Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Ферзь

         Разработка урока по шахматам, тренер — преподаватель Радченко         В.В. , ДЮСШ№7, город Краснодар, январь 2018 год.

 

 

                     Тема урока: «Ферзь. Правила ходов и взятий».

Цели урока:

     -  познакомить детей с новой шахматной фигурой — ферзем, обучение всем вариантам передвижения ферзя по шахматной доске;

  • развитие навыков игры с новой фигурой;
  • воспитание уважения к партнеру.

                                                 План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение ранее изученного материала.
  3. Изучение нового материала.
  4. Физ. Минутка.
  5. Закрепляющие упражнения.
  6. Итог урока.

                                                      Ход  урока.

  Организационный момент.

- Здраствуйте ребята!

-Тема нашего урока : «Ферзь. Правила ходов и взятий».

Повторение ранее изученного материала.

 

-На прошлых уроках мы познакомились с такими фигурами , как слон и ладья. Вспомним как ходит ладья?

Дети: По горизонтале и вертикале.

-Сколько стоит пешек ладья?

Дети: пять.

-А как ходит слон? Какик линии он любит?

Дети: Слон любит ходить по диагонале.

-Кто  назовет стоимость слона?

Дети: три пешки.

Изучение нового материала.

 

  • А теперь на шахматную доску я поставлю очень красивую фигуру. Эта фигура называется — ФЕРЗЬ.
  • Ферзь — это самая сильная фигура на шахматной доске.
  • Ф — так она записывается.
  • Слово «ФЕРЗЬ» произошло от индийского «ФЕРЗИН», что означает ученый человек, советник. Ферзь ходит как ладья и, как слон. В этом вся сила ферзя. Стоит ферзь 10 пешек.
  • С давних пор среди шахматистов бытует поговорка : «Феерзь любит свой цвет!» Это значит , что до начала игры ферзь располагается на поле своего цвета. Белый ферзь стоит на белом поле, а черный- …?

Дети: «На черном!»

  • Ферзь ходит как ладья по белым и по черным клеточкам. И если он остановился на черной клетке, то с ней он может пойти как чернопольный слон. А если он остановился на белой клетке, то как дальше он может пойти?

Дети: Как белопольный слон! Давайте найдем клеточки, на которых стоят ферзи до начала игры.

  • ( С помощью детей находим и ставим фигуры в их «домики») В каждом отряде — ты сам погляди-

                 Оба угла занимают ладьи.

                        Рядом с ладьями кони видны,

                               Рядом с конями встали слоны.

                                         Кто же посреди? Ферзь с королем-

                   Самые главные в войске  своем.

                           Чтобы не путать , какие поля

                                   Тут для ферзя и для короля,

                                         Нужно запомнить одну из примет:

                          Ферзь выбирает свой собственный цвет -

                                Белый на белом квадрате стоит,

                                  Черному черный удачу сулит.

                                     Есть свой квадратик у любого ферзя,

                           Путать ферзей с королями нельзя!

   - Уберем все фигуры с доски, только ферзей оставим в их «домиках».

  • Давайте посчитаем,на сколько сторон может пойти ферзь со своего домика?

Дети : Всего на 5 сторон.

  • А если мы одного из ф какерзей поставим в центр шахматной доски , то на сколько сторон он теперь может пойти?

              ( Дети по очереди выходят к доскеи ставятфигуры противоположного цвета в том направлении , куда может двигаться ферзь. Считаем эти фигуры).

          Дети: на 8 сторон.

  • Наши ферзи не только ходят , как слон и как ладья. Они и нападают точно так же. Как вы думаете на какое количество фигур может напасть ферзь?

Дети: на 8 фигур.

  Фигура эта так сильна,

     Что потерять ее беда.

Скорей всего потеря эта -

      Конец игре!

                     Тут песня спета.

  • А как вы думаете, сколько ходов надо сделать ферзю , чтобы напасть из одного угла шахматной доски в противоположный?

                 Дети: один,как слон.

                                                      Физ. минутка

 

                        -  Давйте разомнем свои ножки? Встанем и потянемся вертикально вверх. Ручки поставим горизонтально, а теперь диагонально.

                                               Пальчиковая гимнастика.

 

Мама , мама

что, что,что?

Гости едут!

Ну и что!

Здрасте, здрасте!

   ( Далее пальчики «целуются» и обнимаются, большой с большим, указательный с указательными и т. д.)

Раз, два!

Выше голова!

Три, четыре!

Руки шире!

Пять, шесть!

Тихонько сесть!

  • Кто мне напомнит — сколько направлении контролирует ферзь?

Дети: 8 направлений.

  • На какое количество фигур и пешек ферзь может одновременно напасть и сколько побить?

Дети : Напасть на 8 фигур или пешек, а за один ход может убить только одну фигуру или пешку.

  • Поставьте на своих досках фигуры следующим образом : белый ферзь на а1, черная пешка h2.

Дети: Фе5.

  • Напади не две черные фигуры!
  • Поставьте : белый ферзь е1, черная пешка с4, черная пешка f7.

Дети : Фе6.

  • Следующее задание опять напади ферзем на две черные фигуры!
  • Поставьте : белый ферзь f6, черный конь с8, еще один черный конь g3.

Дети: Фс3.

  • А за какое количество ходов ферзь попадет на поле а8?
  • Поставьте : белая пешка а2, белый ферзь а1.

Дети : за 2 хода Фh1-h8-a8.

  • За какое количество ходов ферзь попадет на поле h8?
  • Поставьте : черная пешку на h2.

Дети : за 2 хода Фh1-f8-h8.

  • В следующем задании нужно указать на какие фигуры нападет ферзь.
  • Поставьте фигуры в следующем порядке( надо под диктовку расставить на преподавательской доске для образца, как и в предыдущих упражнениях): белый ферзь е4, черные пешки на а4,а5, с2,d5,g2, h4,h7, черный слон е1, черный конь с7, черная ладья е8.
  • Какой путь должен проделать ферзь , чтобы взять наибольшее количество фигур?

Дети самостоятельно ищут свой путь !

Первое место занимает тот у когот меньше всех осталось фигур на доске.                

                                

                                

                                    Итог урока.

  • Сегодня мы познакомились с фигурой «ФЕРЗЬ». Научились правильно ходить и производить взятие фигур. Вы поработали отлично . Молодцы!

                                                        Домашнее задание.

  • Дома , пожалуйста, потренируйтесь по сегодняшней теме на шахматной доске. Поиграйте с мамами и папами, расскажите, с какой новой фигурой вы сегодня познакомились, как она ходит и как бьет.
  • До свидания, ребята.

 

Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
тренер-преподаватель ДЮСШ №7
Дата публикации: 27.03.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Радченко В. В. Ферзь // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/56306-ferz (дата обращения: 19.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию