конспект урока Элементы логоритмики на коррекционно-развивающих занятиях
Элементы логоритмики на коррекционно-развивающем занятии
для обучающихся с ОВЗ НОО.
Логоритмика является традиционной формой работы потому, что еще в начале 20 века во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. В основе которой лежал «метод ритмической гимнастики». Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. По инициативе Нины Георгиевны Александровой в Москве при Государственной Академии художественных наук была организована Московская Ассоциация ритмистов. Нина Георгиевна Александрова и Вера Александровна Гринер обширно распространяли метод ритмического воспитания.
Система ритмического и музыкально-ритмического воспитания строилась с учетом следующих положений:
- возрастные особенности и особенности пола – дошкольная и школьная ритмика;
- профессиональные особенности – различные занятия в художественных, хореографических, музыкальных школах, театральных училищах;
- моторные и интеллектуальные особенности – различные занятия с нормальными и дефективными детьми;
- занятия ритмикой должны воспитывать чувство коллективизма;
- ритмика позволяет человеку выявляться во вне, в движениях, не заученных, не зафиксированных, а всегда новых, неожиданных.
С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика. Под руководством В.А. Гиляровского в 1929 году в больнице для нервно-психических больных была разработана особая система занятий, которые проводила В.А. Гринер. Было выявлено, что ритмика положительно влияет на моторику и регулирует поведение больного, а также дает возможность проследить за динамикой болезни и получить дополнительный материал к клинической картине на данный период, так как состояние моторных функций и нервно-психических больных имеет диагностическое значение. Затем В.А. Гиляровский ввел занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы для детей дошкольного возраста, страдающих заиканием.
Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление — логопедическая ритмика. Долгое время эта ветвь лечебной ритмики использовалась как дополнительный прием при лечении логоневрозов. Вера Александровна Гринер и Юлия Александровна в ходе исследования данного вопроса выдвинули ряд принципов в работе с заикающимися пациентами, составили коррекционный дидактический материал и акцентировали внимание на том, что логопедическая ритмика существенно отличается от методики ритмического воспитания, так как в упражнениях особое место уделяется слову.
Затем в 40-е годы, благодаря тем же авторам, логопедическая ритмика вошла в комплекс воздействия на больных с афазией. В 1960 году В.И. Рождественская в работе «Воспитание речи заикающихся дошкольников» подчеркнула значимость ритма производимых движений для нормализации речи и упражнений на сочетание слова с движением. В логопедическую практику этот прием вошел под названием «речь с движениями». Многие специалисты как зарубежные, так и отечественные заинтересовались этим вопросом.
Благодаря существенному вкладу Г.А. Волковой в 80-х годах XX века логопедическая ритмика выделилась как наука. Г.А. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции таких речевых нарушений, как дислалия, алалия, ринолалия, дизартрия, афазия, нарушения голоса.
Итак, логоритмика – явление отнюдь не новое в коррекционной педагогике. Но оно обретает новые черты, актуализируется, охватывает большее количество детей, так как идёт в ногу со временем. В современной школе все больше детей с различными видами речевых нарушений. Чем же нам, учителям-логопедам из общеобразовательных учреждений, может быть полезна логопедическая ритмика? Для полноценного проведения логоритмических занятий, зачастую нет ни помещений, ни оборудования. Но всегда есть возможность включить в структуру своего занятия различные логоритмические упражнения. И полезна эта наука не только логопедам.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Рудакова Т. В. Элементы логоритмики на коррекционно-развивающих занятиях // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/127732-elementy-logoritmiki-na-korrektsionno-razvivayushchikh-zanyatiyakh (дата обращения: 28.03.2025)- Портфолио учителя истории и обществознания
- Новогоднее настроение
- Новогоднее представление
- Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей
- Критерии оценки достижений обучающихся с ОВЗ по биологии
- О воспитательной работе
- Құстар- біздің досымыз