Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Функциональная грамотность на уроках математики

- Можно ребенка научить считать?

- А можно ли выучить таблицу умножения?

- Верно выполнять вычислительные операции можно обучить любого ребенка: нужна тренировка, желание, терпение и… время. Как на уроке физической культуры, если хочешь научиться прыгать через скакалку – прыгай, пока не научишься.

- А можно ли раз и навсегда научить решать текстовые задачи?

- Если можно, то скажите, как?!

- Почему?

-Потому что нельзя предугадать все варианты условий задач.

- Это действительно так.

- В своей практике я столкнулась с проблемой, когда учащиеся, владеющие вычислительными навыками, совершенно не справляются с решением текстовых задач.                                                                                                                           Зачастую наши ученики не вникают в суть задачи и не понимают, что от них требуется, так как для них это не является значимым или действительно востребованным на данный момент.

- Так зачем же в школе учат решать задачи? 

- Чтобы решать затем задачи в жизни…

   Смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Если вы в школе не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач вам даётся с трудом.

   Этим и актуальна выбранная тема выступления: «Функциональная грамотность обучающихся начальной школы на уроках математики»

   Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

   Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:                                                                                                                           а)понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно воспользоваться полученными знаниями);                                                                                                

б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях:

     Расчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. Находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);

в) способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать  

г) совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Важно, чтобы ребята понимали, для чего эти знания. Важно понимать, когда вычисления выполнять письменно, а когда устно. Полезны сочетания устных и письменных вычислений, но все они должны быть применены в повседневной жизни. Такие задания могут быть и на уроках технологии (в чертежах), окружающему миру и т.д.

д) Решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание).                                                                                                                                

     «Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:

1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;  

2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;                                                                                                                                       3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.

Инструмент формирования функциональной грамотности школьников
технологии:

  1. Технология проектов, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. 
  2. Проблемное обучение. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям.
  3. Работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами.

Пользуясь диаграммой, выясни на сколько солнечных дней меньше зимой, чем летом

A) на 51 день

D) на 37 дней

B) на 10 дней

E) на 1 день

C) на 19 дней

 

Учителем составлен график пропусков уроков. Наибольшее число детей, отсутствующих на занятиях было …

5.      A) в понедельник

6.      B) во вторник

7.      C) в пятницу

8.      D) в субботу

9.      E) в среду

На схеме зала кинотеатра отмечены разной штриховкой места с различной стоимостью билетов, а черным закрашены занятые места. Пятеро друзей хотят сидеть на одном ряду и выбирают самый дешевый вариант. Они будут сидеть на … ряду и заплатят … рублей

150 р.

120 р.

100 р.

Места заняты

занятызаняты

 

ЭКРАН

  1. Игровые технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры)

Приемы:

  1. Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал, в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому.
  2. Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.

Какая могла быть текстовая задача?

 

18

17

 

Вместе у Димы и Алеши 10 рублей. Сколько у кого было рублей. Если у Димы больше, чем у Алеши.

 

 

                                 ?           = 10

После решения (метод подбора) важно решить все возможные решения задачи (сложение – сколько всего, вычитание – на сколько больше)

  1. Работа с задачами.

- Работа над решённой задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи.                      

- Решение задач различными способами.                                                                     -    Представления ситуации, описанной в задаче. Разбиение задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.                                                                                                     - Самостоятельное составление задач учащимися: используя слова настолько больше (меньше), по данному плану решения по выражению                                                                                                   - Решение задач с недостающими и избыточными данными.                                         - Изменение вопроса задачи.                                                                          Использование приема сравнения задач.Запись двух решений - одного правильного другого неправильного.                                                                                                - Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием.                           -Решение обратных задач.

- решение нестандартных задач

Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного крана 2 л воды? (требует представление практических действий)

  Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфель Севы. Какой из этих портфелей самый большой?

     Но о размерах портфелей сообщается, опосредовано – через возможность одному из них поместиться в другом.

  В цирковом представлении 3 медвежонка выступали на двух- и трехколесных велосипедах. У всех велосипедов было 8 колес. Сколько было двухколесных велосипедов и сколько было трехколесных велосипедов?

4.      Решение учебно - познавательных и учебно – практических заданий.

 

 

Допиши единицы измерений:

 

площадь школьного пенала   прямоугольной формы    180

длина дорожки                                                                         50

площадь кухни                                                                          12

высота окна                                                                             145

длина гвоздя                                                                           100                                                

высота дома                                                                                16

рост школьника                                                                   1 360                                                                                                                                                                                                                             

4.Моделирование и решение заданий с использованием математических умений и знаний в повседневных жизненных ситуаций.

Особое внимание уделяем задачам 3 вида - задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. При этом сюжетные математические задачи являются полигоном для распознавания проблемных ситуаций, возникающих в окружающей среде, которые можно решить математическими средствами. Таким образом, формируя общие способы и методы решения сюжетных математических задач, мы учим детей определенным образом действовать на основе математических знаний, в ситуациях, возникающих в повседневной жизни.

В учебнике таких задач много. Особенно в 3-4 классе, когда и от ребят требуются практические действия в жизни. Рассмотрите странички - задачи – расчеты. Все они практико – ориентированы, связаны с реальной жизнью. Условия этих задач могут быть усложнены, скорректированы. (расчет на семью из … человек, обои для комнаты … м). Часто предлагается строительство диаграммы, т.е. преобразование информации.

В программе развития УУД отмечается, что сюжетные математические задачи являются моделями жизненных ситуаций, связующим звеном между разнообразными сюжетами реального мира и строгими формами математических выражений и операций

Задача Ваня Петров разговаривает с мамой с 12 ч.50 мин до 13 ч. 10 мин. Каким тарифом нужно воспользоваться Ване, чтобы ему хватило на весь разговор 8 рублей.

Название тарифа

Цена 1 минуты разговора

Дополнительные условия

«Детский»

50копеек

Нет условий

«Подарочный»

25 копеек

После 13 ч. 00 мин. цена первой минуты разговора 1 рубль 50 копеек за 1 минуту, остальное время по 25 копеек за минуту

«Дружеский»

15 копеек

До 13 ч.00мин. цена минуты 1рубль, а после 13 ч. 00 мин. – цена 1 минуты – 15 копеек

     

   В этой задаче, как и в предыдущей, рассматриваются такие величины, как цена, количество, стоимость. Но для ее решения, необходимо уметь воспользоваться данными таблицы, сравнить полученные результаты, выполнить действия с числами, как результатами измерения величин.

   Можно предложить узнать тарифы его компании связи, выбрать наиболее выгодный, если нельзя разговаривать во время уроков и в день есть финансовое ограничение. Для решения такой задачи, ребенок должен суметь самостоятельно составить таблицу, осуществить все расчеты и сравнить с поставленными условиями. Другими словами, ученик должен суметь применить знания и умения, полученные на уроке к объектам реальной действительности.

   Материал для задач можно брать и в окружающей нас жизни – расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта и количество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и цены к/часа и т.д.

Важно только регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?». Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.

Здесь важно, чтобы и родители предлагали практические задания:   Например, в 4 классе, когда освоены математические действия с многозначными числами, ребятам будет интересно выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии). Или предложена задача:

В семье нужно отметить день рождения младшего брата, которому исполнится 5 лет. Нужно вместе с родителями договориться, сколько нужно купить продуктов и украшений. Предлагаются разные   наборы напитков, сладостей. Но есть ограничение: 1500 рублей. Работали в парах. Каждая пара предлагала свой набор продуктов и украшений. Такие задачи в жизни ребята, наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.        

Уместно использование формулы, которая раскрывает принцип функциональной грамотности:

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

В заключении я предлагаю решить жизненную задачу, такую, как мы в школе решаем с ребятами.

   Возьмите чашу Терпения, влейте туда полное сердце Любви, бросьте две пригоршни Щедрости, плесните туда же немного Юмора, посыпьте Добротой, добавьте побольше Веры и  Надежды, все это хорошо перемешайте.

- Что будет составлять большую часть – этой чаши?

- Что у Вас получится?

- Счастье, жизнь, рецепт счастья…

- Вот я хочу, чтобы с этой жизненной задачей вы справились на отлично! Я желаю вам счастья!

Благодарю за работу.

                                                                                       

Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
МКОУ "Товарковская СОШ1"
Соавтор:
Дата публикации: 03.06.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Г. Л. Функциональная грамотность на уроках математики // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/114061-funktsionalnaya-gramotnost-na-urokakh-matematiki (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию