конспект урока Родители и школа - грани сотрудничества
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения является повышение роли семьи в воспитании.
Я выбрала логотип ,изображающий две руки, как символ – школы и семьи, которые выращивают зеленый росток, символизирующий наших детей.
- Девизом своей работы я взяла слова Льва Кассиля:
«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»
Школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты.
Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Все семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.
С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Становится совершенно очевидным изменение характера взаимоотношений и с учеником, и с его семьей.
Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
Педагогам необходимо установить партнерские отношения с семьей каждого ученика, создать атмосферу взаимо-поддержки и общности интересов. Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Работа школы с семьями учеников, как информирование, так и просвещение, направлена, с одной стороны, на помощь родителям и, с другой стороны, на стимулирование сотрудничества с семьями. В этом мы видим жизнеспособность системы воспитания в школе. Безусловно, родители наших учеников отличаются друг от друга и материальным положением, и мировоззрением, и поэтому предварительная работа по определению родительского запроса по актуальным вопросам воспитания проводится тщательно и продуманно.
Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе, и были хорошими помощниками учителя в воспитании учащихся?
В настоящее время семья в Российской Федерации переживает противоречивое и сложное состояние: утрачены традиции семейного воспитания и его ценности; изменился статус семьи и качество самой семьи как воспитательного института; и т.д. Поэтому, необходимость возвращения к педагогическому обучению родителей обусловлены рядом причин. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.
Цель моей работы:
- установление партнерских отношений с семьей каждого ученика;
- создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Ставлю такие задачи:
- Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений;
- Педагогическое и правовое просвещение родителей;
- Защита интересов и прав ребенка в семьях.
- Обобщение и распространение положительного опыта воспитания.
В работе по взаимодействию с семьей использую следующие формы:
- Индивидуальные консультации;
- Совместная деятельность во внеклассной работе;
- Родительское собрание;
- Лекции для родителей.
Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители. Родители помогают в организации и проведении конкурсов, праздников, классных часов, в подготовке исследовательских работ. В результате таких мероприятий родители ещё лучше сближаются между собой, со своими детьми.
Мониторинг семей показал, что многие родители сегодня не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
Цель психолого-педагогического просвещения, образования родителей – помочь родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребёнка. Лекции и консультации станут для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях, либо подкорректировать ошибки в воспитании.
Мы считаем, что помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате последовательно организованной работы
Формы и методы работы школы с родителями необходимо направлять на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, усиление взаимодействия школы и семьи, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу и участию в школьном самоуправлении.
Выбор форм и методов работы с родителями наряду с учетом их потребностей и заинтересованности должен обеспечивать при направляющей роли педагогов школы формирование активной позиции родителей, готовности их к взаимодействию с педагогическим коллективом. Ведь многие проблемы (профилактика и предупреждение нарушений правил поведения, повышение мотивации к учебе и выявление причин отставания в ней и другие) можно эффективно решать, взаимодействуя с родителями школьника.
Формы и методы работы с родителями в начальной школе, безусловно, должны учитывать психологические особенности младших школьников, у которых в этот период перестраиваются познавательные процессы, развивается мышление, формируются саморегуляция поведения и воля, появляются компетентность и уверенность в себе, расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе и др.
Основными формами взаимодействия школы с семьей, которые я использую в работе, являются индивидуальные формы работы и групповые.
- Индивидуальные консультации
✏ Индивидуальные консультации проводятся по инициативе родителей или по инициативе учителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию являются результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы общения ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация и др. Родителей приглашают для участия в индивидуальной консультации с помощью специальных приглашений.
В ходе индивидуальной консультации педагог должен внимательно слушать родителей и всем своим поведением способствовать тому, чтобы они охотно рассказывали о своем ребенке как можно больше.
Каждая консультация заканчивается рекомендациями по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть письменными или устными.
Если в коллективе есть проблемы, касающиеся нескольких семей, то можно провести тематическую консультацию. Она требует серьезной подготовки со стороны учителя, специалистов. Темы для подобных консультаций тщательно отбираются. Подобная консультация будет полезна только в том случае, если родители осознают проблему, из-за которой их пригласили. В тематических консультациях могут принимать участие специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант проблемы решения. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д. Примерная тематика консультаций для родителей:
■ Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
■ Плохая память ребенка. Как ее развить?
■ Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
■ Наказания детей. Какими им быть?
■ Тревожность детей. К чему она может привести?
■ Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
■ Грубость и непонимание в семье.
■ Талантливый ребенок в семье.
■ Друзья детей — друзья дома или враги?
■ Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Вот небольшая памятка по требованиям к проведению консультации:
1. Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя.
2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.
3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.
4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.
5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.
6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах.
7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.
8. Консультация специалистов, педагогов, классного руководителя должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме.
9. Консультация должна быть перспективной, способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.
10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.
2. Беседа
✏ Беседа. Ее лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания и назидания.
Индивидуальные беседы позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы в семейном воспитании.
Чтобы беседы классного руководителя достигали цели, а его слово воспринималось как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный совет родителям и подсказать, как его выполнить, не только найти правильную форму общения во время беседы, но и заранее продумать ее проведение, предусмотреть для беседы время и место.
Рассказывая о ситуации, послужившей причиной вызова в школу, попросить у родителей совета, что, по их мнению, должен сделать учитель, как лучше поступить, а затем дать свои рекомендации. В такой беседе естественно возникает вопрос о повторной встрече для того, чтобы выяснить, как помогают принятые совместно меры, снова наметить пути дальнейшей работы.
3. Посещение семьи
✏ Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей, так как не многие родители готовы к тому, чтобы их беспокоили дома. Посещение педагогом семьи должно оставить хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода. Педагог может побеседовать с родителями о характере ребенка, его интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, проинформировать родителей об успехах их ребенка, дать советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы.
К групповым формам работы можно отнести.
1. Родительское собрание
✏ Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого-педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.
Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблемы.
2. Родительские чтения
✏ Родительские чтения — очень интересная форма работы с родителями, которая даст им возможность не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует се. Школьный библиотекарь и другие специалисты выбирают книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
3. Родительские вечера
✏ Родительские вечера — форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2—3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер — это праздник общения с родителями друга ребенка, это праздник воспоминаний, о младенчестве и детстве ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственные сын или дочь.
Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерные темы родительских вечеров:
■ Год рождения ребенка — каким он был, этот первый год?
■ Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
■ Друзья моего ребенка.
■ Праздники нашей семьи.
■ «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
■ День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
■ Песни, которые пели мы и поют наши дети.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
4. Родительские тренинги
✏ Родительские тренинги — это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить механизм взаимодействия со своим ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье».
5. Родительские ринги
✏ Родительские ринги — одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие папы и мамы могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе, и даже ребята-старшеклассники, у которых уже не за горами приобретение родительского опыта. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции.
Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.
Темы родительских рингов в школе могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:
■ Плохие привычки. Наследственность или влияние социума?
■ Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?
■ Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
■ Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
■ «За» и «против» школьной формы.
■ Нужны ли ребенку праздники?
■ Трудности школьного урока. В чем они состоят?
Родительские чтения, вечера, ринги, тренинги можно отнести к нетрадиционным формам работы с родителями.
Еще одна из форм работы, которая часто используется на практике, это переписка с родителями.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Только совместными усилиями, дополняя, и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов.
И если мы найдём ключик к каждой семье – то воспитательный процесс обязательно будет иметь положительный результат!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Омельницкая Н. В. Родители и школа - грани сотрудничества // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/121117-roditeli-i-shkola-grani-sotrudnichestva (дата обращения: 22.11.2024)- Я в этот мир пришёл
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА
- Тема особенности профессии медицинской сестры
- Профилактика синдрома профессионального выгорания – проблема современности
- Итоговое тестирование за курс 6 класса
- Google Forms-қашықтықтан оқытудың тиімді әдістерінің бірі
- А. Т. Твардовский
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3907 пользователей.
Отзывы