Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Курсовая работа

профессиональному модулю ПМ 06. Организация коррекционной работы и инклюзивного образования

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений

 

44.02.01 Дошкольное образование

Исполнитель:

Густова Л.Н.,

студентка 32 группы

Руководитель:       

Митрофанова С.В.,

преподаватель педагогических

дисциплин

Камышлов, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..6

  • Изучение процесса развития речи с позиции исторических и психолого-педагогических исследований………………………………………6
  • Особенности развития речи у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..11
  • Логоритмические упражнения как одно из средств развития речи у детей дошкольного возраста………………………………………………….17

Глава 2. Логоритмические упражнения, направленные на развитие речи у детей дошкольного возраста………………………………………….23

2.1 План опытно-поисковой работы по развитию речи у детей дошкольного возраста посредствам логоритмических упражнений………....24

2.2 Способы оценки результатов и процесса развития речи у детей дошкольного возраста посредствам логоритмических упражнений ………...27

Заключение………………………………………………………………30

Список литературы…………………………………………….……….33

Приложение

 

 

 

 

 

Введение

« Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский.

Актуальность проблемы  развития речи у детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования очень высока, так как речевая функция – это одна из важнейших психических функций. Овладев речью, ребёнок осознаёт, планирует и регулирует своё поведение. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и социализации в целом [21].

В ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» прописаны направления развития, включающие в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически  правильной монологической и диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха.

Согласно требованиям образовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) современный педагог ставит перед собой цели и задачи по развитию всех компонентов речи детей: от свободного общения со взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими, развития грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, – до практического овладения воспитанниками нормами родного языка.

Концептуальные основы развития речи в детском возрасте раскрыты в трудах известных педагогов и психологов, таких как  Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Гвоздев, Е. И. Тихеева.

И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.В. Запорожец, В.Н. Аванесова, А.А. Люблинская, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Г.Л. Розенгард-Пупко, П.Я. Гальперин, Л.А. Бенгер, М.Ю. Кистяковская, Ж. Пиаже, А. Валлон, Р.Я. Абрамович-Лехтман, Н.А. Бернштейн утверждали, что движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии ряда высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи.

Современные педагогические исследования и практический опыт подтверждают, что индивидуальные различия в развитии детей дошкольного возраста, в том числе и в речевом развитии, могут быть очень велики. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает необходимость обеспечения условий для развивающей и коррекционной работы с детьми в каждой дошкольной образовательной организации.

Т.А. Карташева, Л.А. Комарова, М.Г. Нефёдова и др. большую роль в процессе развития речи отдают логопедической ритмике (логоритмике), основанной на синтезе слова, движения и музыки.

Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации [11].

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов обобщения современной педагогической практики возникает ряд противоречий:

  • между требованиями, предъявляемыми в нормативно-правовых документах, и недостаточностью методического материала для развития речи у детей дошкольного возраста;
  • между достаточным освещением проблемы развития речи у дошкольников в теоретических исследованиях и недостаточностью применения методов и методик развития речи в практике деятельности воспитателя ДОО;
  • между возможностями логоритмических упражнений для развития речи дошкольников и недостаточным целенаправленным использованием их в работе воспитателя ДОО.

На основании изложенных противоречий обозначена проблема исследования, заключающаяся в выборе и обосновании психолого-педагогических условий, способствующих развитию речи дошкольников посредством логоритмических упражнений.

Всё вышеизложенное, а также интерес к изучаемому вопросу определили выбор темы исследования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений».

Объект исследования: процесс развития речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: логоритмические упражнений как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Цель курсовой работы: изучить и на теоретическом уровне обосновать возможности применения логоритмических упражнениях как средства речевого развития детей дошкольного возраста.

Исходя из определения цели в исследовании были поставлены задачи:

  1. Изучить основные теоретико-методические подходы по развитию речи у детей дошкольного возраста;
  2. Рассмотреть сущность логоритмических упражнений как средства развития речи детей дошкольного возраста;
  3. Описать и обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию речи у детей дошкольного возраста посредствам логоритмических упражнений
  4. Определить способы оценки процесса и результатов опытно-поисковой работы по развитию речи у детей дошкольного возраста посредствам логоритмических упражнении.

Гипотеза исследования заключается в следующем: логоритмические упражнения будут результативным средством развития речи у детей дошкольного возраста, если будут соблюдаться совокупность следующих условий:

  • учет видов, возможных причин и «времени» возникновения речевых нарушений при подборке логоритмических упражнений;
  • организация планомерной, целенаправленной работы по развитию слухового восприятия, чувства ритма, темпа, выработке правильного речевого дыхания, обогащению активного словаря у детей дошкольного возраста в процессе проведения логоритмических упражнений;
  • построение цикла упражнений, направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста.

Методологические основания исследования: труды Л.С. Выготского, Ж. Далькроза, О.С. Ушаковой, Д.Б. Эльконина.

Методы исследования:          анализ литературы, наблюдение, опрос, обобщение педагогического опыта, моделирование, опытная работа.

Теоретическая (научная) значимость исследования заключается в научном обосновании психолого-педагогических условий, способствующих развитию речи дошкольников посредством логоритмических упражнений.

Данная работа может представлять практическую значимость для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОО, учителей-логопедов, музыкальных руководителей и родителей детей, интересующихся вопросами речевого развития дошкольников.

Теоретические основы развития речи у детей дошкольного возраста

 

Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.

Рассмотрим, как раскрывается понятие «речь» в психолого-педагогической литературе и какое значение она имеет для развития.

С.Л. Рубинштейн пишет: «Речь – это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания» [29].

Р.С. Немов дает определение речи: «Речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации» [21].

А.А. Леонтьев рассматривает речь следующим образом: «Деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики.

Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий»[ 17].

Раскрывая структуру, которую имеет любое речевое высказывание, А.А. Леонтьев отмечает целый ряд умений: быструю ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, а для этого надо найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом важнейшее средство приобретения речевых навыков - это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое чувство языка, которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему (например, определение рода или числа), то можно говорить о развитом у него чувстве языка.

Существуют различные аспекты развития речи.

Физиологической основой развития речи является учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизм формирования речи. Речевая деятельность обеспечивается разными, очень сложными физиологическими механизмами в зависимости от содержания различных речевых явлений (называние предметов, понимание слов, фразовая речь и т.д.). При восприятии и воспроизведении речи происходит прежде всего бессознательный или сознательный выбор слов на основе их значения. В физиологии слово рассматривается как особый сигнал, замещающий непосредственные сигналы: ощущения, восприятия и представления, а язык в целом – как вторая сигнальная система.

Лингвистическую основу развития речи составляет учение о языке, как знаковой системе. При этом решается вопрос о различии и взаимосвязи понятий «язык» и «речь».

Язык целесообразно рассматривать как знаковую систему, кодирующую окружающую человека действительность.

Речь представляет собой разные формы применения языка в различных ситуациях общения. Она трактуется как деятельность, включенная в общую систему деятельности человека.

Речь без усвоения языка не возможна, в то время как я зык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Языкознание изучает язык как абстрактную систему, как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического и синтаксического.

Психологический аспект развития речи опирается на положение Л.С.Выготского, что развитие речи тесно связано с развитием мышления и сознания. Рассматривая проблему формирования понятий, Выготский говорил, что накопление ассоциаций и групп представлений не приводит к их образованию, «понятие невозможно без слов, мышление в понятиях невозможно вне речевого мышления» [ 3 ].

Большое значение взаимодействию речи и мышления придавал А.В.Запорожец. Приводя примеры исследований речи детей раннего возраста, он подчеркивал, что только в дошкольном возрасте складывается сложная система речевых связей. Запорожец отмечал, что «речь, слово, лишенное смысловой функции, не связанное с мыслью, перестает быть речью, словом превращается в пустой звук. Речь и мышление находятся в единстве, и без учета этого не могут быть правильно поняты ни мышление, ни речь».

С.Л. Рубинштейн так говорил о взаимодействии мышления и речи: «Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служит не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Мышление и речь, не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается»[ 29 ].

Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности, основой которой является семантический компонент.

Рассматривая педагогические основы можно отметить, что еще Ян Амос Коменский, великий славянский педагог, устанавливая последовательность изучения разных дисциплин, считал, что сначала надо освоить язык (грамматику), затем реальные науки и, наконец, риторику.

Работы К.Д. Ушинского до настоящего времени не потеряли свою значимость. Именно ему принадлежит мысль о том, что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результат.

Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения.

Идеи Л.Н. Толстого и особенно К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи - значит владеть орудием умственного развития человека.

Большой вклад в разработку проблемы развития связной речи внесла A.M. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи [19].

В развитии связной монологической речи многие исследователи отводили вопросам восприятия художественной литературы: А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Н.С. Карпинская, А.Е. Шибицкая, Л.Я. Панкратова, С.М. Чемортан, Л.М. Гурович.

Хочется отметить, что вопросы развития связной речи издавна интересовали многих исследователей. У каждого из них свое понимание проблемы обучения, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи.

Рассматривая основные задачи, направленные на развитие речи детей, следует отметить, что дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, A.M. Леушина, О.II. Соловьева, М.М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

О.С. Ушакова говорит о том, что выделяют три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку. Во-первых, структурное (формирование разных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); во-вторых, функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения); в-третьих, когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников [37].

Таким образом, проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов.

Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
воспитатель ГБПОУ СО"Камышловский педколледж"
Дата публикации: 01.06.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Густова Л. Н. Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/59074-kursovaya-rabota (дата обращения: 23.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию