конспект урока Влияние здоровьесберегающих технологий на улучшение умственного развития детей
«Влияние здоровьесберегающих технологий на улучшение умственного развития детей».
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья детей, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Эта работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Технологии коррекционные.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы;
Самомассаж
Физкультминутки;
Контроль осанки;
Дыхательная гимнастика;
Мимическая гимнастика;
Пальчиковая гимнастика;
Артикуляционная гимнастика;
Гимнастика для глаз;
Оздоровительные игры;
Релаксация.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика;
Физкультурные занятия;
Физкультурные досуги;
Точечный массаж;
Спортивные развлечения.
Технологии коррекционные:
Цветотерапия;
Музыкотерапия.
Познакомимся поближе с некоторыми из технологий.
Пальчиковая гимнастика интенсивно воздействует на кончики пальцев, стимулирует прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь. Повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Рaзвивает у ребенкa психические процессы: мышление, внимaние, память, воображение. Снимает тревожность.
Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.
Дыхaние — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость.
Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система детей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. В дoшкoльном учреждении дыхательным упражнениям неoбходимo уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20—30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Одной из форм работы по профилактике и коррекции зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.
Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей. Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников. Задачи:
- предупреждение утомления;
- укрепление глазных мышц нарушений зрения, переутомления;
- снятие напряжения;
- общее оздоровление зрительного аппарата.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.
Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она наделена свойством отражать психическое состояние человека. Выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц.
Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.
Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
Активный отдых - это подвижные игры, спортивные, хороводные игры с правилами. Важный результат игры – радость и эмоциональный подъём. Благодаря этому свойству подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам активного отдыха и формирования здорового образа жизни.
Организация прогулок в любое время года и любую погоду. В содержание прогулки включаются подвижные игры и эстафеты, спортивные упражнения (катание на санках, самокатах, занятия общей физической подготовкой).
Закаливание в детском саду – один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеваний.
Самое распространенное закаливание воздухом включает в себя:
Систематические прогулки на улицу, вне зависимости от погоды,
Воздушные ванны,
Хождение босиком.
Закаливание водой — это:
Влажное обтирание,
Обливание ног,
Умывание,
Полоскание горла.
Закаливание солнцем основывается на контрасте температур, которых можно достичь:
Солнечными ваннами
Отдыхом в тени
Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.
Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.
Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет, т.е. воспитать культуру цвета.
Здоровый организм имеет в балансе 7 цветов спектра. Правильно воздействуя этими цветами на организм ребенка, мы можем корректировать его эмоциональное состояние.
Известный русский психиатр В.А.Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов, способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры!»
Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах.
Ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: многие мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом:
От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой. Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.
Язва желудка исчезает при прослушивании "Вальса цветов".
Для профилактики утомляемости необходимо слушать "Утро" Грига.
Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств- джаз, блюз, калипсо и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.
Творческий импульс стимулируют "Марш" из кинофильма "Цирк" Дунаевского. Полное расслабление вы сможете получить от "Вальса" Шостаковича из кинофильма "Овод".
Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует "Свадебный марш" Мендельсона.
От гастрита излечивает "Соната N7" Бетховена.
В качестве лекарства от мигрени японские врачи предлагают "Весеннюю песню" Мендельсона.
Головную боль снимает также прослушивание знаменитого полонеза Огинского.
Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит: улучшение памяти, внимания, мышления; повышается способность к произвольному контролю; улучшается общее эмоциональное состояние; повышается работоспособность, уверенность в себе; стимулируются двигательные функции; снижается утомляемость; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулируется речевая функция.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Сажнева С. В. Влияние здоровьесберегающих технологий на улучшение умственного развития детей // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/119407-vliyanie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologij-na-uluchshenie-umstvennogo-razvitiya-detej (дата обращения: 22.12.2024)- Чудо в жизни христианина
- Весеннее настроение - коллективная работа в технике квиллинг
- Важность сна в жизни детей
- Урок семейной любви
- Как сконструировать урок в свете требований ФГОС
- Технология портфолио как средство формирования адекватной самооценки у младших школьников
- Возможности развития общекультурной компетентности на уроках музыки
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3280 пользователей.
Отзывы