конспект урока Семейное консультирование замещающей семьи в кризисный период
Семейное консультирование замещающей семьи в кризисный период
Семья закрытая система и замещающая семья не исключение. Когда семья, сталкивается с трудностями, она пытается решить их самостоятельно, тщательно скрывая от окружающих. Это не всегда заканчивается успехом. И часто замещающие родители обращаются к специалистам служб сопровождения, когда семья находится в остром периоде кризисной ситуации. Такая ситуация всегда связана с противоречием в отношениях, ролях и позициях родителей и детей и всегда влечет рождение новых отношений, новых ценностей, новой позиции и опыта. Опасность кризисной ситуации в том, что назревшие противоречия могут привести к разрушительным последствиям в отношениях приемных родителей и приемных детей, а иногда и к трагической развязке.
Когда я говорю «семейное консультирование», то я имею ввиду одновременную консультацию всех членов, проживающих в семье. Консультирование одного члена семьи или детско-родительской пары (особенно если у них конфликтные отношения) несомненно имеет эффект, но менее результативный.
Семейное консультирование - это вид психологической помощи, где в роли клиента находится не один человек, а вся семья. Оно основано на следующем представлении о семье: взаимодействие и взаимовлияние членов семьи друг на друга приводит к тому, что все они вносят свой вклад в формирование семейной проблемы. В качестве «клиента» в семейном консультировании выступает не отдельная личность, проявляющая те или иные нарушения, а семья. Целью семейного консультирования является изучение проблем каждого члена семьи для изменения взаимодействия в ней и оказание помощи членам семьи в понимании происходящего в их жизненном пространстве и в достижении поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. Для этого семейному психологу необходимо выявить индивидуальные причины семейных дисгармоний и нарушений и при оказании адекватной помощи содействовать устранению этих причин в конкретных случаях.
Принципы работы психолога в семейном консультировании прописаны и знакомы специалистам. Я хочу сфокусировать внимание на одном, на мой взгляд, самом важном принципе - нейтральность. Нейтральность, это характеристика внутренней позиции консультанта. Чтобы оставаться нейтральным и не включаться в семейную ситуацию, необходимо уметь слушать внимательно и участливо всех членов семьи, понимать переживание каждого человека и при этом никого не осуждать и не становиться на чью-либо сторону. Одним из технических методов поддержания нейтральности является выделение равного времени на высказывания для всех членов семьи, рассмотрение ситуации со стороны каждого члена семьи.
Существуют разные подходы и техники в семейном консультировании. Каждый специалист работает в своем подходе и использует определенные техники. Я хочу предложить вашему вниманию технику «Циркулярное интервью».
Циркулярность один из законов динамики семьи. Семья — это, прежде всего, система, которая стремится быть в равновесии и удовлетворять потребности (эмоциональные, физические, материальные). Семейная система имеет свои законы и правила и состоит из определенных составляющих частей (папа, мама, дети). Между этими частями существуют определенные взаимоотношения, поступки и реакции, которые постоянно меняются. Каждая часть в определенный момент активизируется и, соответственно, влияет на другие части. Кризисная ситуация в семье не возникает без причин. Проблемное поведение детей не берется из ниоткуда. Все происходящие в семье события подчиняются круговой причинности. Утверждение «Он первый начал, он виноват» не отражает действительность. В любой ситуации взаимодействия в равной степени участвуют все члены семьи. Поведение и поступки одного влияют на другого, имеют циркулярную последовательность. При определении причин события или поведения важно рассматривать более широкую картину и выяснять, как взаимосвязано поведение членов семьи, как они влияют друг на друга.
Циркулярное интервью (циркулярные вопросы) является основной и наиболее известной техникой в семейном консультировании. Один и тот же вопрос задается каждому члену семьи по очереди, что лишает возможности кому-то одному взять инициативу на себя и отвечать за всю семью. У каждого члена семьи своя правда, и важно увидеть полную картину, рассмотреть проблему с разных сторон. Например, вопрос «Что для вас сложно?» позволяет понять, в чем сложность конкретного члена семьи, у кого какие претензии, в чем нужда и потребность, кто в чём конкретно испытывает дискомфорт, который и провоцирует конфликты. В процессе терапевтической беседы с кем-то одним, специалист привлекает к диалогу других членов семьи, создавая пространство для открытого и прямого взаимодействия в семье. Это позволяет членам семьи «обналичить» скрытые переживания и фантазии и изменить отношение друг к другу, изменить поведение в отношении друг друга.
Из опыта работы могу сказать, что, как правило, замещающая семья не выступает инициатором проведения семейной консультации. Часто на предложение специалиста прийти на встречу всей семьей, у замещающего родителя возникает сопротивление. Роль психолога состоит в том, чтобы донести до родителя важность и нужность участия в консультации всех членов семьи. Если в семье у кого-то есть трудность, то это касается всех членов семьи, переживается всеми и помощь в решении трудной ситуации находится внутри семьи.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Мехедова С. А. Семейное консультирование замещающей семьи в кризисный период // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/116663-semejnoe-konsultirovanie-zameshchayushchej-semi-v-krizisnyj-period (дата обращения: 21.11.2024)- Последствия смешивания антибиотиков и алкоголя: почему нельзя пить алкоголь при приеме антибиотиков
- Люди разные бывают. К Международному дню инвалидов
- Шире круг
- Весну встречаем
- Кім болу ма,әлде қандай маман болу маман
- Развитие природных физических данных на уроках балетной гимнастики
- Конспект открытого коррекционно-развивающего занятии с учащимися 1 класса (2 вариант) по теме «Работа с трафаретами»
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4079 пользователей.
Отзывы