конспект урока Формирование культуры семейных взаимоотношений у детей в условиях детского дома
Проблема формирования культуры семейных отношений поистине вечна. Она проходит через всю историю гуманитарного знания и сохраняет свою актуальность в современной педагогической науке.
Именно семья выступает посредником между индивидом и обществом, поддерживает баланс семейных и общественных интересов посредством естественного регулирования, удовлетворяет духовные потребности, обеспечивает первичную социализацию. В семье заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений, воспроизводства рабочей силы.
В современном обществе происходят сложные процессы трансформации и переосмысления семейных ценностей, нивелирование традиционных семейных устоев – замена системы «семьецентризма» с ориентацией на ценности долга, ответственности, рождения и воспитания детей на систему «эгоцентризма» с ценностями индивидуализма, независимости, личных достижений, что выражается в ослаблении внутрисемейных взаимоотношений, утрате межпоколенной связи, увеличении разводов, росте числа незарегистрированных браков
Вхождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь не всегда проходит успешно, так как сопряжено с социально-экономическими и психолого-педагогическими проблемами. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, чаще своих сверстников оказываются жертвами или участниками преступлений, с большим трудом устраиваются на работу, теряют принадлежащее им жилье, не способны создать полноценную семью
Все это привело к возникновению противоречий между:
- общественной потребностью в создании полноценной, психологически и физически здоровой семьи и низким уровнем, а порой и отсутствием элементарных знаний о социальных функциях семьи, умений и навыков у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правильно строить внутрисемейные отношения, воспитывать детей, вести домашнее хозяйство;
- желанием учащихся-сирот получить реальную помощь по вопросам культуры семейных отношений и недостаточной подготовкой педагогических кадров в проведении воспитательной работы, ориентирующей молодое поколение на создание семьи на основе духовно-нравственных ценностей.
С целью разрешения данных противоречий в нашем учреждении проводится по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вносятся качественные изменения в содержание воспитательной деятельности, совершенствуются формы и методы работы, расширяется перечень государственных и общественных организаций по сетевому взаимодействию в вопросах формирования культуры семейных отношений у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это раздел «Семейное воспитание» в программе «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме» (авторы: Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В.), а также работа с вопитанниками по программе социальной адаптации «Мы сами», «Контрольная для взрослых».
В процессе работы определяются показатели проявления ценностного отношения к семье у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимание функций и ценности семьи для отдельной личности и для общества в целом, правильная мотивация на создание семьи и выполнение супружеских и родительских обязанностей; осознание необходимости ценностного отношения к семье, сопричастности семье и роду; понимание важности сохранения иерархичности семьи; признание главной обязанностью супругов рождение и воспитание детей; представление о нравственных качествах будущего супруга, осознание функционально-ролевых обязанностей супругов; эмоциональная отзывчивость на чувства, переживания и заботы членов семьи, потребность в общении, взаимопонимании, доверии; чуткость к доброте, порядочности, верности; проявление ответственности в дружбе, любви, семейных отношениях; умение владеть собой, управлять чувствами; способность к морально-нравственным ориентирам; активное участие в жизни семьи, способность анализировать и принимать решения в жизненных ситуациях, нести ответственность за свои поступки, добросовестно выполнять свои трудовые обязанности в семье.
Псхологические особенности детей, лишённых родительского попечительства.
- Отсутствие навыков продуктивного общения.
Контакты таких детей поверхностны, нервозны и поспешны: они одновременно домогаются внимания и отвергают его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, они не умеют вести себя так, чтобы с ними общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.
- 2. Особая проблема — феномен «мы» в условиях детского дома.
Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим». Эта позиция формируется по многим причинам, но, прежде всего из-за неразвитой и искаженной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.
- 3. Адаптация к большому числу сверстников.
Многочисленность детей и постоянное пребывание в их круге создают эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию ребенка.
Особая психологическая проблема — отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. В одиночестве и обособлении от других происходит внутренняя работа, формируется самосознание.
- 4. Формирование иждивенческой позиции.
Дети живут в интернате на государственном обеспечении. «Нам должны», «дайте» - это становится нормой для данной категории детей. У них отсутствует бережливость и ответственность.
- 5. Отсутствие навыков конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации.
Дети не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях), не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, т.е. вместо развития произвольного поведения у них развивается ориентация на внешний контроль. Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. У них снижена познавательная активность [36, с.143].
Особенности психического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- • проблемы во взаимоотношениях с окружающими (неадекватная "Я-концепция", затруднение в формировании самосознания и др.);
- • повышенная конформность (т.е. стремление соответствовать мнению большинства), поверхностность чувств, бездуховность, жестокость, агрессивность;
- • им труднее овладевать учебным материалом, у них не формируются общеучебные и специальные умения и навыки. Они не могут найти деятельность, позволяющую реализовать свои потребности и интересы;
- • подросток чувствует себя достаточно взрослым и не желает, чтобы с ним обращались, как с ребенком, вместе с тем он еще слишком инфантилен и не имеет привилегий;
- • у детей искажено нравственное сознание — понятие о добре и зле;
- • ограничен круг потребностей, интересы носят примитивный характер;
- • отсутствует мотивация временной перспективы, связанной с отдаленным будущим (детская непосредственность, неумение сдерживать себя);
- • нежелание задуматься над своими жизненными планами, даже в случае острой необходимости;
- • занижена самооценка, подавленность. Они легко ранимы, остро ощущают свою заброшенность;
- • не верят в возможность для себя другой жизни.
- • личный мир ребенка противоречив: чаще всего дети выделяют в себе только недостатки и не знают своих положительных черт, и в то же время стремятся к свободе и самостоятельности;
- • обостряется потребность в сохранении к себе общего положительного отношения;
- • обострение интереса к самому себе, стремление самому себе ответить на вопрос "какой я?";
- • есть потребность в одиночестве (это необходимо для внутреннего сосредоточения).
Воспитательная работа направлена на:
Ориентацию выпускника на развитие качеств семьянина:
- чувства ответственности за свою семью;
- эмоциональной отзывчивости на чувства, переживания и заботы членов семьи;
- потребности в общении, взаимопонимании, доверии;
- проявлении ответственности в дружбе, любви, семейных отношениях;
- умение владеть собой, управлять чувствами;
- способности к морально-нравственным ориентирам;
- активности в участии и жизни семьи;
- способности анализировать и принимать решения в жизненных ситуациях;
- добросовестности в выполнении своих трудовых обязанностей в семье; иметь навыки экономики и ведения домашнего хозяйства,
Повышение уровня знаний о культуре семейных отношений:
- понимание роли мужчины и женщины, отца и матери в семье,
- развитие коммуникативной компетентности;
- знание о способах бесконфликтного поведения, о средствах контрацепции,
- владение социально-бытовыми навыками;
Развитие уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования культуры семейных отношений.
Формирование установки на рождение детей в браке, на воспитание детей в полной семье, планирование семьи в условиях официального брака.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Конохова М. Н. Формирование культуры семейных взаимоотношений у детей в условиях детского дома // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/54704-formirovanie-kultury-semejnykh-vzaimootnoshenij-u-detej-v-usloviyakh-detskogo-doma (дата обращения: 21.11.2024)- Последствия смешивания антибиотиков и алкоголя: почему нельзя пить алкоголь при приеме антибиотиков
- Семейные обычаи на Руси
- Применение разных способов разложения на множители
- Как помочь особым детям
- Духовно-нравственное развитие младших школьников в процессе изучения окружающего мира
- Здесь все моё, и мы отсюда родом
- Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 12217 пользователей.
Отзывы