конспект урока Возможности развития общекультурной компетентности на уроках музыки
Доклад на школьном МО
"Возможности развития общекультурной компетентности
на уроках музыки"
Учитель музыки: Долгих З.К.
ОГСКОУ «С (К) Ш-И № 33» г. Братск
Под общекультурной компетентностью личности, следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.
Целью школьного образования в области общекультурной компетентностью является:- достижение уровня общекультурной компетентностью достаточного для ориентации в ценностях культуры , формирование
способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры.
Общекультурная компетентность-круг вопросов, по которым, учащийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познанием, опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно--нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов.
В возможностях развития общекультурной компетентности , в воспитании духовной культуры и нравственного воспитания в учебном процессе , особенно велика роль уроков музыки. Структура урока музыки, как урока
искусства, достаточно гибкая, что позволяет организовать работу на
основе взаимодействия и взаимосвязи средств музыки с приемами
коррекции, не меняя главной цели , урока- формирование общекультурной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из задач уроков музыки - это воспитывать интерес , любовь и
уважение к музыкальной и общей культуре своего народа и народов
мира , научить обобщать жизненно-музыкальные впечатления уч-ся,
на основе восприятия фольклорного творчества народов мира.
Урок музыки включает в себя активное слушание в процессе которого
уч-ся знакомятся с творчеством русских , советских , зарубежных
композиторов , с интересом изучают биографии композиторов , делятся
музыкальными впечатлениями , учатся высказываться о музыке.
Наиболее понятными и близкими ребятам композиторами становятся
Чайковский - бесконечно любивший русскую песню , русскую природу,
русского человека , воспевающим свою Родину, в своих лирических сочинениях.
Римский-Корсаков-композитор сказочник ,положивший в основу своих
произведений сказки великих писателей, таких, как А.С.Пушкина "Сказ-
ка с царе Салтане", "Руслан и Людмила".
Бетховен - предстает перед ними прежде всего, как автор музыки сильной , героической .
Бах-основоположник органной музыки. Музыка Грига завораживает детей своей таинственностью , любовью к природе родного края.
Прокофьев - воспринимается ребятами , как композитор , в чьей музыки
воплощен мир детства. Слушая симфоническую сказку"Петя и волк",
дети знакомятся с инструментами симфонического оркестра.
Слушая фрагменты оперы "Иван Сусанин"- великого русского ком-
позитора Глинки , у уч-ся развивается чувство патриотизма , любовь
к своей Родине . Слушая произведения этих и других композиторов , учащиеся расширяют свой кругозор, развивают познания в области мировой художественной культуры.
На уроках музыки уч-ся знакомятся , с понятием"опера","балет",
дирижер , оркестр , инструменты духового, симфонического оркестра , группы инструментов, входящие в состав того или иного оркестра.
Широкие возможности для развития окк уч-ся на уроках музыки
отводится теме" Музыка моего народа". Дети разучивают русские народные песни , распевки , потешки - в которых глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Великой правды , мудрости и красоты полны русские народные песни , в которых отразилась вся культура, быт, традиции , обычаи , русского народа. В них вложен талант и ум, традиции русского народа. Из песен уч-ся узнают о жизни народа, его труде и быте, обычаях и традициях русского народа. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера : патриотизм и мужество, любовь к родной природе.
Инструменты русского народного оркестра , история их создания , звучание которых уч-ся слушают на уроках музыки, иммитируя игру на инструментах , выполняя пластическое интонирование- развивают общекультурную компетентность и духовную культуру уч-ся .
На уроках музыки , в разделе музыкально-двигательное деятельность, уч-ся
знакомятся с танцами народов мира, с традиционными танцами русского народа, такими как хоровод- древнейшим видом искусства на Руси, с удовольствием играют в русские народные игры, такие , как "Гори, гори ясно", Плетень" и мн.другими.
Таким образом, музыка, как учебный предмет, в системе общего
образования, может и должна широко использоваться в целях вос-
питания общекультурной компетентности и духовности школьников.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Долгих З. К. Возможности развития общекультурной компетентности на уроках музыки // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/5136-vozmozhnosti-razvitiya-obshchekulturnoj-kompetentnosti-na-urokakh-muzyki (дата обращения: 22.12.2024)- Профилактика вредных привычек
- Последний звонок. 9 класс
- Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве
- Ребенок на дороге
- 23 февраля — День Защитника Отечества
- Самые почитаемые святые в православии
- Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Музыкально ритмическое занятие в дошкольной группе Лучики