конспект урока Формирование навыков чтения у обучающихся начальных классов
- Актуальность темы
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует интернет, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Наблюдается изменение характера чтения, преобладание «делового» чтения над «свободным», возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Что происходит с современным детским чтением в плане перспективы рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться. Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. На сегодняшний день очень остро стоит проблема выбора способов развития полноценного навыка чтения. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый обучающимися при изучении всех учебных предметов. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, на основе постоянного роста интереса ребёнка к чтению.
II. Проблемы традиционных методов чтения
- Регрессии.
Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространенный. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст - как легкий, так и трудный, как бы для верности. Области таких повторных фиксаций глаз, возникающие при традиционном чтении, иногда очень велики. Как показали исследования, при медленном чтении регрессии - довольно частое явление, и количество их составляет обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения.
- Отсутствие внимания.
Что такое внимание? Внимание - это избирательная направленность сознания при выполнении определенной работы. Быстрое чтение требует повышенного внимания. К сожалению, мы не всегда организованны, не умеем управлять своим вниманием при чтении. Скорость чтения у большинства намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания. Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Человек, читающий быстро, способен управлять своим вниманием.
- Малое поле зрения.
Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются в лучшем случае 2-3 слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, а в итоге чтение становится эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не 2-3 слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац. Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения скорости: оно способствует и более глубокому пониманию прочитанного. Значительно снижает скорость чтения и непродуктивный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т.е. холостых движений глаз, на которые расходуется; не только время, но и силы. При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз по центру страницы.
- Артикуляция.
Это непроизвольные движения губ, языка, элементов гортани при чтении текста про себя. Движения органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, на самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений зависит, прежде всего, от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция. Многие говорят, что у них нет артикуляции или они не знают, что это такое. А другие, напротив, заявляют, что постоянно слышат, как кто-то бубнит рядом, когда читает текст.
- Слаборазвитая оперативная память.
Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
- Отсутствие гибкой программы чтения.
Главное в проблеме быстрого чтения - не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получения значимой информации благодаря правильному выбору программы смыслового восприятия текста. Та или иная скорость и техника чтения подчиняется, прежде всего, тем целям, задачам и установкам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ, умение гибко использовать каждую из них в нужный момент и определяют способность читать быстро. Задача заключается в том, чтобы вооружить мозг более эффективной программой.
III. Приемы достижения результативности в обучении чтению:
Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Для развития таких качеств чтения, как беглость, осознанность, правильность и выразительность использую специальные упражнения, которые стараюсь включать в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более познавательным, интересным и эмоциональным.
- Артикуляционная гимнастика.
а) упражнения для формирования правильного дыхания:
Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Обрызгайте белье водой.
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье ( в один прием, три, пять).
Использование скороговорки (хором):
|
Необходимо отметить, сто уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
б) упражнения для развития четкости произношения:
Произнесите сочетания согласных звуков с гласным, чётко выговаривая каждый звук:
ПА-ПО-ПУ-ПЭ-ПИ-ПЫ
ДА-ДО-ДУ-ДЭ-ДИ- ДЫ
КА –КО –КУ –КЭ –КИ
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТИ-ПТЫ
БТА-БТО-БТУ-БТЭ-БТИ-БТЫ
в) чтение чистоговорок:
Са-са-са вот идёт лиса.
Со –со –со – лиса катит колесо.
Сы –сы –сы –хвост красивый у лисы.
Су – су –су –видел я в лесу лису.
Жи –жи –жи –живут в лесу ежи.
Жа –жа –жа –я нашёл ежа.
Жу –жу –жу –молоко даю ежу.
Ры –ры –ры – у нас в руках шары.
Ра –ра –ра – начинается игра
Ру-ру-ру- бью рукою по шару.
Ро –ро –ро – шар упал в ведро.
Ца-са, ца-са, ца-са- са
На цветке сидит оса.
Цу-су, цу-су, цу-су - су –
Гони скорей с цветка осу.
Цы-сы, цы-сы, цы-сы- сы –
На цветке уж нет осы.
Жа-за, жа-за, жа-за – за –
Бежит Женина коза.
Жу –зу, жу-зу, жу-зу –зу
Держи Женину козу.
Жи-зы жи-зы, жи-зы – зы
Есть козлята у козы.
г) чтение шёпотом и медленно:
Да –да –да – из трубы бежит вода.
Ша –ша –ша – мама моет малыша
Ют –ют –ют – очень любим мы уют.
Аш –аш –аш – у Ирины карандаш.
д) чтение тихо и умерено:
Арка –арца арла –арча
арта –арда арча – аржа
урма – урта зелка – земка
умву - омво юдра - едры
е) чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь;
дверь – зверь – червь;
бак – рак – мак; зарь – варь – марь – ларь – фарь – карь – тарь – барь.
ё) чтение скороговорок, пословиц, поговорок:
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
10. В один, Клим, клин колоти.
11. Каково волокно, таково и полотно
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
13. Либретто “Риголетто”.
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали
(Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко)
ж) чтение согласных
- Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
- Чтение согласной с какой-нибудь гласной:
ВАМАРАГАКАТАБАДАЗАЩАЧАВАНА
ФОШОМОЖОДОХОМОКОПОБОРОВОСО
ПУТУКУЗУРУМУВУДУГУБУФУКУЗУРУЧУ
Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].
- Упражнения на логическое ударение
Задайте вопрос: «Карл у Клары украл кораллы?», последовательно голосом выделяя слова:
Карл у Клары украл кораллы?
Карл у Клары украл кораллы?
Карл у Клары украл кораллы?
Карл у Клары украл кораллы?
Ты завтра встречаешь сестру?
Ты завтра встречаешь сестру?
Ты завтра встречаешь сестру?
Ты завтра встречаешь сестру?
Интонационные упражнения
Произнесите поговорку, передавая интонацией разное отношение к случившемуся: сочувствие, злорадство, удивление и др.
«Проворонила ворона воронёнка»
Произнесите пословицу с разными оттенками тона: поучительным, заботливым, дружеским, насмешливым.
«Тише едешь – дальше будешь».
- Упражнения для тренировки речевого аппарата
Чтение блоков
Эти упражнения направлены на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний. Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.
Запись блоков производиться непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.
Первая группа блоков – слитное прочтение двух стоящих рядом букв.
Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею
Еу ад аж ай ам ап ах! Ей ел ем
Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!
Ай-ай ей-ей ёк-ёк ой-ой! Во-во!
Га-га-га да-да-да! Эй-эй!
Ну-ну! То-то хе-хе-хе ха-ха-ха!
При прочтении этих блоков полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий. Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.
Вторая группа блоков – чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.
Ага бай сам шар мах
Аут баз бык бер вон
Выя дар дом бей ели
Ему Зея сею уже зал
Ива тик хил зим лиф
Тих бия кар лих люк
Ляп миф мул мыс мер
Нас нет нищ нот гну
Бой лом сон ост лот
Мох бош пол Юра рек
Оси суп эта тел тот
Эту тыл ТЮЗ ума муж
Кум рус дух Уфа Уфу
Уха ухе чек чуб шаг
Щит эхо юга ТЮЗ юму
Это исключительный материал логопедического словаря, поэтому слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.
Третья группа блоков – чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.
Бокс борт борщ верх волк
Гонг диск Ейск зюйд Иезд
Лувр люфт лязг матч мозг
Непр порт корт пунш Рижт
Факт финт фунт шурф щедр и др.
Фразы для чтения:
Морж мёрз, но полз.
На борт жал болт.
Четвертая группа блоков – чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.
Для успешной работы со словами этой группы, дети должны знать, что все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия рекомендуется выделять гласную другим цветом.
Блок брак взор вжик
Влип враз врач вред
Где глуп граф грач гриф
Джаз дни дней дроф друг ждал
Жрец звон злой знак зной клёв
Фразы для чтения:
Её плащ был плох.
Класс встал у парт.
Мой друг щедр.
Пятая группа блоков – чтение наиболее трудных однослоговых слов.
Вверх взмах взнос взмыл вклад
Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд
Монстр перст пёстр пункт склад
Смысл спорт столб стаж треск
Хвост Холмс штамп штурм
Объясняя значение прочитанных слов, ребята пополняют свой активный словарный запас.
Шестая группа блоков - чтение двуслоговых слов.
При чтении слов этого блока, следует строго ориентироваться на слогообразующую гласную, стоящую после согласных. Объём зрительного восприятия должен охватывать 3-4 и даже 5 букв одновременно. Особое значение имеет также навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. В словах, значение которых ещё не выяснено, следует указать ударение и поделить слова на слоги, вертикальной линией, например: аб/сурд.
Аббат бедных браво велю
Абсурд без фар брикет венки
Аган белый бронза верни
Фразы для чтения:
Я вверх вёз хлеб.
На наш сел дом грач.
Седьмая группа блоков – чтение слов с твердыми и мягкими согласными.
При чтении слов данной группы необходимо ещё раз напомнить функциональное значение твердого и мягкого знаков.
Слова с твёрдым знаком:
Сели – съели приём – объём
веду – въеду взял - изъял
Фразы для чтения:
Мы взгрустнули, видя с ели,
Как внизу другие сели
И запасы наши съели.
Он вёл коня, потом въехал во дворец.
Слова с мягким знаком на конце:
Быт – быть ест – есть вес – весь
мел – мель даль – дал кровь – кров
ел – ель пусть – пуст тронь – трон
Фразы для чтения:
Не лезь в глубь – там грязь.
Шли сквозь огонь, сквозь пыль.
Слова с разделительным мягким знаком:
Бабе – бабьё семя – семья
Коля – колья чего - чьего
Восьмая группа блоков – чтение слов и словосочетаний до трёх слогов.
Никаких особенностей отработка этой группы слов не имеет. Навык слитного чтения слов из двух слогов к этому времени уже имеются. Учителю лишь необходимо быть очень внимательным к дозированию и отбору учебного материала.
Акция детская домашний
амплуа дорога артистка
лесничий начало ассорти
знание водная больница
горячка заморозь задира
изморозь качели лошади
Фразы для чтения:
А солнце играет лучами на речке.
На небе ни тучи – быть жаре.
Девятая группа блоков – чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.
Апрельская правильный полширины
отвага обыкновенная эскалатор
зеркальный крошечный фамилия
преподаватель благодарность скворечник
- Упражнения для развития скорости чтения
Жужжащее чтение
Техника жужжащего чтения занимает всего лишь 5 минут учебного времени в начале каждого урока. В течение 5 минут все ученики читают свою книжку одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. В применении данной техники очень важна системность. Проведя несложные математические подсчеты, становится видно, что используя эту замечательную основу, освоению науки качественного чтения отводится около 100 минут в неделю. Ежеурочные пятиминутные чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу или специально подготовленные таблицы в режиме жужжащего чтения, а дальше идёт обычный урок.
Метод жужжащего чтения так же отлично подходит для учеников, которые не горят любовью к чтению. У ребенка возникают сложности с чтением, отсюда и нелюбовь. Для таких детей применяют режим щадящего чтения. Этот метод заключается в том, что ребенок, прочитав 2-3 предложения, получает кратковременный отдых. Эта метода используется для индивидуальных занятий с учеником. А в коллективе, читая тихонько, себе под нос, со своей индивидуальной скоростью, сливаясь с общим роем, ребенок не испытывает дискомфорта.
“Буксир”
Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.
“Бросок – засечка”
Цель упражнения – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем: ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
Многократное чтение
Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. (Читаем не более трех раз). Результат чтения фиксируем в таблице:
Дата | ||||||||
Скорость чтения |
Чтение в темпе скороговорки
При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30секунд. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста.
“Молния”
Смысл упражнения – чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняют так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. При переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.
Расширение поля зрения.
Если угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:
Таблицы Шульте.
Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1.
10 | 4 | 28 | 9 | 14 |
20 | 24 | 18 | 1 | 5 |
13 | 8 | 30 | 25 | 11 |
2 | 22 | 15 | 27 | 17 |
26 | 6 | 12 | 3 | 21 |
16 | 23 | 19 | 29 | 7 |
Пирамида.
Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения. Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см. Когда мы читаем, то ориентируемся не на отдельные буквы, а на целые слова и словосочетания. Школьник должен научиться охватывать взглядом целые смысловые блоки. Это позволяет намного быстрее улавливать связь между словами, читать динамичнее и основательнее.
3-------4--------7
10--------5---------41
24------------6-------------55
45---------------8----------------94
36-------------------9-------------------14
87---------------------------19---------------------------79
Найти вторую часть слова.
кос – ничий | мо – вок | ко – на |
лес – вага | воро – мент | го – са |
от – мос | со – ток | вес – род |
Зрительные диктанты И.Т. Федоренко.
Цель упражнения – развитие оперативной памяти. Делается это с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова, 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца, а результат – оперативная память развивается настолько, что ребенок может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть 6 – 8 слов.
Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают так, чтобы было видно первое предложение, и учащиеся в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно небольшое: от четырех до семи секунд. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает написать его в тетрадях. Если обучающийся не запоминает предложение, ему предлагают переписать предложение у соседа по парте. (При этом рекомендуют в следующий раз постараться запомнить предложение). Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение стерто, его также записывают в тетрадь.
Если учитель видит, что многие дети часто заглядывают в тетрадь соседа по парте, на следующий день работу с данным набором надо повторить. И так до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Это условие надо соблюдать непременно.
Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)
№ | Предложения | Число букв | Время экспозиции |
Набор №1 | |||
1 | Тает снег | 8 | 4 |
2 | Идет дождь | 9 | 4 |
3 | Небо хмурое | 10 | 5 |
4 | Коля заболел | 11 | 5 |
5 | Запели птицы | 11 | 5 |
6 | Поле опустело | 12 | 6 |
Набор №2 | |||
1 | Трещат морозы | 12 | 6 |
2 | Я ищу землянику | 13 | 6 |
3 | В лесу росла ель | 13 | 6 |
4 | Наступила осень | 14 | 7 |
5 | Дни стали короче | 14 | 7 |
6 | В лесу много берез | 15 | 8 |
Набор №3 | |||
1 | Прилетели птички | 15 | 8 |
2 | Ярко светит солнце | 16 | 8 |
3 | Лида вытерла доску | 16 | 8 |
4 | Весело бегут ручьи | 16 | 8 |
5 | Подул резкий ветер | 16 | 8 |
6 | Зоя прилежно учится | 17 | 8 |
Набор №4 | |||
1 | Дятел долбил дерево | 17 | 8 |
2 | Я хочу посадить цветы | 18 | 7 |
3 | Иней украсил деревья | 18 | 7 |
4 | Без воды цветы завянут | 19 | 7 |
5 | Пролетело жаркое лето | 19 | 7 |
6 | Возле дома посадили ель | 20 | 7 |
Набор №5 | |||
1 | Солнышко светит и греет | 20 | 6 |
2 | Федя решал задачу у доски | 21 | 6 |
3 | Загорелась в небе зорька | 21 | 6 |
4 | На деревьях сверкал иней | 21 | 6 |
5 | Наш народ славится трудом | 22 | 6 |
6 | В лесу собирают землянику | 22 | 6 |
Набор №6 | |||
1 | Зимой река покрылась льдом | 23 | 5 |
2 | Мальчик подарил маме цветы | 23 | 5 |
3 | Дежурные стерли пыль с доски | 24 | 5 |
4 | Колхозники работают на лугу | 24 | 5 |
5 | На огород забрались цыплята | 24 | 5 |
6 | Мы жили возле березовой рощи | 24 | 5 |
Набор №7 | |||
1 | Небо покрылось серыми тучами | 25 | 4 |
2 | Дети посадили во дворе акацию | 25 | 4 |
3 | Бабушка купила внуку букварь | 25 | 4 |
4 | Землю согрело теплое солнышко | 26 | 4 |
5 | Моя сестра работает на фабрике | 26 | 4 |
6 | Ласково греет весеннее солнце | 26 | 4 |
Набор №8 | |||
1 | Идет дождик | 10 | 5 |
2 | Я люблю наш город | 14 | 7 |
3 | Бабушка печет пирог | 17 | 8 |
4 | У Андрея чистая тетрадь | 20 | 10 |
5 | Помогай своему товарищу | 21 | 10 |
6 | Быть здоровым очень важно | 22 | 10 |
Набор №9 | |||
1 | Вода в море соленая на вкус | 22 | 7 |
2 | Наша страна борется за мир | 22 | 7 |
3 | Началась большая перемена | 23 | 7 |
4 | Дети ходили в лес за грибами | 23 | 7 |
5 | Руки надо мыть водой с мылом | 23 | 7 |
6 | Красивы улицы нашего города | 24 | 7 |
Набор №10 | |||
1 | Москва – столица нашей Родины | 24 | 5 |
2 | Школьники поливают саженцы | 24 | 5 |
3 | Депутаты съехались на съезд | 24 | 5 |
4 | Надо быть честным и правдивым | 25 | 5 |
5 | Звезды сияют на башнях Кремля | 25 | 5 |
6 | Летом наша семья жила на Волге | 25 | 5 |
Набор №11 | |||
1 | Весело колосится густая рожь | 25 | 4 |
2 | Поля запорошило белым снегом | 25 | 4 |
3 | Мы читали интересный рассказ | 25 | 4 |
4 | Мичурин много и упорно работал | 26 | 4 |
5 | Новые дома растут очень быстро | 26 | 4 |
6 | Из машины вышел наш учитель | 26 | 4 |
Набор №12 | |||
1 | Мальчики принесли сухих веток | 26 | 4 |
2 | В поле поспевает рожь и пшеница | 26 | 4 |
3 | На стройку привезли рамы и двери | 27 | 4 |
4 | Дети всех стран хотят жить в мире | 27 | 4 |
5 | Свежий ветерок повеял прохладой | 28 | 4 |
6 | Сверкнула молния, и загремел гром | 28 | 4 |
Набор №13 | |||
1 | Давно скосили луга и поля | 28 | 4 |
2 | Белка взобралась на верхнюю ветку | 29 | 4 |
3 | Солнце светило ярко, и дети купались | 30 | 4 |
4 | Травы скашивают во время их цветения | 31 | 4 |
5 | Дедушка Филипп пасет коров | 32 | 4 |
6 | Люблю я в поле встречать восход солнца | 32 | 4 |
Набор №14 | |||
1 | Поднялась за рекой большая серая туча | 32 | 4 |
2 | В далекой тайге живут охотники - эвенки | 33 | 4 |
3 | Все радовались встрече с космонавтами | 33 | 4 |
4 | Разведчики отправились в опасный путь | 33 | 4 |
5 | Дружная семья и землю превратит в золото | 34 | 4 |
6 | Обувь всегда необходимо очищать от пыли | 34 | 4 |
Набор №15 | |||
1 | Зацветет, зазеленеет н Раздел: Материалы на образовательную тематику Дата публикации: 25.01.2022 Внести правки в свой материалВыходные данные (библиографическая ссылка): Першина Г. Н. Формирование навыков чтения у обучающихся начальных классов // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/101608-metodicheskaya-razrabotka-po-chteniyu-formirovanie-navykov-chteniya-u-obuchayushchikhsya-nachalnykh-klassov (дата обращения: 22.12.2024)Другие полезные материалы из этого раздела
Для вывода других вариантов — обновите страницу. Вместе мы делаем образование лучше! Ресурсы сайта Конкурсы Авторизация / вход Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО управлять всеми своими публикациями и сертификатами! Ещё больше пользы!Новые видеоуроки и лайфаки по презентациям.Присоединяйтесь в VK и на Одноклассниках Подпишитесь, чтобы оперативно получать новые материалы. |