Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Содержание учебного материала по ансамблевому музицированию

Содержание учебного материала по ансамблевому музицированию

                                                                                                           Бодалева Р.Х.                   

Формирование навыка ансамблевого исполнения на примере несложных музыкальных произведений

 Изучение произведений отечественных и зарубежных композиторов, созданных для фортепианного дуэта. Грамотный разбор текста своей партии: ритмическая точность, штрихи, фразировка, динамика. Разучивание партии в точном соответствии тексту. Знакомство с партией партнера. Работа над партией с преподавателем. Совместное чтение с листа, частичное исполнение партий. Совместный тщательный анализ структуры произведения, мелодической линии, фразировки, динамики. Совместное «эскизное» исполнение произведения. Совместное разучивание произведения в медленном темпе: выявление и устранение неточностей, закрепление основных элементов исполнительского замысла. Разучивание произведения в среднем темпе: выявление музыкального развития, динамики и агогики.  Выбор необходимых пианистических приемов в каждой партии. Гармонический анализ при игре Secondo партии. Работа над синхронностью взятия и снятия звуков, штрихов, приемов. Знакомство с системой незаметных публике определенных жестов, взглядов и даже вздохов, позволяющих синхронно начинать произведение, грамотно показывая ауфтакт, снимать заключительный аккорд и т.п.; длительность ауфтакта. Возвращение к медленному и среднему темпам на завершающем этапе работы над произведением. Формирование умения вести свою партию, одновременно слушая партнера. Умение совместно держать темп произведения с помощью преподавателя, самостоятельно. Подготовка к концертному исполнению. Прослушивание в условиях концертного зала. Адаптация исполнителей к сцене

Развитие необходимых для совместного исполнения исполнительских навыков

Изучение несложных произведений венских классиков и композиторов эпохи барокко. Работа над умением аккомпанировать партнеру. Координация и тождественность приемов звукоизвлечения. Работа над вступлениями, окончаниями, сольными местами, умение не заглушать и не прерывать мелодическую линию. Совместная работа над развитием мелодии, аккомпанементом и линией баса в соответствии с текстом произведения. Преодоление ритмических сложностей. Умение находить правильный звуковой баланс, градации Forte и Piano в совместной игре. Определение динамического плана произведения, уточнение нюансов в зависимости от стиля произведения. Работа над синхронностью звучания. Выявление общности фразировочных лиг и штрихов с тем, чтобы в аналогичных местах они точно совпадали.  Работа над равновесным звучанием в удвоении и аккордах, разделенных между партнерами. Работа над полифоническими произведениями: анализ структуры музыкальной речи, приемы имитации, произнесение реплик и интонирование ответа, чередование реплик, манера и тон подачи реплик, соизмерение параметров – f и p, динамическое соотношение голосов. Работа над педалью – точное снятие при окончании общих фраз или совместных фермат. Минимальное использование педали в полифонических произведениях. Установление контакта между партнерами во время исполнения, умение реагировать на мельчайшие оттенки нюансировки, развитие чувства естественности и свободы во время совместного исполнения. Прослушивание в условиях концертного зала: убедительность трактовки, владение собой исполнителями на эстраде, исполнительская яркость и артистичность исполнения.

Усложнение художественных задач

Изучение произведений западно – европейских и русских композиторов эпохи романтизма. Преодоление технических трудностей в партиях (ровность пассажей, аккордовая техника и пр.) Устойчивость темпо-ритма. Развитие темповой памяти (умение держать темп, переключаться на темп новый и возвращаться к первоначальному темпу). Музыкально – ритмическая свобода (рубато, агогика) в совместном исполнении. Тщательная работа над динамическими оттенками. Педализация: в игре с партнером исполнять только педаль; педаль в паузах, ферматах, снятиях. Педализация в зависимости от стиля произведения: (барокко, классика, романтизм, импрессионизм, современная музыка), умение педализировать в паузах. Умение экономно пользоваться педалью в произведениях импрессионистов и современных 8 композиторов (насыщенная педаль как колористический приём). Одновременное снятие аккорда и педали. Привыкание партнеров к определенной системе коммуникации: "чувство локтя", "боковое зрение" и др. при игре в 4 руки на одном фортепиано. При концертном исполнении произведений в четыре руки умение грамотно переворачивать страницы.

Совершенствование навыков ансамблевой игры

Увеличение объемов исполняемого материала. Ускорение темпов его прохождения. Заучивание партий до автоматизма. Умение чередовать функции "ведущего" и "ведомого". Формирование ощущения времени в моментах молчания. Чувство темпа в паузах и длительно выдержанных звуках. Синхронное взятие и снятие аккордов. Синхронность в затактах. Синхронность звучания всех партий, единство темпа и ритма. Уравновешенность в силе звучания партий, единство динамики. Согласованность штрихов партий, единство приемов звукоизвлечения. Настроенность внимания: - слушать себя; - слушать партнера; - слушать ансамбль в целом; - слушать себя в ансамбле; - слушать партнера в ансамбле. Умение общаться и сотрудничать в концертном выступлении

Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
Преподаватель ОГБПОУ"Ульяновский колледж культуры и искусства"
Дата публикации: 29.12.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Бодалева Р. Х. Содержание учебного материала по ансамблевому музицированию // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/100770-statya-soderzhanie-uchebnogo-materiala-po-asamblevomu-muzitsirovaniyu (дата обращения: 28.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию