конспект урока Использование ИКТ (информационно - коммуникативные технологии) в работе учителя-логопеда
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Использование ИКТ (информационно - коммуникативные технологии) в работе учителя-логопеда
Слайд 1
Использование ИКТ (информационно - коммуникативные технологии) в работе учителя-логопеда Учитель-логопед ФИО категория
Слайд 2
Скажи мне ,и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь. Сократ
Слайд 3
Слайд 4
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Слайд 5
ИКТ для логопеда: Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют: 1. Развивать фонематические процессы
- Развивать мелкую моторику
- Расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи
- Способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления
Слайд 6 Я УБЕЖДЕНА,
что использование новейших информационных технологий в логопедической практике сочетается с традиционными методами, не заменяя их, а дополняя, обогащает процесс новыми возможностями. Но все же не стоит забывать, что компьютер – не игрушка и не замена педагога!
Слайд 7
Правила применения ИКТ продолжительность занятия на компьютере не более 10 минут; не чаще двух раз в неделю; может являться частью занятия; нагрузка строго индивидуальна; если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения - после консультации с врачом; до и после занятия на компьютере проводится гимнастика для глаз.
Слайд 8
Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда
Слайд 9
- Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.
- Формирование зрительно-пространственных отношений.
- Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
- Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.
- Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
Слайд 10
РАЗДЕЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ_ЛОГОПЕДА
Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в работе учителя-логопеда, можно выделить следующие направления: ДОКУМЕНТАЦИЯ, ДИАГНОСТИКА, ИНД. ПОДГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ, САМООБРАЗОВАНИЯ.
Слайд 11
Существует ряд программ и игр направленных на логопедическую коррекцию, название которых я вам хочу представить:
1. Баба-Яга. Учится читать.
Слайд 12
2. Игры для Тигры.
Слайд 13
Алик. Скоро в школу.
Слайд 14
Дэльфа-142.
Логопедический тренажер «Дельфа-142.1» (версия 2.2) используется в ДОУ, начальной школе, а также в лечебных учреждениях, коррекционных школах. Помогает проводить с учащимися работу, направленную на коррекцию устной и письменной речи (включает работу с текстом).
Посредством демонстрации картинок, букв, слогов, слов, предложений, звучащей речи можно на разных уровнях сложности осуществлять коррекцию речевого дыхания, силы голоса, произношения гласных и согласных звуков, тренировать память и внимание обучающегося.
В комплект входят:
- микрофон,
- блок обработки сигнала,
- диск (основная программа, программа работы со словарями),
- текстовое практическое руководство (психологические аспекты программы, описание приемов работы, методика по проведению занятий).
Помимо предложенных словарей, педагог может использовать собственные, созданные с помощью программы.
Версия 2.2 включает в себя упражнения:
1) меню "Звук":
- «Чашка чая», «Праздничный пирог», «Костер», «Елочка», «Репка», «Росток» (отработка правильного речевого дыхания)
- «Салют», «Космический стрелок» (коррекция назального оттенка голоса, тренировка темпа произнесения).
- «Волшебные цветы», «Город» (дифференциация звонких и глухих звуков).
- «Колобок», «Бегемотик», «Извержение вулкана» (произношение звуков различной громкости).
- «Бабочка», «Сказочный замок», «Мельница» (отработка правильного речевого дыхания для слитного произношения слов и фраз).
- «Машины», «Маяк», «Паровоз» и «Воздушный змей» (отработка правильного произношения согласных звуков).
- «Звуковой след» (формирование правильной ритмико-слоговой структуры речи и корректировка дефектов ее плавности и слитности, в том числе при заикании).
- «Спектр» (отработка правильной артикуляции дифтонгов и тех звуков, которые можно произнести протяжно).
- «Вертолет», «Подводная лодка», «Лифт», «Колокольчики», «Качели», «Лодка на реке» (работа над выразительностью речи: произвольное включение и выключение голоса, интонация).
- «Словесное ударение» (тренировка произношения нестационарных (кратких) звуков, отработка артикуляции слогов и слов).
- «Интонограф» (работы над различными видами интонации).
2) Меню "Буква":
- «Собери букву из 2-х частей», «Собери букву из 4-х частей»,
«Собери букву (для отличников)» (оптический контур буквы).
- «Найди букву», «Найди букву (для отличников)» ( формирование первоначального навыка правильного чтения).
- «Картинки» (формирование навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно сходных фонем).
- «Сортировка слов с пропущенными буквами» и «Конструктор» (отработка навыка дифференциации парных согласных).
- «Тим и Том» (формирование навыка звукового анализа при дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости).
3) Меню «Слог»:
- «Найди слог» (формирование первоначального навыка правильного чтения, отработка техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога).
- «Грузовик» (отработка правильного употребления слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных).
- «Волшебный колодец» и «Волшебный колодец (для отличников)» (формирование первоначального навыка правильного чтения (работа с трехсложными словами)).
4) Меню «Слово»:
- «Прятки простые», «Прятки сложные» и «Прятки (для отличников)» (навык звукового анализа слова).
- «Мозаика» и «Мерцающая мозаика» (тренировка чтения и узнавания слов, коррекция нарушения чтения, коррекция внимания и памяти).
- «Найди имя существительное», «Найди имя прилагательное», «Найди глагол», «Классификация частей речи», «Сгруппируй существительные по обобщающим понятиям», «Определи число имени существительного», «Определи род имени существительного», «Определи число имени прилагательного», «Определи род имени прилагательного», «Определи число глагола», «Определи время глагола», «Определи род глагола», «Найди предлог», «Антонимы» (развитие лексико-грамматической стороны речи при работе с разными морфологическими категориями).
5) Меню «Предложение»:
- «Восстанови предложение», «Составь предложение», «Вставь пропущенное слово», «Выбери форму слова», «Вставь предлог», «Вставь предлог (для отличников)», «Вставь союз», «Вставь союз (сложное)», «Вставь союз (для отличников)», «Закончи предложение» (развитие лексико-грамматической стороны речи).
6) Меню «Текст»:
- «Пересказ», «Рассказ по картине», «Рассказ по картине (для отличников)» (работа над связным текстом).
Тренажер соответствует требованиям ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 15
Лунтик. Подготовка к школе.
Слайд 16
Баба-Яга. Пойди туда не знаю куда.
Слайд 17
Лёлик. Времена года.
Слайд 18
Программно-методический комплекс «Развитие речи»
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Головачева О. В. Использование ИКТ (информационно - коммуникативные технологии) в работе учителя-логопеда // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/123928-ispolzovanie-ikt-informatsionno-kommunikativnye-tekhnologii-v-rabote-uchitelya-logopeda (дата обращения: 21.11.2024)- Открытый урок по ритмике с элементами акробатики для детей 6-7 лет
- Методическая разработка занятия учебной практики по профессии 20.01.01 Пожарный
- Коррекционно - логопедическая работа по устранению фонационного (внешнего) оформления высказывания
- Как не допустить самоубийства среди детей, в подростковой и юношеской среде
- Психологические особенности раннего аутизма и его коррекция
- Применение игровых технологий на хореографических занятиях для детей 4-5 лет
- Сценарий Урока Памяти, посвящённого Дню Победы