Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

рабочая программа План работы классного руководителя по сплочению класса через организацию досуговой деятельности

Коллектив и общность: современные взгляды и практики

Задание:

Изучить материалы по вопросу: модуль «Классное руководство».

Спланировать работу с классным коллективом по следующим направлениям:

  • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
  • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

План работы классного руководителя.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вопрос групповой сплоченности возникает очень часто. Сплоченность включает в себя общение, единство мнений, убеждений, традиций и т.д. Эта тема актуальна потому, что от уровня сплоченности классного коллектива, зависит эффективность работы учащихся класса, а также, психологический комфорт каждого.

Основным составляющим коллективной жизни, предполагается общение, под этим понятием психологи и философы подразумевают - сложный и весьма многогранный процесс. Этот процесс может выступать в одно и тоже время как процесс взаимодействия людей, информационный процесс, отношение людей друг к другу, процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека.

В психологии установлено, что развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители - Взрослые и Дети.

В районе 10-11 лет у школьников меняется ведущий вид деятельности. Если в начальной школе это была учеба, то теперь - общение, общение и еще раз общение. А интерес к учебе уходит на задний план. Значит, самое время помочь в развитии коммуникативных способностей, а также в организации самого общения для того, чтобы общение приносило радость. Собственно на занятиях по сплочению коллектива и решаются эти задачи.

СОДЕРЖАНИЕ

Зачастую класс является сплоченным, но не для реализации учебных целей, а для удовлетворения самых разных внеучебных потребностей. Особенно напряженной становится ситуация тогда, когда сплоченность класса направлена против кого-то из своих членов. Поэтому необходима организация и проведение специальных мероприятий по развитию групповой сплоченности подросткового коллектива с позитивным развитием ее направленности.

Цель занятий: способствовать развитию необходимых коммуникативных навыков и качеств личности подростка, позволяющих осуществлять формирование сплоченного классного коллектива и тем самым обеспечить предупреждение конфликтных ситуаций в среде сверстников

Задачи:  развивать следующие умения у учащихся:

  • доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;
  • уважения в себе и к окружающим;
  • чуткость, внимание, эмоционально сопереживать однокласснику;
  • сотрудничать и действовать сообща, согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;

 

Вид деятельности

Описание

Ответственный

Сроки 

1.       

Игра

Игра «Здравствуй друг»

Все участники делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, другая внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.

- Здравствуй, друг! (Жмут друг другу руки).

- Как ты тут? (Хлопают правой рукой по левому плечу партнера).

- Где ты был? (Осторожно треплют ухо).

- Я скучал! (Складывабт руки на груди).

- Ты пришел! (Разводят руки в стороны).

- Хорошо! (Обнимаются).

Затем стоящие во внешнем кругу делают шаг в сторону, тем самым производя замену партнера. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока опять не встретятся первые пары.

Классный руководитель

Сентябрь

2.       

Игра

Игра «Ветер дует…».

Играющие становятся в круг. Ведущий говорит: «Ветер дует в сторону…» (например, того, у кого есть брат). Те играющие, к которым относится это высказывание (т.е. у кого есть братья) – должны встать в центр круга. Затем выбирается другое высказывание (например, про сестру, про домашних животных и т.д.).

Классный руководитель

Октябрь

3.       

Игра

«Биг-мак».
Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: «Биг»,— другой: «Мак»; один: «Ореховые»,— другой: «Масло» и т. д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.
Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

Классный руководитель

Ноябрь

4.       

Тренинговое упражнение

Ты мне нравишься

Материалы: Клубок цветной шерсти.

Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в "паутине". После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов:

 "Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..."

При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Постепенно "паутина" будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

— Достаточно ли дружен наш класс?

— Почему каждый ребенок достоин любви?

— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Классный руководитель, педагог - психолог

Декабрь

5.       

Упражнение

Упражнение “Дождь”

Упражнение состоит из восьми действий. Один из участников начинает каждое действие и, в то время как он продолжает делать его сам, также он передает его другому человеку, а тот, в свою очередь, продолжает его и передает следующему, и так по кругу. Причем, когда посланное членом команды действие возвращается, участник начинает следующее действие и затем передает его, продолжая движение. Так же передаются все действия, пока не закончатся. Действия делаются в следующем порядке:

1. Трение ладоней.

2. Щелканье пальцами.

3. Хлопанье руками по бедрам.

4. Хлопанье по бедрам, топая ногами.

5. Хлопанье руками по бедрам

6. Щелканье пальцами.

7. Трение ладоней.

8. Солнышко выглянуло (руки вверх).

Классный руководитель

Январь

6.       

Диагностика

Анкета

1. Самочуствие в классе:

А) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей;
Б) есть отдельные друзья и товарищи;
В) скорее всего я здесь одинок.

2. Отношение к классу

А) Дорожу классом;
Б) не задумывался о значении класса в моей жизни;
В) хотел бы перейти в другой класс. И т. Д.

Классный руководитель, педагог психолог

Февраль

7.       

Поход

Выезд за город, в сосновый бор, к реке в выходной день

Классный руководитель, родительский комитет

Март

8.       

Экскурсия

Экскурсия в музей восковых фигур

Классный руководитель

Апрель

9.       

Экскурсия

Экскурсия по достопримечательностям города.

Классный руководитель

Май

10.   

Праздник

Празднование дней рождения : организация дарения подарков именинникам, подготовка поздравительных открыток от класса, словесное поздравление. Чаепитие в классе со сладостями.

Классный руководитель, родительский комитет

в соответствии с очередностью дней рождений учащихся

11.   

Рефлексия

Высказывание детей о проведенном мероприятии (понравилось или нет, что еще хотели бы добавить, нужно ли еще проводить подобные мероприятия).

Классный руководитель

После каждого проведенного занятия

12.   

Изучение правил поведения в школе

Изучение принятых «Правил поведения учащихся в школе», Устава школы. Разбор ситуаций и алгоритма действий.

Классный руководитель

Сентябрь

13.   

Разработка законов поведения в школе

Разработка собственных правил и норм поведения в классе, которые учащиеся должны соблюдать в классе. Голосование за предложенные правила. Принятие свода правил и следование им в школьной жизни.

Задачи: образовательная – продолжать закреплять знания детей о правилах культурного поведения в школе.

Коррекционно-развивающая – способствовать развитию культуры речи и поведения. Воспитательная – вочпитывть чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.

Классный руководитель

Октябрь

  1. Организация совместной деятельности учащихся и родителей, использование возможностей семьи.

- идет обсуждение с родителями и детьми, какие мероприятия они хотели бы, чтобы были проведениы с классом.
     

 

2.Постановка общественно значимой и привлекательной для учащихся цели.

Планируя коллективное дело, обязательно надо рассказать учащимся о его цели. Цель должна быть понятна и, главное, интересна детям. А мастерство классного руководителя заключается в том, что бы сделать интересной любую воспитательную цель.

3.Создание коллективного самоуправления, выявление положительных лидеров.

Для того, чтобы каждый себя попробовал в разной роли я использую командные или групповые игры, которые как лакмусовая бумажка проявляют все качества ребенка. На самом деле этих игр очень много, надо только их использовать. На часах общения, во внеурочной деятельности ,да и на уроках ребята очень любят играть .

 

4.Включение каждого и  поощрение к сотрудничеству при выполнении общих дел.

Планируя какое-либо совместное дело, необходимо, чтобы каждый ребенок смог почувствовать себя членом коллектива. Особенно это касается детей, которые по каким-либо причинам тяжело принимаются детьми. Вот поэтому я обязательно включаю каждого ребенка в каждое совместное дело. Обязательно приглашаю родителей на классные мероприятия, и они приходят, потому что знают , что их ребенок будет выступать, волнуются вместе с ребенком. После проведенного мероприятия, обязательно надо обсудить его: что удалось, что нет, кто был лучшим и т.п. Поощрения за удачно выполненные совместные дела могут быть в разных формах: словесных ( обсуждение) или  материальных(грамоты, небольшие сюрпризы) но они должны быть после каждого мероприятия, как обратная связь и стимул к дальнейшей деятельности. 

 

5.Создание традиций в классе.

Традиционные мероприятия очень важны, т.к. заставляют заранее о них думать, готовиться к ним. Они могут быть разные, но должны быть интересны всем, на них обязательно приглашаются педагоги дополнительного образования, родители.

6. Предотвращение конфликтных ситуаций.

Наряду с традиционными мероприятиями, для  предотвращения конфликтов, использую и внезапно возникшие ситуации.

Как традицию и как обратную связь можно считать написание сочинений- рассуждений в конце  учебного года на темы: «Чем я запомнил этот год?» и «Что бы я предложил сделать в классе?»

6.Использование  ИКТ.

Хочу еще несколько слов сказать об использовании «Электронного журнала» в качестве объединяющего классный коллектив элемента. В моем классе все пользуются электронным журналом, и мы с родителями и детьми используем форум для обсуждения разных дел. Это очень удобно, сразу все вводятся в курс дела.

Раздел: Рабочие программы для школы.
Автор:
социальный педагог, МАОУ "СОШ №31"
Дата публикации: 10.01.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Морозова А. Г. План работы классного руководителя по сплочению класса через организацию досуговой деятельности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/prog/file/101030-plan-raboty-klassnogo-rukovoditelya-po-splocheniyu-klassa-cherez-organizatsiyu-dosugovoj-deyatelnosti (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию