конспект урока Содержание учебного материала по ансамблевому музицированию
Содержание учебного материала по ансамблевому музицированию
Бодалева Р.Х.
Формирование навыка ансамблевого исполнения на примере несложных музыкальных произведений
Изучение произведений отечественных и зарубежных композиторов, созданных для фортепианного дуэта. Грамотный разбор текста своей партии: ритмическая точность, штрихи, фразировка, динамика. Разучивание партии в точном соответствии тексту. Знакомство с партией партнера. Работа над партией с преподавателем. Совместное чтение с листа, частичное исполнение партий. Совместный тщательный анализ структуры произведения, мелодической линии, фразировки, динамики. Совместное «эскизное» исполнение произведения. Совместное разучивание произведения в медленном темпе: выявление и устранение неточностей, закрепление основных элементов исполнительского замысла. Разучивание произведения в среднем темпе: выявление музыкального развития, динамики и агогики. Выбор необходимых пианистических приемов в каждой партии. Гармонический анализ при игре Secondo партии. Работа над синхронностью взятия и снятия звуков, штрихов, приемов. Знакомство с системой незаметных публике определенных жестов, взглядов и даже вздохов, позволяющих синхронно начинать произведение, грамотно показывая ауфтакт, снимать заключительный аккорд и т.п.; длительность ауфтакта. Возвращение к медленному и среднему темпам на завершающем этапе работы над произведением. Формирование умения вести свою партию, одновременно слушая партнера. Умение совместно держать темп произведения с помощью преподавателя, самостоятельно. Подготовка к концертному исполнению. Прослушивание в условиях концертного зала. Адаптация исполнителей к сцене
Развитие необходимых для совместного исполнения исполнительских навыков
Изучение несложных произведений венских классиков и композиторов эпохи барокко. Работа над умением аккомпанировать партнеру. Координация и тождественность приемов звукоизвлечения. Работа над вступлениями, окончаниями, сольными местами, умение не заглушать и не прерывать мелодическую линию. Совместная работа над развитием мелодии, аккомпанементом и линией баса в соответствии с текстом произведения. Преодоление ритмических сложностей. Умение находить правильный звуковой баланс, градации Forte и Piano в совместной игре. Определение динамического плана произведения, уточнение нюансов в зависимости от стиля произведения. Работа над синхронностью звучания. Выявление общности фразировочных лиг и штрихов с тем, чтобы в аналогичных местах они точно совпадали. Работа над равновесным звучанием в удвоении и аккордах, разделенных между партнерами. Работа над полифоническими произведениями: анализ структуры музыкальной речи, приемы имитации, произнесение реплик и интонирование ответа, чередование реплик, манера и тон подачи реплик, соизмерение параметров – f и p, динамическое соотношение голосов. Работа над педалью – точное снятие при окончании общих фраз или совместных фермат. Минимальное использование педали в полифонических произведениях. Установление контакта между партнерами во время исполнения, умение реагировать на мельчайшие оттенки нюансировки, развитие чувства естественности и свободы во время совместного исполнения. Прослушивание в условиях концертного зала: убедительность трактовки, владение собой исполнителями на эстраде, исполнительская яркость и артистичность исполнения.
Усложнение художественных задач
Изучение произведений западно – европейских и русских композиторов эпохи романтизма. Преодоление технических трудностей в партиях (ровность пассажей, аккордовая техника и пр.) Устойчивость темпо-ритма. Развитие темповой памяти (умение держать темп, переключаться на темп новый и возвращаться к первоначальному темпу). Музыкально – ритмическая свобода (рубато, агогика) в совместном исполнении. Тщательная работа над динамическими оттенками. Педализация: в игре с партнером исполнять только педаль; педаль в паузах, ферматах, снятиях. Педализация в зависимости от стиля произведения: (барокко, классика, романтизм, импрессионизм, современная музыка), умение педализировать в паузах. Умение экономно пользоваться педалью в произведениях импрессионистов и современных 8 композиторов (насыщенная педаль как колористический приём). Одновременное снятие аккорда и педали. Привыкание партнеров к определенной системе коммуникации: "чувство локтя", "боковое зрение" и др. при игре в 4 руки на одном фортепиано. При концертном исполнении произведений в четыре руки умение грамотно переворачивать страницы.
Совершенствование навыков ансамблевой игры
Увеличение объемов исполняемого материала. Ускорение темпов его прохождения. Заучивание партий до автоматизма. Умение чередовать функции "ведущего" и "ведомого". Формирование ощущения времени в моментах молчания. Чувство темпа в паузах и длительно выдержанных звуках. Синхронное взятие и снятие аккордов. Синхронность в затактах. Синхронность звучания всех партий, единство темпа и ритма. Уравновешенность в силе звучания партий, единство динамики. Согласованность штрихов партий, единство приемов звукоизвлечения. Настроенность внимания: - слушать себя; - слушать партнера; - слушать ансамбль в целом; - слушать себя в ансамбле; - слушать партнера в ансамбле. Умение общаться и сотрудничать в концертном выступлении
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Бодалева Р. Х. Содержание учебного материала по ансамблевому музицированию // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/100770-statya-soderzhanie-uchebnogo-materiala-po-asamblevomu-muzitsirovaniyu (дата обращения: 14.11.2024)- Сохраним Первоцветы
- Красота слова рождается из красоты чувства и мысли
- Экскурсия как одна из эффективных форм организации образовательного процесса
- Оқу құралдары
- Компьютерная осень
- Профессии моих родителей
- ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 15824 пользователя.
Отзывы