рабочая программа Программа профилактики деструктивного поведения среди учащихся МАОУ «СОШ №31» на 2024-2025 учебный год
Программа профилактики деструктивного поведения среди учащихся
МАОУ «СОШ №31» на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число несовершеннолетних (подростков), склонных к деструктивному поведению, поэтому проблема профилактики деструктивного поведения детей и подростков становится все более значимой. Нормальное «здоровое» поведение у несовершеннолетних подразумевает под собой взаимодействие подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его возможность гармоничной социализации в обществе.
Под нормой принято понимать явление, носящее групповой характер. Такие нормы позволяют уравновешивать поведения людей, приводить или хотя бы стремиться к гармонизации между взаимоотношениями субъектов общественной жизни.
Существует различное количество норм: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д. Как правило, подросток, характеризующийся деструктивным поведением, имеет определенные личностные особенности: несдержанность и агрессивность; склонность к межличностным конфликтам; упрямство; нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения; трудности социальной адаптации. Основная задача, стоящая перед образовательным учреждением – дать каждому ребенку, с учетом его индивидуальных психологических и физических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности: интеллектуальные, волевые, морально-нравственные, мировоззренческие.
Вся воспитательная и профилактическая деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на выполнение данного социального заказа. Образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении 8-9 лет работают специалисты (педагоги, классные руководители), должны взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди обучающихся и реабилитации подростков с деструктивным и деликвентным поведением.
Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи: - оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении; - выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования; - выявление семей, находящихся в социально опасном положении; - обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; - осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.
Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
Целевые группы | Несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет Родители (законные представители) несовершеннолетних Педагоги (сотрудники) |
Цель(-и) программы | Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних и снижение роста случаев преступлений, правонарушений, суицидального поведения, проявлений экстремизма среди обучающихся |
Задачи программы | 1. Оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении, либо ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации 2. Способствовать формированию у детей и подростков «здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала 3. Способствовать повышению психологопедагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы) 4. Повышать самосознание обучающихся через разнообразные формы работы. 5. Своевременно обеспечивать социальную защиту прав несовершеннолетних. 6. Осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни. 7. Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому. 8. Обеспечение внеурочной занятости обучающихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социальнозначимой деятельности. 9. Организовывать взаимодействие межведомственных структур по профилактике отклоняющегося поведения обучающихся. |
Срок реализации программы | 2024-2025 учебный год |
Ожидаемые результаты | -создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - снижение тенденции роста противоправных деяний, -сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных обучающимися образовательной организации - формирование у подростков нравственных качеств и представлений об общечеловеческих ценностях, – формирование устойчивых ценностей здорового образа жизни, - обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками и другими окружающими, - внедрение норм толерантного сознания в социальную практику учащихся, неприятия экстремизма, нетерпимости к любому проявлению жестокости и агрессивности к людям различных национальностей, разных вероисповеданий, -реализация государственных гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования. |
Направления деятельности: | Реализация программы проводится в трех направлениях: работа с подростками, работа с семьями, работа с педагогическими кадрам.
|
Принципы реализации программы: | Комплексность; Системность; Целостность; Динамичность (повторяемость); Репрезентативность; Методическое единство. |
Этапы реализации программы
Этапы | Задачи | Содержание деятельности | Планируемый результат |
1. | Создание условий для формирования у учащихся антисуицидального поведения. | 1.Анкетирование учащихся и родителей с целью выявления понятия ценности жизни 2.Психодиагностика депрессивных состояний у учащихся школы. 3.Организация просвещения учащихся, педагогов и родителей. | Аналитическая справка по итогам анкетирования. Анализ результатов. Создание банка данных. |
2. | 1.Разработка модели организации работы по профилактике суицидов среди учащихся школы. 2.Разработка критериев оценки деятельности. | 1.Определение приоритетных направлений деятельности. 2.Создание модели организации просвещения субъектов образовательного процесса по вопросам профилактики суицидов среди учащихся. | Создание мониторинга. |
3. | Анализ деятельности. Обобщение результатов. | 1.Экспертиза и коррекция программы. 2.Представление результатов на педсовете школа. 3.Обобщение опыта работы. | Аналитический отчет. |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
Цель: развитие личности подростка, включающее осознание им собственных ценностей и смысла существования; развитие уверенности в себе и навыков успешного взаимодействия с окружающими; формирование созидательной и активной жизненной позиции, создание благоприятного социально-психологического климата, способствующего укреплению физического и психологического здоровья учащихся.
Основные направления, формы и технологии работы по профилактике суицида в образовательных организациях
- Меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Формирование у учащихся навыков здорового образа жизни.
- Формирование у учащихся ценностного отношения к жизни.
- Диагностика подростков с целью выявления групп риска.
№ | Наименование мероприятия | Цель | Срок выполнения | Ответственный |
Диагностические процедуры | ||||
1 | Социометрия Диагностика сформированности нравственных ценностей Диагностика сформированности основ толерантности | Выявление учащихся «группы риска». | До 30 сентября – 10 классы 7-13 октября 2023 – 5 классы 11-17 ноября 2023 – 2-11 классы 9-15 декабря, 23-27 апреля – 3-11 классы | Психолог Социальный педагог |
2 | Изучение микроклимата семей (посещение семей, составление актов обследования жилищных условий). | Октябрь Апрель | Заместитель директора по ВР Социальный педагог Классные руководители 1-11 классов | |
3 | Составление социального паспорта класса и школы. | Обновление социального паспорта школы. | Октябрь Май | Классные руководители 1-11 классов Социальный педагог |
4 | Изучение психологической атмосферы в классных коллективах (анкетирование). | Выявление межличностных отношений в классных коллективах. | Октябрь | Социальный педагог |
5 | Мониторинг занятости учащихся | Охват учащихся программами дополнительного образования во внеурочное время | 1 раз в полугодие – все учащиеся 1 раз в триместр –учащиеся «группы риска» | Классные руководители 1-11 классов Заместитель директора. Социальный педагог |
6 | Тренинги психологической готовности к государственной итоговой аттестации | В течение года по отдельному плану | Социальный педагог Психолог | |
Работа с педагогами | ||||
1 | Консультации для педагогов по работе с несовершеннолетними суицидального поведения Консультации (в рамках «Школы классного руководителя») | Обучение навыкам конструктивного общения с детьми с суицидальными намерениями. Обеспечение методическим сопровождением реализации алгоритма действий при выявлении признаков суицидального поведения у несовершеннолетних. Распространение памяток. | В течение года по запросу | Заместитель директора по ВР Психолог |
2 | Беседы с медицинскими работниками (невропатолог, психиатр) | Обучение навыкам конструктивного общения с раздражительными, вспыльчивыми, неуравновешенными детьми. | В течение года по запросу | Фельдшер Чагдинского ФАП Социальный педагог |
3 | Педконсилиумы: 1, 5 классы | Выявление детей «группы риска» с рекомендациями обучения и воспитания. | Сентябрь | Директор Заместители директора Социальный педагог Классные руководители 1,5 классов |
4 | Сотрудничество с муниципальной ПМПК | Выявление учащихся, испытывающих значительные трудности в усвоении программного материала. Раннее выявление детей «группы риска» с рекомендациями обучения и воспитания в соответствующих компенсирующих классах, специальных (коррекционных) ОУ. | В течение года | Заместители директора Социальный педагог |
5 | Отражение в дневниках наблюдения информации о текущей успеваемости, посещении уроков и внеурочных мероприятий, поведении учащихся | Внутришколь-ный контроль | Ежедневно | Социальный педагог Классные руководители 1-11 классов |
6 | Оформление школьного правового уголка с информацией о социальных службах, учреждениях округа и города, а также должностных лицах, осуществляющих контроль и надзор за обеспечением защиты прав ребёнка. | Информированность учащихся | Ноябрь | Социальный педагог |
Работа с учащимися | ||||
1 | Занятия с учащимися по программе «Азбука безопасности» (1-4 классы), по программе «Полезные навыки» (5-9 классы), по программе «Полезный выбор» | Формирование способностей к саморазвитию, самореализации, самопознанию, адекватной самооценке, критической оценке действительности. Формирование навыков здорового образа жизни. | В течение года | Классные руководители 1-11 классов |
2 | Акции по профилактике жестокости и насилия, употребления ПАВ, эмоциональной саморегуляции. | Формирование навыков здорового образа жизни. | 1 раз в полугодие | Заместитель директора по ВР Социальный педагог |
3 | Вовлечение учащихся в спортивно-массовые мероприятия и социально-значимую деятельность («Здоров будешь – все добудешь!») | Формирование навыков здорового образа жизни. | В течение года | Заместитель директора по ВР Классные руководители 1-11 классов Социальный педагог |
4 | Распространение памяток для учащихся «Если ты оказался в трудной жизненной ситуации». | Формирование навыков здорового образа жизни. | В течение года | Психологи |
5 | Беседы инспекторов ОДН ОМВД России по городу Нефтеюганску с подростками. | Формирование навыков здорового образа жизни. | В течение года по запросу | Заместитель директора Социальный педагог |
6 | Консультирование по вопросам решения конфликтных ситуаций. | Позитивное формирование жизненных ценностей Формирование умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты. | В течение года по запросу | Психолог |
7 | Тренинги устойчивости к негативному социальному влиянию Тренинги аффективно-ценностного обучения Тренинги формирования жизненных навыков | Формирование навыков принятия решения, повышение самооценки, стимулирование процессов самоопределения и развития позитивных ценностей. Развитие способности сказать «нет» в случае негативного давления сверстников. Формирование умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты. | В течение года по отдельному плану | Психолог |
8 | Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время | Организация свободного времени несовершеннолетних | В течение года | Социальный педагог |
9 | Вовлечение несовершеннолетних, имеющих девиантное поведение в волонтёрскую деятельность | Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних через вовлечение их в волонтёрскую деятельность | В течение года | Социальный педагог |
10 | Организация работы по вовлечению учащихся в молодежное движение «Российское движение школьников» | Популяризация ценностей человеческой жизни в молодежной среде | В течение года | Помощник директора по ВР |
11 | Участие в едином дне профилактики «Не рядом, а вместе!» | Май | Социальный педагог | |
12 | Диагностика | В течение года | Психолог | |
Работа с родителями | ||||
1 | Консультации ««Пути решения конфликтов в семье. Общение между родителями и детьми старшего школьного возраста как семейная ценность. Как поддержать ребенка в период подготовки к ОГЭ»», «Опасные сайты интернета. Ответственность родителей за детей. Интернет - безопасность» | Содействие оптимизации детско-родительских отношений, форм родительского воздействия в процессе воспитания детей | В течение года | Психолог, соц. работник |
2 | Профилактические беседы с родителями, уклоняющимися от ответственности за выполнение обязанностей по воспитанию ребенка (дети из неблагополучных семей; дети, состоящие на внутришкольном учете). | В течение года, по запросу | Заместитель директора по ВР Социальный педагог | |
3 | Размещение в образовательной школьной сети «Дневник.ру» для родительской общественности информации о службах города по решению вопросов во время кризисной ситуации. | Октябрь Обновление информации - по мере её изменения, поступления | Социальный педагог | |
4 | Распространение памяток с рекомендациями для родителей о способах преодоления депрессивных состояний, способах поведения в кризисных, стрессовых, конфликтных ситуациях, безопасному использованию детьми сети Интернет. | Сентябрь | Социальный педагог | |
5 | Размещение информации (видеоролики, баннеры) о «Детском телефоне доверия» в социальной сети интернет «Вконтакте» | Информирование родителей о деятельности «Детского телефона доверия» | Сентябрь декабрь март июнь | Социальный педагог Советник директора по ВР |
Список литературы
- Скрипюк И.И. 11 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер, 2016. – 176с.
- Формирование социально- ответственного поведения у детей и молодёжи. Профилактика девиантного и аддиктивного поведения среди детей и молодёжи в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования: Учебно- методическое пособие.- М.: АПК и ППРО, 2018. – 188 с.
- Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2017.- 607 с.
- Чуричков А., Снегирёв В. Копилка для тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге.- СПб.: Речь, 2017. -210 с
- Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учеб.- метод. пособие/ Под ред. М. И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017.- 239 с.
- Гущина Т. Н. Я и мои ценности…: Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников. М.: АРКТИ, 2018.- 128 с.
- Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико- психологические аспекты. СПб.: Речь, 2020.- 436 с.
- Макартычева Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения.- СПб.: Речь, 2018.- 192 с.]
- Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие/ Под ред. Н. М. Платоновой.- СПб.: Речь, 2018.- 336 с.
- Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: Триада - фарм.- 2019 г.- 114 с.
- Панков Д. Д., Румянцев А. Г. , Тростанецкая Г. Н. Медицинские и психологические проблемы школьников- подростков: Разговор учителя с врачом.- М.: АПК и ПРО, 2011.- 239 с.
- Практикум по девиантологии/ Автор- составитель Ю А. Клейберг. – СПб.: Речь,2017.-144 с.
- Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/ Авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2019.-207 с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Морозова А. Г. Программа профилактики деструктивного поведения среди учащихся МАОУ «СОШ №31» на 2024-2025 учебный год // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/prog/file/124072-programma-profilaktiki-destruktivnogo-povedeniya-sredi-uchashchikhsya-maou-sosh-31-na-2024-2025-uchebnyj-god (дата обращения: 21.11.2024)- Планирование
- Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смысловое чтение" 1 класс
- Риторика
- Рабочая программа по географии для 8 класса
- Картография, 10 класс
- Программа летнего экологического лагеря в школе
- Занимательная информатика