конспект урока Манипуляция
Наше практическое исследование показало, что большинство учащихся знают, что такое манипуляции и используют их в своём общении с окружающими. Но их степень использования, можно сказать, зависит от возраста.
Таким образом, наша гипотеза о том, что манипуляции используются в подростковом возрасте, многие подростки обладают повышенной степенью внушаемости, а так же сами выступают в роли манипуляторов, подтвердилась лишь частично.
Действительно манипуляции достаточно широко используются в подростковой среде, но повышенной степенью внушаемости обладает очень малая часть учащихся. Большая часть имеет пониженную степень внушаемости. Так же многие сами являются активным манипуляторами.
На основании данных результатов исследовательской работы, было принято решение провести участниками Школьной службы примирения классные часы на тему: «Манипуляции. Как распознать и защититься?» среди учащихся 6-7 классов.
Виды манипуляций.
возьмем точку зрения из книги Леонтьева А. А. «Психология общения». Эта классификация видов манипуляции переплетается с видами передачи информации. При вербальной (словесной) манипуляции средством воздействия на собеседника служит речь манипулятора, то есть все слова и звуки, произносимые им входе общения. Невербальная (без слов) манипуляция осуществляется при помощи невербальных знаков, то есть это позы, жесты, взгляды, мимика, территориальное расположение и т. д.
Знаков В.В. считает, так же следует различать манипуляцию, осознаваемую и неосознаваемую самим манипулятором. Осознаваемая субъектом манипуляция может быть социально желанной. Неосознаваемая манипуляция проявляется в самых разных ситуациях, например, таком межличностном общении, когда один из собеседников врет другому.
Вранье отличное по своим механизмам ото лжи и обмана, нередко оказывается внешним проявлением защитных механизмов личности.
Типы манипуляторов
Психолог Эверетт Шостром находит детей как прекрасных манипуляторов. Он различает несколько их типов
1. «Маленькая тряпка» зависимый ребёнок манипулирует родителями, при этом используя свою крайнюю беспомощность и
нерешительность, свою хроническую забывчивость и невнимательность.
2.«Маленький диктатор» - он управляет взрослыми с помощью упрямства, надутых губ, топанья ногами и непослушания.
3.«Фредди-лисица» - как он обнаружил вскоре, слёзы оплачиваются вниманием. До школы он отрабатывал свой слезливый механизм, а в школе приобрел возможность использовать своё секретное оружие по назначению.
4.«Жестокий Том» - Довольно рано он понял, что гремучая смесь из ненависти и страха делает людей хорошо управляемыми. Поэтому и стал начинающим хулиганом.
Почему подростки манипулируют своими родителями?
Причин, по которым подростки пытаются управлять своими родителями, много .Давайте перечислим некоторые из них:
1. чтобы получить то ,что им хочется
2.хотят стимулировать нашу любовь и внимание
3.чтобы освободить себя от ответственности .
4.чтобы почувствовать себя сильными и взрослыми
Как подростки манипулируют
1. «Адаптируй меня, или…»
Дети, которым не уделяли внимание, громко ругали за каждую провинность, применяли физическое и психологическое насилие. Дети, которые стали свидетелями пугающих и травмирующих для неокрепшей психики сцен. Они становятся «асоциальными фриками», которые отвергают всё человечное.
2.«Я буду выглядеть лучше на твоем фоне»
В этом случае подросток ищет человека, который по каким-то показателям будет отставать от него, чтобы на его фоне выглядеть лучше. Жертва в данном случае в какой-то момент может начать чувствовать себя хуже, как раз таки потому, что манипулятор лучше него и при удобном случае поспешит напомнить об этом, утверждаясь таким образом.
- «Делай то, что я скажу, или будешь предателем.
Если жертва захочет сделать что-то, что будет не угодно манипулятору, начнётся давление и этот поступок человека, который попал в манипулятивную ситуацию, будет рассматриваться как предательство. И тогда у жертвы будет выбор: или «предать», или не делать того, что хочется ей, оставаясь в контакте с манипулятором.
- «Дружи со мной против моих врагов, или ты тоже станешь моим врагом»
у некоторых людей эта неприязнь может перерастать в ненависть, граничащей с неадекватной. И ладно, если это останется между двумя сторонами конфликта, но бывает и так, что подростки начинают втягивать в эту вражду и других. Без причины втягивать в конфликт чужих людей никто не станет, но привлечь друзей будет вполне разумной идеей для манипулятора.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Зимина Ю. Д. Манипуляция // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/111864-manipulyatsiya (дата обращения: 21.11.2024)- Этапы работы над проектом
- Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и формированию произношения. Автоматизация звука [Ж] во всех позициях. Работа с текстом
- Удальцы-молодцы
- Язык- опора дружбы
- Очерк
- Спортивные игры
- Сердце матери
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3107 пользователей.
Отзывы