конспект урока ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность исследования. Мотивация занимает достаточно прочное и значимое место в жизни любого человека. Физиологи рассматривают мотивацию как явление, создающее особое состояние функциональных систем организма – «предпусковую интеграцию», которая обеспечивает готовность к выполнению всякой деятельности. Мотивация как психологическое явление имеет несколько составляющих, самыми главными из которых являются потребности, цели, интересы.
Формирование учебной мотивации в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач, формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Представляется важным, что в школе применяются разные стратегии обучения. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей обучения предмету в целом.
Для наилучшей организации учебного процесса значимо в первую очередь совершенное знание и осмысление такого аспекта обучения как, мотивация учебной деятельности и ее развитие путем игровой деятельности.
Развитие учебной мотивации является актуальнейшей проблемой в психолого-педагогической литературе на данном этапе развития современной школы. Эта проблема привлекала и привлекает не только ведущих представителей педагогики, психологии, но и философии, социологии, психологии. Диагностика и суть мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста обрела свое развитие в трудах В.Г. Асеева, Ю.К. Бабанского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, В.Ф. Паламарчука, В.С. Мерлина, П.М. Якобсона, В.С. Ильина, А.К. Марковой, Н.В. Кузьминой, В.В.Давыдова, Н.Ф. Талызиной и др.
В исследованиях ученых изображено строение учебной мотивации посредством игровой деятельности, психолого-педагогические основы повышения учебной мотивации, а также изучение уровня сформированности учебной мотивации у младших школьников. В современной психолого-педагогической литературе проблема мотивации учебной деятельности подвергается анализу с разных позиций: структура и динамика мотивации, обусловленные целями обучения, проанализированы В.И. Васильевым, Ф.М. Рахматулиным, обусловленность результативности учебной мотивации исследуется Ю.М.Орловым, Т.С.Савочкиной, Ю.К.Черновой. По их суждению, учебные мотивы развиваются довольно эффективно в единстве с другими сторонами мотивационной сферы, т.е. потребностями, целями и т.д.
Объект исследования: учебная мотивация детей младшего школьного возраста МБОУ «Верхоянская СОШ имени М.Л. Новгородова».
Предмет исследования: сформированность учебной мотивации у младших школьников и пути его повышения. Исходя из объекта, предмета мы можем предположить гипотезу, развитию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста способствует игровая деятельность
Цель исследования:
Задачи исследования:
1. Осуществить подбоיִр диагностических методик по выявлению уיִровня учебной мотивации у детей младшего школьного возיִраста;
2. Опיִределить уיִровень учебной мотивации у детей младшего школьного возיִраста;
3. Составить и апיִробиיִровать пיִрогיִрамму по יִразвитию учебной мотивации у детей младшего школьного возיִраста посредством игровой деятельности на уроках математики;
4. Опיִределить эффективность пיִредложенных программ;
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы, систематизация, обобщение, индукция, дедукция), эмпирические (эксперимент, опросно-диагностические методы (анкетирование, тестирование), статистические: методы количественной и качественной обработки данных.
Методологической основой работы явились научные исследования структуры мотивации Б.И. Додонова, И.А. Зимней, А.К. Марковой; концепция формирования учебной мотивации А.К. Маיִрковой, теория исследования систем учебной мотивации Л.И. Божович, педагогические разработки об особенностях познавательного интереса и развитии учебной мотивации Г.И. Щукиной; педагогические исследования возникновения и развития потребности учиться у детей младшего школьного возраста Л.С. Славиной, М.Ф. Моיִрозовой, П.И. Размысловой.
Практическая значимость исследования: составленная и апробированная программа может быть использована учителями начальных классов в качестве основы повышения учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхоянская средняя общеобразовательная школа имени М.Л Ногородова» МО «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия). Учащиеся 1«А» и 1 «Б» класса, в количестве 14 человек в каждом классе.
Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Федорова Н. М. ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/104900-vkr-povyshenie-uchebnoj-motivatsii-u-mladshikh-shkolnikov-posredstvom-igrovoj-deyatelnosti (дата обращения: 21.11.2024)- Самолёт из солёного теста
- Раскрой деталей крыла схематической модели планера Рожкова
- Лексика
- Система подготовки к ОГЭ по биологии
- Вовка из тридевятой школы
- Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения
- Структура детской школьной организации
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6720 пользователей.
Отзывы