конспект урока Активные методы обучения
Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж».
Активные методы обучения на уроках в начальной школе
(сообщение на заседание методического объединения учителей начальной школы
МДК 04. 01)
Выполнила:
студентка 413 гр.
Шестакова Юлия Павловн
Проверила:
преподаватель психолого – педагогических дисциплин
Юсова В.И.
Балей, 2018
«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения».
Васиилий Александрович Сухомлиинский.
Главная задача каждого учителя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока.
Отличительная особенность активных методов:
- обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным;
- осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического исследования;
- организуется формирование новой установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе творческого труда.
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, а становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей.
К активным методам обучения относят:
1) мозговой штурм;
2) деловая игра;
3) «круглый стол»;
4) анализ конкретных ситуаций;
5) проблемное обучение;
6) интерактивный метод;
Динамично помогают начать урок такие методы, как «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Метод «Пометки на полях» или «Инсерт»
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (R) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.
Данный прием требует от ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации.
В связи с новыми технологиями и методами обучения нам ближе всего интерактивный метод, рассмотрим его поближе.
В школе интерактивное обучение позволяет использовать практически весь спектр методик. Интерактивные методы обучения в начальной школе – это:
сюжетно-ролевые и имитационные игры;
инсценировки;
игра в ассоциации и т.д.
Например, для учеников начальных классов хорошо подходит игра, смысл которой в том, чтобы научить чему-либо соседа по парте. Обучая одноклассника, ребенок учится использовать наглядные пособия и объяснять, а также сам гораздо глубже усваивает материал.
Как и у каждой методики, у активных методов обучения есть свои плюсы и минусы.
«+» Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей.
«-» Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, отсюда на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.
Активные методы обучения:
- реализуют потребности личности в активности;
- формируют самое главное - трудовые навыки, умения и вырабатывают привычку активно, творчески, рационально мыслить и действовать;
- вырабатывают умение решать проблемы.
Активные методы обучения активизируют мыслительную деятельность учеников, приучают их к принятию самостоятельных решений, а также способствуют формированию умений и навыков.
Список литературы
- Г. К. Селевко, «Современные образовательные технологии», М.:1998
- Доклад на методическое объединение на тему "Применение активных методов обучения на уроках экономики (из опыта работы)" https://infourok.ru/doklad-na-metodicheskoe-obedinenie-2260181.html
- Мастер-класс «Активные методы обучения в начальной школе» https://урок.рф/library/master_klass_aktivnie_metodi_obucheniya_v_nachalno_131102.html
- Интерактивное обучение – современные методики получения знаний https://womanadvice.ru/interaktivnoe-obuchenie-sovremennye-metodiki-polucheniya-znaniy
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шестакова Ю. П. Активные методы обучения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/67207-aktivnye-metody-obucheniya (дата обращения: 15.11.2024)- Правовая основа и основные принципы противодействия коррупции. Меры по профилактике коррупции
- Хронометрирование учебно-тренировочного занятия
- КТП по окружающему миру 4 класс
- Блокадный хлеб: символ жизни и надежды
- Правила безопасного поведения
- Нормативные предпосылки непрерывного всеобщего экологического образования в РФ
- Стихи о природе
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2797 пользователей.
Отзывы