рабочая программа Постановка театрализованного представления, посвящённого В.И. Белову «Не трогайте избу мою над рекою!»
Постановка театрализованного представления, посвящённого В.И. Белову
«Не трогайте избу мою над рекою!»
Пролог
«Деревенька моя…»
На сцене затемнение. На задник сцены проецируется фото деревенского окна, в котором горит свеча. Звучит треск дров. Постепенно включается жёлтый луч света. Отдалённо слышится крик петуха. На сцену выходит герой в образе Василия Белова. В записи звуки кузнечиков, тихий шум ветра и реки. Василий Белов поднимается на круглую платформу, на которой стоит мельница), смотрит вдаль, раздвинув руки в стороны, и подняв голову вверх, он глубоко вдыхает, задержав дыхание на несколько секунд. Звучит звон колокола.
БЕЛОВ. Вот заря за соседней крышей
Подожгла полнеба собою,
Краснощекая! — так и пышет
Над вечерней моей землею.
За деревней шелест ольховый,
Там мальчишки дымят кострами
И туманы белой подковой
Расплываются меж кустами.
Я любуюсь родной сторонкой,
Словно не было с ней разлуки,
Слышу звон комариный тонкий
И гармоник первые звуки.
Василий медленно начинает крутить мельницу. Вся сцена заливается полностью ярким светом. Звучит гармошка. На сцену выходят парни и две девушки с корзинами в руках (бельё в корзинах) и поют частушки. Девушки ставят корзины на авансцену. Пластическая зарисовка фрагмента из повести Василия Белова «Привычное дело».
ФЕДЯ. Я парнишка хулиган
Меня не любят девушки,
А любят бабы не баские,
Да и то за денежки.
Приплясывая пред Беловым.
НИКАНОР. Мне товарищ поиграет,
Веселиться буду я,
Супостаты, со сторонки
Поглядите на меня.
БЕЛОВ. Это я со сторонки? Это я супостат?! Это я плясать не умею?
Василий берёт палку, и начинает размахивать, парни разбегаются в разные стороны. Белов размахивает палкой, парни прячутся, снова размахивает, парни опять прячутся.
ФЕДЯ. Ну и характер у вас Василий Иванович.
НИКАНОР. Всё вам не так. То поздоровался не так, то не тому кивнул.
СТЕПАН. Что ж вы всё спорите со всеми?
НИКОЛКА (с усмешкой) Да это у него натура такая.
Четвёртый парень, посмотрев на грозный взгляд Белова, садится, вжавши голову, и пятится ползком назад. Белов замечает его и бежит за ним. Пятый парень ложится на круглую платформу мельницы, и упёршись на руку, начинает громко смеяться. Белов это видит и бежит с палкой на парня.
ВСЕ. Сдурел что ли?
Хватают его за руки и за ноги и уносят за кулисы.
ЛИДИЯ. И поплясать не дал.
Девушки подходят к корзинам, начинают полоскать бельё. Из – за кулисы выходит ещё девушка, напевая песню «Как не любить мне эту землю» Музыка В. Левашова, Слова В. Лазарева.
АНФИСА. Как не любить мне эту землю,
Где мне дано свой век прожить:
И эту синь, и эту зелень,
И тропку тайную во ржи!
Мне хорошо в твоих раздольях,
Моя любовь, моя земля.
Крестьянка русская в ладонях
Весною нянчила тебя.
Звучит мелодия «Русская плясовая». Со всех сторон выходят парни и девушки. Танцевальный композиция «Ленчик». Парень берёт в руки гармонь, играет частушечную мелодию, и все в танце уходят за кулисы, кроме Белова.
БЕЛОВ. Скоро месяц выйдет высоко,
Не дождавшись конца заката,
И увидит он, желтобокий,
Как танцуют у нас девчата.
В затемненной листве деревьев
Завозилась птаха ночная...
Отдыхает моя деревня,
Моего желанья не зная.
Незаметно мне побывать бы
В каждом доме, под каждым кровом,
Людям радости пожелать быть
Нежным, очень сердечным словом.
Мельница поворачивается. Звучит звон колокола. Свет медленно уводится. Тихо слышен звук гармошки. Полное затемнение.
Эпизод первый
«Бухтины Вологодские»
На чёрном заднике видео проекция поля и деревенских домов. Слышится шум ветра, скрип мельницы. Вдалеке слышится звон колокола. Мельницу высвечивает световая пушка. Звучит тихо спокойная мелодия. На сцену выходит Василий Белов. Осматривая всё вокруг, начинает дурачиться, прыгая и бегая по сцене. Василий садится на мельницу. На сцену крича, вбегает Андрей друг Василия.
АНДРЕЙ. Вася, Вася! Я такую новость узнал. Кузьма Иванович сказал, что видел, как лиса в колокол сама звонила! Слезай, побежали к нему!
Василий спрыгивает с мельницы. Женщина в образе Анфисы Ивановны, выходит следом, начинает смеяться.
АНФИСА. Полно, дурак, ведь все неправда. Сапожник Кузьма тебя обманул.
Андрей с грустным выражением лица начинает мотать головой
АНДРЕЙ. Не…!
АНФИСА. Что не…?!
АНДРЕЙ. Ну, он же мне сам сказал… Что видел, видел…
АНФИСА. Да, пошутил он. А ты и поверил. Хватит дурака валять. Начинайте работать.
Тихо слышится гул народа. На сцену выходит первая девушка с косой в руках
АНФИСА. В лесном и озерном углу Харовского района Вологодской области есть деревня Тимониха, такая же, как сотни ей подобных Вологодских деревень.
ПЕРВАЯ ДЕВУШКА. В этой деревне 23 октября 1932 года родился Василий Иванович Белов.
Начинает косить. Выходит вторая девушка. Парни разбирают мельницу, ставят лестницы так, что получается скирда.
НАСТАСЬЯ. Детство Василия Белова совпало с Великой Отечественной войной и проходило так же, как и у других его сверстников - деревенских мальчишек.
АНФИСА. Тогда они рано узнали, что такое труд и что такое – не доедать.
Девушки уходят. Белов залезает на скирду. Парни стоят около него, держа лестницу.
БЕЛОВ. Мой отец Иван Федорович — потомственный крестьянин, прекрасный мастеровой, погиб в 1943 году на фронте. Мать, Анфиса Ивановна, с детства круглая сирота, в нелегкие годы войны подняла одна, уже без мужа, пятерых детей.
На экране видео: деревня Белова, поля, дома, природа. И кадры, медленно выплывающие из детства Белова его мамы и отца. Стихотворение Белова «Разбуди на заре меня».
ГОЛОС БЕЛОВА. Мама, снова же дома я!
И припомнятся снова мне
Стародавние времена,
Перелески сосновые,
Детство, голод, война.
Отыщу это место вновь,
Где как будто вчера
С кузовочком берестяным
Я ходил в клевера.
Затемнение света. Звон колокола. Звучит весёлая музыка гармошки. Вся сцена заливается ярким светом. На сцену выходят парни и девушки.
Разбирая скирду, переставляют снова в мельницу.
ЛИДИЯ. Война прошла.
НАСТАСЬЯ. Василий Белов окончил семилетку
АНФИСА. Поступил в школу фабрично — заводского обучения города Сокола.
ДАРЬЯ. Школа готовила плотников и столяров.
ФЕДЯ. После окончания Фабрично Заводского Обучения Василий Белов работает столяром.
НАКАНОР. Плотником.
СТЕПАН. Мотористом.
НИКОЛКА. Электромонтером - дизелистом леспромхоза.
МИХАИЛ. Однако душа его не лежала к такой деятельности.
ФЕДЯ. Работая на заводе, Белов все же не оставлял мечты стать поэтом.
Белов вскакивает на мельницу. Парни садятся на сцену, выбегают девушки и садятся перед ним, слушают, эмоционально жестикулируя. Белов читает своё стихотворение «Россия» .
БЕЛОВ. Она меня не приласкала,
А обняла с железной хваткой,
Жалеть и нянчиться не стала,
В борьбу втянула без остатка.
Но если я уйду из боя
Для тишины и для бессилья,
Ты не бери меня с собою,
Ты прокляни меня, Россия!
Девушки пытаясь его стащить с пьедестала, а Белов упирается ногами. Каждый парень берёт по лестнице от мельницы, после каждой девушки и выставляют как клетку.
ЛИДИЯ. Но местные газеты отказывались печатать его сочинения.
НАСТАСЬЯ. Стихи и рассказы не печатали.
АНФИСА. И работа на заводе также имела свои трудности.
ДАРЬЯ. Не сложились отношения с бригадиром.
ОЛЬГА. Сомневаясь в мастерстве молодого столяра, он назначил ему экзамен на подтверждение разряда.
БЕЛОВ. Я прошел удачно испытание.
АНЯ. Однако это бригадира еще больше настроило против молодого подчиненного.
ЛИДИЯ. В этом городе было предпринято множество попыток поступить на работу в газету.
БЕЛОВ. Нет, я не падал на колени
и не сгибался я в дугу,
но я ушел из той деревни,
что на зеленом берегу.
Белов подходит к мельнице, ставит одно крыло мельницы, потихоньку начинает её вращать. Звон колокола. Затемнение.
Эпизод штрих
«Под проценты»
На сцене затемнение. Раздаётся крики совы, вой волков (фонограмма). На сцену выходит мужик с косой в руках и оглядывается по сторонам. Присматриваясь, вздрагивая и оглядываясь в разные стороны, начинает косить. С противоположной стороны, пятясь назад, выходит милиционер с фонариком в руках. Освещает фонарём зал, всё просматривая. И сталкиваются спинами. Мужик собирает, что накосил и убегает.
МИЛИЦИОНЕР. Стой! Куда?! Это государственное! Положь, где взял.
Полное затемнение и звук свистка, который постепенно удаляется.
Эпизод второй
«Лад»
На сцене затемнение. Как туман выпускается дым. Звучит тихое пение птиц. На сцену светит тонкий луч света пушки. Выходят два парня, берут крылья мельницы, как весла. С разных сторон на сцену выходят девушки с корзинами в руках с песней «Отцветёт да поспеет» сл. Николая Рубцова,
муз. Андрея Петрова.
ДЕВУШКИ (поют). Отцветет да поспеет
На болоте морошка, -
Вот и кончилось лето, мой друг!
И опять он мелькает,
Листопад за окошком,
Тучи темные вьются вокруг...
Заскрипели ворота,
Потемнели избушки,
Закачалась над омутом ель,
Слышен жалобный голос
Одинокой кукушки,
И не спит по ночам коростель.
Продолжая петь. Звук воды. По одному уходят с плота и начинают собирать ягоды. Постепенно луч пушки становится ярче.
БЕЛОВ. Солнышко выглянуло! Солнышко припеколнышко!
На сцену выходит парень невысокого роста, вышагивая и красуясь перед девушками.
ЛИДИЯ. Девушки пели,
НАСТАСЬЯ. Гармония поёт
АНЯ. Никонорка идёт,
ДАРЬЯ. Золочёные меха
ВСЕ. А сам не боле петуха.
Парень начинает гоняться по очереди за девушками (по принципу игры в салки).
Один за другим парни выглядывают из - за кулис, и в масках медведей пугают девушек. Девушки с криком разбегаются в разные стороны. Одна девушка остаётся. Парни снимают маски и начинают смеяться. И рассаживаются по всей сцене, кто – то на край сцены, кто на брёвна и т.д.
МИХАИЛ. Аня, Анютка. Ишь, какая смелая.
АНЯ. А что вас бояться дурачков.
БЕЛОВ. Ой дак мы тебя… Смотри Мишка на Аньку, другой такой девки во всей округе не сыщешь!
АВИНИР ПАВЛОВИЧ. Да Анютка, замуж тебе пора! Сколько тебе уже?
АНЯ. Тридцать два. Ну и что?
АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ. Пора уже!
БЕЛОВ. Смотри Мишка, как тебе Анютка? А ты Аня, смотри какой парень. Нравится тебе Мишка?
Небольшая пауза и Аня по очереди толкает обоих в разные стороны, Белов и Мишка падают. Аня убегает со сцены. Секундная пауза. Парни начинают все громко смеяться.
Начинают медленно подниматься
МИША. Ну и девка!
БЕЛОВ. По уху как настучала.
Звучит в записи гармонь «Мелодия частушки».
На сцену из зала выходят два юноши, один из них с гармошкой в руках. На сцене парни останавливаются и смотрят на них.
НИКОЛКА. Нам недолго погулять,
А только до девятого.
ПАРМЕНКО. Оставайся, дорогая,
Наживай богатого.
Залезают на сцену шатаясь, садятся на край, размахивая ногами.
НИКОЛКА. Ну, что брат Парменко, налелькались мы с тобой?
ПАРМЕНКО. Налелькались, Николка, налелькались!
НИКОЛКА. А как думаешь, брат Парменко, попадёт нам от бабы - то?
ПАРМЕНКО. Попадёт это уж точно!
ФЕДЯ. О, что вы так натренькались?
ПАРМЕНКО. Дак, а как иначе. У нас в колхозе плохо, разве это жизнь. Вон в Москве…
НИКАНОР. А что в Москве! Жизнь она везде!
СТЕПАН. А где жизнь?
МИХАИЛ. Да везде жизнь: под перьями жизнь, под фуфайкой жизнь, везде ЖИЗНЬ!
НИКАНОР. Хватит горевать мужики. Пора работать.
Звучит музыка. Парни ставят две лестницы в мельницу и по кругу начинают её поворачивать. Другие два парня также берут две лестницы, и на первом плане начинают пахать. Шестой и седьмой парень берут два небольших мешка и сеют зерно.
На сцене появляется девушка с коромыслом в руках
КУЗЬМИЧ. Эй, Дарья!
ДАРЬЯ. Чего, Кузьмич?
КУЗЬМИЧ. Как чего? Я с тобой сколько раз уже собираюсь поговорить.
ДАРЬЯ. Да на счёт чего же?
КУЗЬМИЧ (с серьёзным лицом). Претензия у меня к тебе. Я на счёт твоего петуха. Он сатана как только утром встанет, да рот – то отворить, как ерихонская труба, так и бежить к нашему двору. А наша курица здоровьем худая, а и дралы от него. Дак он дьявол все равно догонять! Так, что Дарья, давай элементы плати. (начинает смеяться) Я от тебя так не отступлюсь.
ДАРЬЯ. Тьфу, на тебя Кузьмич! Зря только отвлекаешь!
Все на сцене смеются. Звон колокола. Из разных кулис девушки начинают звать парней.
ЛИДИЯ. Федя, ужинать пора!
НАСТАСЬЯ. Никанор, иди есть!
ОЛЬГА. Степан, кушать пойдём!
Под мелодию гармони все парни расходятся с реквизитом в разные стороны. Затемнение света. В полной тишине звук зажигания спичек. Около мельницы, которая расположена по центру сцены, сидит Белов. В центре платформы загорается огонёк (как костёр). На Белова высвечивается тонкий луч световой пушки, постепенно увеличиваясь.
БЕЛОВ. Дремлет Фомич, примостясь у огня,
Я на телеге лежу,
Старым тулупом накрыл он меня:
Спи, на заре разбужу.
Бронзовым шаром повисла луна
В звёздной немой вышине…
Может быть, в полночь русалки со дна
Выйдут на берег ко мне.
Сядут на гибкие ветки берёз,
Сказочным смехом звеня,
Выжмут волнистые пряди волос,
Песню споют для меня
На сцену заходит первый парень
ФЕДЯ. Что Василий Иванович, не спится?
БЕЛОВ. Да вот что – то задумался…
ФЕДЯ. О чём?
БЕЛОВ. Да хочется, что б жизнь в деревне улучшилась. А она потихоньку вымирать начала… Да и …. А ты что спать не идёшь?
ФЕДЯ. Да тоже думы всё какие – то…
На сцену падая, забегает второй парень.
СТЕПАН (отряхиваясь). О, мужики? А вы что тут делаете?
ВМЕСТЕ (протяжно) Думаем.
СТЕПАН. О чём?
ВМЕСТЕ (протяжно). О жизни…
БЕЛОВ. А ты что?
СТЕПАН. Да, меня жена выгнала. Обиделась видно, а на что и не понял. Да, ладно. Василий Иванович, со мной недавно такая история жуткая приключилась. Садитесь.
В записи звучит тихий шум ветра, и скрип деревьев. Все садятся вокруг костра.
СТЕПАН. Иду я, значит с колхоза, вечер, темно хоть глаз выколи. Прохожу мимо дома, где раньше Смирновы жили, помнишь?
БЕЛОВ. Ну, помню, и что?
СТЕПАН. Ну, вот иду я, иду, прохожу мимо дома, а там свет горит.
БЕЛОВ. Видимо новые жильцы заехали.
СТЕПАН. Дак и я так подумал. А потом вспомнил, что провода я у них обрезал, и свет там не может гореть.
Скрип и шум деревьев, крик ворона
СТЕПАН. Я аж застыл на месте от страха, да как побежал, только пятки сверкали.
БЕЛОВ. А со мной недавно вот такая история приключилась.
ФЕДЯ (испуганно). А может не надо…
БЕЛОВ. В мае этого года я посадил картошку, а она …. Не взошла… (пугает, крикнув) Аааа!
Воя волков, шум ветра, деревьев, рычание
ФЕДЯ (испуганно).Тьфу на тебя Василий, напугал. Точнее, что же тут страшного?
БЕЛОВ. А от голода не страшно помереть?
СТЕПАН. Да, страшновато. Пожалуй, товарищи, спать пора, завтра рано вставать.
Белов ставит крылья в мельницу. Начинает крутить чуть быстрее. Затемнение света. Звуки кузнечиков. Небольшая пауза. Звон колокола.
Эпизод мост
«Не торопитесь спешить!»
Тревожная музыка. С двух сторон в деловых костюмах выходят четыре молодых человек. Их высвечивает пушка. Гул народа. Позади депутатов стоит толпа людей. Из этой толпы пытается вырваться Белов.
БЕЛОВ (вырываясь и расталкивая, кричит). Русский народ обманут. Россия оскорблена и унижена. Власти об это прекрасно знают….
Над ним все смеются и выталкивают обратно в толпу
БЕЛОВ. Я не разделяю вашего оптимизма!
ПЕРВЫЙ ДЕПУТАТ. Мы объявляем проект о переброски северных рек на юг.
ВТОРОЙ ДЕПУТАТ. Над этим проектом будут работать сотни институтов.
ТРЕТИЙ ДЕПУТАТ. Мы выйдем на новый уровень.
После каждой фразы гул толпы, аплодисменты, шум.
БЕЛОВ. Да, разве можно?
Шум толпы продолжается. Белов вскакивает на круглую платформу. Звук грома.
БЕЛОВ. Да, разве можно?
АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ (из толпы). Река – это не просто вода, а небесная дорога.
ВСЕ. Нельзя этого допустить!
БЕЛОВ. Если вода остановится, и я уйду – смысла жить дальше просто не будет.
Полное затемнение. Все уходят со сцены. Остается Белов на платформе.
БЕЛОВ. О, Боже мой!
В тиши лесов,
В безлюдье дедовских угодий
Освободи от праздных слов
И... от назойливых мелодий.
От суеты и злобы дня
Спаси и впредь, спаси меня.
Покуда в душах ералаш
И демократы жаром пышут,
Я обновлю колодец наш
И починю родную крышу.
Не дай устать моим рукам
Ещё — прости моим рукам
От хитрых премий и наград
Убереги в лесу угрюмом!
Но вечевой Кремля набат
Не заслони еловым шумом,
Не попусти сгореть дотла,
Пока молчат колокола…
БЕЛОВ. Я добьюсь, чего хочу! (всё тише и тише) Не торопитесь спешить! Не торопитесь спешить!
Затемнение
Эпизод третий
«Жизнь не по лжи»
Крик петуха, постепенно сцена заполняется ярким светом. Начинает тихо звучать музыка, постепенно усиливаясь.
Девушки выходят с разных сторон с различной деревенской утварью выходят на сцену, трясут, моют. Выходит из зала Белов. Подходит к каждому зрителю и рассказывает как своему соседу.
БЕЛОВ. И вот опять родные места. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своем стремлении к высоте. Я смотрел на зубчатые леса. Вон в тех щелях я прятал нехитрые мальчишечьи богатства.
Из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться! Но чем дальше уходил, тем яростней тянуло меня обратно.
Звон колокола. Девушки замечают Белова, машут ему.
ЛИДИЯ. В середине 50-х годов Василий Иванович приехал из Москвы обратно на родину и был принят корреспондентом в районную газету «Коммунар».
НАСТАСЬЯ. Первая книга стихотворений и поэм «Деревенька моя лесная» вышла в 1961 году.
АНФИСА. Затем появились «Деревенька Бердяйка».
ДАРЬЯ. Сборники рассказов «Знойное лето».
ОЛЬГА. «Речные излуки».
ПРОША. С 1964 года писатель живет в Вологде, отсюда пошла его известность.
АНЯ. И в 1979 году Белов публикует самую удивительную книгу: «Лад. Очерки о народной эстетике».
ФЕДЯ. Ну что, как в Москве?
БЕЛОВ. Вот что я вам скажу, там, власть такими дверьми закрылась. Такие двери никакой народ не откроет. К ним просто так не прорвёшься.
ФЕДЯ. Василий Иванович, а ты в район заявление сначала пошли. А?
БЕЛОВ. Да, я писал в район.
ФЕДЯ. Ну?
БЕЛОВ. (возмущённо). Затёрли… (тихо) Понимаешь? Кругом плутни одни!
Пауза
На сцену выходят два мужика в образе соседей Белова: Авинир Павлович и Алексей Степанович.
АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ. Нет, Авинир Павлович, я тебя не переживу.
АВИНИР ПАВЛОВИЧ. А, нет. Может и ты Алёша, топтать по земле меня будешь.
АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ. Оба, Авинир Павлович! В одну землю пойдём. Я уж это подсчитал на гроб нужно сорок восемь гвоздей. Но я тебе так скажу, если мне там не понравится, назад приду! Возьму увольнительную.
АВИНИР ПАВЛОВИЧ. Да, и я бы конечно увольнительную себе взял, что б тебя проведывать.
АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ. А знаешь, что Авинир Павлович.
АВИНИР ПАВЛОВИЧ. Что Алексей Степанович?
АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ. Сделай мне гроб на шипах. Да, сделай мне на шипах, чтобы только всё честь честью. И с гармонией похороните, заиграет, я хоть ногой лягну.
Все начинают смеяться.
ФЕДЯ. Ну, вы даёте, вам, сколько лет, а уже гроб собираете делать. Пошлите лучше сено убирать, нет времени помирать!
Все уходят со сцены. Звучит весёлая мелодия гармони. На сцену выбегают дети лет десяти. Один из них ложится на круглую платформу. Дети водят хоровод и поют песню. Каждый раз после определенных слов он шевелит руками, ногами, садится, встает. Со словами - «он за нами бежит», участники игры разбегаются в разные стороны, а «покойник» вскакивает со своего места и догоняет кого-нибудь. Пойманный становится «покойником».
ДЕТИ. Умер покойник
В среду, во вторник,
Пришли хоронить –
Он руками шевелит!
Умер покойник
В среду, во вторник,
Пришли хоронить –
Покойник стоит!
Умер покойник
В среду, во вторник,
Пришли хоронить –
Он за нами бежит!
Мальчик начинает бегать за всеми. Задев одного мальчика
ИВАН. Ты чего толкаешься?
ПЕТЯ. Я не толкаю!
ИВАН. Нет толкаешь!
Дети начинают драться друг, с другом катаясь по полу. На сцену выходят две женщины с корзинами в руках, и, увидев детей, разнимают их. Все остальные дети разбегаются в разные стороны.
АНФИСА. Настасья, ты погляди, что с моим парнем твой сатанёнок сделал! Настасья!
НАСТАСЬЯ. А ты поглади как твой моему то руку распорол. Ты своего то выпори, что бы он больше так не шпанил то!
АНФИСА. А чё шпал то, чё шпанил! У нас в роду сроду шпаны то не было!
НАСТАСЬЯ. Да, да, да!
АНФИСА. Это у вас шпана!
НАСТАСЬЯ. Я покажу твоему выродку, я задам!
АНФИСА. Это у кого выродок? Ты чё говоришь дура лешего!
БЕЛОВ. Кончайте бабы хуже маленьких.
НАСТАСЬЯ. Ой ты, воровка поганая, ишь рожу то вытянула!
АНФИСА. Слышь ты идиотка, да ты молоко водой разбавляла.
НАСТАСЬЯ. Это когда это я молоко разбавляла.
АНФИСА. Да пошла ты!
НАСТАСЬЯ. Тьфу на тебя!
Расходятся в разные стороны. Затемнение. Со сцены слышится звук заточки косы, постепенно сцена заполняется ярким светом.
ОЛЬГА. Огромную популярность приносит писателю повесть - «Привычное дело».
ДАРЬЯ. Через два года писателя избрали на пост первого секретаря Грязовецкого райкома комсомола.
БЕЛОВ. Пентюхи вы все! Пыль на ушах! Во!
СТЕПАН. Что опять не так Василий Иванович?
АНФИСА. Вы же добились всего что хотели.
Белов посмотрел на всех, начинает как бы что- то говорить, но глубоко вздыхает, машет рукой и уходит
Два подвыпивших мужика не обращая внимания на Белова
АВИНИР ПАВЛОВИЧ. Люди добрые, а скажите, раньше было такое. Корабли тонут, поезда взрываются, полное безобразие.
АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ. А кооператоры вообще жульё! Спекулянты обнаглели совсем!
АВИНИР ПАВЛОВИЧ. Ага! Говорят, Куй, говорят железо пока Горбачёв.
АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ. А что с Василием то произошло?
НИКОЛКА. Каждый день Василий Иванович имел обыкновение просиживать у телевизора во время прямых трансляций заседаний Верховного Совета.
ОЛЬГА. На сессиях Верховного Совета он горячо, страстно выступал, прибегая к языку северорусского крестьянства.
Видео «Белов выступает за сохранение своей родины»
ФЕДЯ. Напоминал о тяжелейшем состоянии сельского хозяйства.
ДАРЬЯ. О важности его развития, но никем не был услышан.
ВСЕ. Это был глас вопиющего в пустыне.
Все замирают. Белова высвечивает световой луч на платформе. На сцене начинается зарисовка жизненного круга в деревне. Белов за всем наблюдая, крутит крылья мельницы. На сцену выходят девушки у одной из них младенец в руках, они качают его, корчат ему рожицы, смеются. Потом на сцену выбегают дети играют, за ними идут мамы, обмахиваясь веточками деревьев от комаров. Следующие на сцену выходят парни, один из них в военной форме. Мать и девушка солдата, провожая, плачут. На руках выносят человека со скрещенными руками на груди. Позади всех идёт толпа и плачут.
БЕЛОВ. Первые, ещё не осмысленные впечатления, полученные во время раннего детства, и становятся самыми главными, определяющими всю человеческую судьбу, всю последующую жизненную дорогу. Отрадно и неожиданно возникают они в зрелые годы, поправляя нас на пути, вдохновляя на борьбу с трудностями и убеждая не падать духом. Иногда они путаются с детскими образами, кои приходят к ребенку во сне. И тогда нам предоставляется, что-то, что снилось, было и в самом деле...
БЕЛОВ. Уважаемое государство решите, что для вас важнее: жизнь или самоуничтожение.
Затемнение. В пластической зарисовке парни и девушки выходят на сцену. Звучит тихо спокойная мелодия вальса. Молодые люди знакомятся друг с другом и начинают танцевать вальс. На фоне музыки голос в записи друга Белова.
АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ. Голубые-голубые небеса и огромное низкое солнце, ярко-красное, не излучающее, однако, никакого тепла. Даже когда смотришь прямо на него, оно совершенно не слепит глаза. И под сиянием солнца – бриллиантовое сверкание снежного наста. Насколько видит глаз, простирается ослепительно белая снежная равнина, а на ней то там, то здесь чернеют точки: это чёрные крестьянские избы, несущие в себе суровую экспрессию. Временами метели. И тогда страшно воют провода. И по контрасту: ночи – чёрные, как лак, и небо всё сплошь усеяно звёздами. Никогда прежде мне не случалось видеть такое множество звёзд.
Белов подходит к мельница и начинает быстро крутить.
Финал
«Прощаю вам всё…»
Звучит звон колокола «Начало службы». С разных кулис на сцену заходят девушки и мужчины. Выходя из кулис, они кланяются и крестятся. Каждый по очереди на свои слова зажигает свечу.
НИКОЛКА. С дубовых трибун и с гнилых парапетов,
Блюдя митинговую вашу страду,
Не стыдно ли вам перед белым-то
светом
Истошно орать:
ВСЕ. «Накормите страну!»
НАСТАСЬЯ. Хотите забыть грабежи и расправы
И слёзы детей в заполярном снегу.
Но даже в дыму алкогольной отравы
Я эту обиду забыть не могу.
МИХАИЛ. Учили меня вы пером и наганом,
Стыдили, корили под красным гербом,
Когда бунтовал — нарекли хулиганом,
Когда я терпел — обзывали рабом.
АНФИСА. Прощаю вам всё: отчужденье столицы
И светлого Севера чёрную ночь,
Но хлеб из чужой, из заморской
пшеницы,
Поверьте, жевать не хочу и невмочь.
Небольшая пауза. На сцену по центру выходит Белов с горящей свечой. И встаёт на подиум.
БЕЛОВ. Я всех накормлю…
Но оставьте в покое
На Древней Земле, у травы молодой!
Не трогайте избу мою над рекою
И белую церковь над синей водой!
Белов задувает свечу. Все со сцены уходят в затемнении. Звон колокола.
Мельница останавливается. Звон колокола прекращается. К мельнице подходит мальчик и потихоньку начинает крутить. Свет постепенно гаснет. На заднике проекция деревни Тимониха и скрип мельницы.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Свирида В. А. Постановка театрализованного представления, посвящённого В.И. Белову «Не трогайте избу мою над рекою!» // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/prog/file/124109-postanovka-teatralizovannogo-predstavleniya-posvyashchjonnogo-v-i-belovu-ne-trogajte-izbu-moyu-nad-rekoyu (дата обращения: 15.11.2024)- Программа коррекционных занятий
- Жаксылыкпен жаным дос
- Рабочая программа по проектной деятельности
- Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс
- Рабочая программа по литературе для 6 го класса
- За рамками учебника математики
- Математика 5 класс