегодно выступаю перед родителями 7-11 классов по названной проблеме.

Не меньшее значение имеет и профилактика вредных привычек. Ежегодно в рамках программы «Да здравствует жизнь!» участвую в проведении мероприятий по формированию ЗОЖ. Провожу с обучающимися 7-8 классов практикумы по профилактике наркомании и токсикомании.

Являюсь членом школьной общественной инспекции по делам несовершеннолетних, школьного психолого-педагогического консилиума. Систематически провожу консультации с «трудными» обучающимися и их родителями, даю рекомендации педагогам.

К сожалению, проводимая работа не всегда даёт ощутимые результаты. Всё новые школьники нарушают дисциплину, не справляются с учёбой, дерутся, воруют, употребляют спиртные напитки, нюхают растворитель… Убеждена: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Моя задача – показать возможности выбора, последствия разных поступков, дать попробовать свои силы в полезной деятельности. А выбор каждый делает сам.  


Заключение

 

Очевидно, что введение новых ФГОС существенно усиливает роль и значение психолого-педагогической службы школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

В процессе освоения ФГОС начального и основного общего образования был подобран диагностический инструментарий для изучения личностных и метапредметных результатов образования, проведены психодиагностические исследования, оптимизирован процесс обработки и представления результатов.

По результатам диагностики разработаны и реализованы индивидуальные и групповые программы коррекционного воздействия, предоставлены рекомендации педагогам и родителям обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательной программы и адаптации в школьном коллективе.

Особое значение приобрели тренинговые занятия, направленные на личностное развитие обучающихся, на развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных действий.

Одновременно осуществлялось просвещение педагогов и родителей по психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов.

Была проведена значительная работа по организации преемственности психологического сопровождения обучающихся начальной и основной школы. В результате адаптация пятиклассников прошла успешно, развитие УУД протекает без отклонений.

Целью психолого-педагогического сопровождения педагогов являлось развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности. Важной задачей является профилактика профессионального выгорания педагогов. 

Для их реализации была организована психологическая поддержка педагогов; проведены групповые и индивидуальные консультации; реализован тренинг развития профессиональных и личностных компетенций учителя.

Опыт практической деятельности по сопровождению введения новых стандартов неоднократно транслировала на разных уровнях: муниципальном, межрайонном, региональном.

Основные сложности, с которыми сталкивается любой педагог при работе по ФГОС НОО и ООО, - это недостаточная методическая и технологическая проработка выделенных направлений. Конкретно – не разработан стандартизированный комплекс методик диагностики метапредметных и личностных результатов образования, особенно для 7-9 классов, не существует чётко определённых критериев по уровням развития разных качеств, коррекционно-развивающих программ и пр.

С другой стороны, это даёт простор для творчества. Очень много материалов представлено в печатных (бумажных) и электронных СМИ, требуется только время и желание для их пробы и освоения, разработки своих вариантов.

 Много времени отнимают мониторинговые исследования, на углубленную диагностику, коррекционно-развивающую работу не всегда хватает времени и сил.

 Механизм уже отработан: подбор диагностического инструментария, программ коррекционно-развивающих занятий, просвещение и консультирование педагогов и родителей.

Таким образом, психологическое сопровождение введения ФГОС НОО и ООО позволило активно включить в образовательный процесс все категории обучающихся, создать систему мониторинга психологического статуса каждого обучающегося, оказать помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и педагогов школы, способствовать их личностному росту.

 

Список использованных источников

1. Вансович В.А. Программа психологического сопровождения  ФГОС  в начальной школе на 2011 – 2016 гг. / http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/11/06/programma-psikhologicheskogo-soprovozhdeniya-fgos-v-nachalnoy 

2. Воробьева М.С. Организация работы в школе по введению ФГОС и ее психолого-педагогическое сопровождение / http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2015/11/08/organizatsiya-raboty-v-shkole-po-vvedeniyu-fgos-i-ee 

3. Голиченко Е.В. ФГОС: психологический аспект (материалы семинара для школьных педагогов-психологов) / http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/01/26/fgos-psikhologicheskiy-aspekt 

4. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006.

5. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2004.

6. Деятельность педагога-психолога в рамках ФГОС / http://doverieplavsk.narod.ru/2013/psikhologicheskoe_soprovozhdenie_obuchajushhikhsja.pdf 

7. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. - Ростов н-Д.: Феникс, 2006. - С. 68-93, 114-116, 239-247.

8. Как научить ребёнка учиться: беседы с родителями, советы школьного психолога / авт.-сост. Н.С. Мозговая и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – М.: «Ось-89», 2008. – С. 36.

10. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.

11. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками. – Ярославль: Академия развития, 2005.

12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: ВЛАДОС, 1998. – С. 185-187.

13. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.

14. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособ. для студ. психол. фак. университетов. М.: «Академия», 2005. – С. 234-236.

15. Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: практикум для учителей и классных руководителей. – Волгоград: Учитель, 2007.

16. Пакет документов по ФГОС ООО в электронном виде.

17. Потапова Н.В. Авторская коррекционно-развивающая программа «Развитие познавательных процессов» (для обучающихся 5 классов средней общеобразовательной школы). - г. Лакинск, 2014 г. / http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/10/07/korrektsionno-razvivayushchaya-programma-razvitie

18. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королева, О.М. Пяткова; под общей ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер, 2006.

19. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт.-сост. Е.Д. Шваб, Н.П. Пудикова. Волгоград: Учитель, 2008.

20. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е.Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.

21. Развивающие  и  коррекционные   программы  для работы с младшими школьниками и  подростками: Книга для учителя / Отв. ред. И.В. Дубровина. М. - Тула, 1993.

22. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С– 12-41.

23. Тамберг Ю.Г. Учись соображать!: 10 тренингов развития творческого мышления детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) / http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 .

25. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) / http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 .

26. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я»: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: «Генезис», 2006.

Раздел: Образовательные проекты
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать проект (46.05 kB)
Автор:
педагог-психолог МБОУ «СОШ № 23» г. Салавата
Дата публикации: 11.06.2025
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Подрядова Л. В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/proekty/file/129518-psikhologicheskoe-soprovozhdenie-vvedeniya-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya-i-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya (дата обращения: 10.12.2025)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию