конспект урока " Значимость социально-психологического тестирования, применение его результатов в профилактической работе педагога-психолога"
Региональное социально-психологическое тестирование по раннему выявлению немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ»
Социально-психологическое тестирование – это один из диагностических компонентов профилактической работы, является важным элементом воспитательной работы в школе, обеспечивающей системное выявление обучающихся, находящихся в рискогенных условиях, и проведение с ними соответствующей профилактической, коррекционной работы.
СПТ проводится дистанционно в октябре месяце ежегодно для учащихся, достигшим 13 лет (с 7-по 11 классы). В этом году тоже проходило онлайн-тестирование. Предварительно собирались заявления-согласия с самих учащихся, которым исполнилось 15 лет и с родителей обучающихся 13-14-летних. Тестирование проводится анонимно, но каждому ученику присваивается – код.
Единая методика социально - психологического тестирования (ЕМ СПТ) используется не для оценивания обучающихся, а для их опроса. При работе с ней подростки, юноши и девушки сами оценивают социально-психологические условия, в которых они находятся. СПТ – это опрос, выявляющий мнения, представления и позиции обучающихся относительно их самих и тех обстоятельств, в которых они оказались.
Методика выявляет уровень рискогенности условий, в которых формируется обучающийся. Дети с высоким уровнем рискогенности условий испытывают затруднения в сложившихся социально-психологических условиях. Длительно существующие затруднения могут вызвать депрессивные состояния и ощущение безвыходности ситуации. В подобных условиях происходит провоцирование формирования зависимости. У этих детей вероятность быть вовлеченными в наркопотребление выше, чем у всех остальных.
Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости. Она выявляет социально-психологические предпосылки, которые в определенных обстоятельствах могут спровоцировать желание попробовать наркотик. Главная цель СПТ : определить учащихся с высокой долей риска, демонстрирующих психологическую готовность к рискованному поведению и наметить с ними профилактическую работу, проконсультировать родителей.
Факторы риска, на которые следует обратить внимание родителям:
- потребность в одобрении – это желание получать позитивный отклик в ответ на свое поведение; в гипертрофированном виде переходит в неразборчивое стремление угождать и нравиться всем подряд, лгать, создавать о себе преувеличенно хорошее мнение с целью быть принятым (понравиться);
- подверженность влиянию группы – повышенная восприимчивость к воздействию группы или ее членов, приводящая к подчинению группе, готовности изменить свое поведение и установки;
- принятие отрицательных установок социума – согласие, убежденность в приемлемости для себя отрицательных примеров поведения, распространенных в данной группе, в частности оправдание своих социально неодобряемых поступков идеализированными и героизированными примерами поведения, достойного порицания;
- наркопотребление в социальном окружении – распространенность наркопотребляющих среди знакомых и близких, создающая опасность приобщения к наркотикам и формирования группы из наркопотребляющих.
Качества, влияющие на индивидуальные особенности поведения:
- склонность к риску (опасности) – предпочтение действий и ситуаций, выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большой вероятностью потери(если ребенок любит риск, любит испытывать себя в разных ситуациях с риском для жизни);
- импульсивность – устойчивая склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций (не умеет контролировать свои эмоции в критической ситуации);
- тревожность – предрасположенность воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающих, приводящих к плохому настроению, мрачным предчувствиям, беспокойству(принимает близко к сердцу и долго очень переживает);
- фрустрация – обман, расстройство, разрушение планов – психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью реализации намерений и удовлетворения потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели.
Факторы защиты – обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска:
-принятие родителями – оценочное поведение родителей, формирующее ощущение нужности у ребенка;
- принятие одноклассниками – оценочное поведение сверстников, формирующее у учащегося чувство принадлежности к группе и причастности;
-социальная активность – активная жизненная позиция, выражающаяся в стремлении влиять на свою жизнь и окружающие условия;
- самоконтроль поведения – сознательная активность по управлению своими поступками в соответствии с убеждениями и принципами;
- самоэффективность – уверенность в своих силах достигать поставленные цели, даже если это потребует больших физических и эмоциональных затрат.
Результаты тестировани
Рекомендации:
1.Быть внимательными к настроению и поведению своих детей;
2.Поддерживать в трудных ситуациях;
3.Стараться, чтобы ребенок был увлечен интересным делом, спортом, творчеством;
4.Совместные дела, поездки, отдых с детьми.
5.Знать друзей детей, приглашать домой, общаться с друзьями.
6.Повышать познавательную активность к учебе, к чтению художественной литературы.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Середкина Е. Н. " Значимость социально-психологического тестирования, применение его результатов в профилактической работе педагога-психолога" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/124120-znachimost-sotsialno-psikhologicheskogo-testirovaniya-primenenie-ego-rezultatov-v-profilakticheskoj-rabote-pedagoga-psikhologa (дата обращения: 21.11.2024)- Развитие метроритмических ощущений у детей 6-7 летнего возраста на уроках фортепиано
- Сказка о волшебной радуге
- Классификация лиц с нарушением слуха
- Если хочешь быть здоров
- Формирование культуры семейных взаимоотношений у детей в условиях детского дома
- Сюжетная лепка объектов живой природы
- Операции над множествами в начальной школе
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4129 пользователей.
Отзывы