Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Развитие и воспитание детей 3 года жизни

Тема урока: Развитие и воспитание детей 3 года жизни

Цель: Ознакомление с особенностями развития и воспитания детей 3-го года жизни.

Задачи:

Образовательные: Раскрыть  особенности развития и воспитания детей 3-го года жизни.

Выделить основные направления развития и воспитания детей 3-го года жизни.

Развивающие: развивать умение взаимодействовать в рабочей подгруппе,

развивать умение обосновывать свою точку зрения, убедительно и логично выстраивать свой ответ.

Воспитательные: Воспитывать умение работать в группе, рационально пользоваться полученными знаниями.

Оборудование: мини-лекции, сигнальные карточки «светофор», жетоны 5 цветов, листы оценивания.

Ход урока:

Организационный этап.

Пароль : При входе в аудиторию каждый из студентов берет жетон любого цвета при этом называет одно из понятий встречающих в педагогике.  (развитие, воспитание, наука, педагогический процесс, педагогический эксперимент и. д ) и проходят за столы.

 Приветствие-новость». Участники произносят слова приветствия группе и делятся какой-либо новостью. Например, «Привет всем! У меня есть отличная новость! Я встретила своего хорошего друга!», «Всем привет! Я сегодня завершила важное дело!», «Привет всем! Я с удовольствием поделюсь с вами отличной новостью! У меня сегодня кошка родила котят!» и т.д.

- Сегодня, у меня для вас тоже есть еще одна новость. У нас открывается детективное агентство. Предлагаю вам пройти за столы так, чтобы за одним столом находились все 5 цветов. (оранжевый, розовый, голубой, зеленый и желтый).

- Чтобы начать работу детективного агентства, давайте вспомним, что мы знаем об особенностях раннего возраста. Но сначала я предлагаю вам выбрать главного детектива в вашем агентстве, который будет фиксировать вашу работу в оценочных листах в первой колонке. В остальных колонках фиксируете работу в течение урока по критериям указанным в них.

(Включаю презентацию и объясняю главным агентам как работать с оценочными листами.)

Лист оценивания.

Имя

«светофор»

зеленый +

красный -

ответил по своей инициативе, ответ правильный

ответил по просьбе учителя, ответ правильный

 ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

           
           
           
           
           

 

Всесторонняя проверка знаний

«Светофор». «Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса все студенты сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона - готов отвечать, красная- не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь - не хочешь - надо поднять карточку и сказать, знаешь ли ты этот вопрос. Учитель объясняет ученикам, что, подняв красную карточку и заявив о незнании, ученик отказывается от ответа. Показал зеленую - будь добр, отвечай.

  1. В каком возрасте социальная ситуация развития представлена следующей схемой: "ребенок-предмет-взрослый (ранний возраст).
  2. В активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов слов, то к двум годам число их увеличивается до 200—300 слов.
  3. Важнейшим условием, обеспечивающим рациональную организацию жизни детей раннего возраста, является режим дня.
  4. К 2,5-3 месяцам возникает «комплекс оживления»: в его состав входит несколько видов реакций: а) эмоциональные (улыбка), б) голосовые (агуканье), в) двигательные (движения рук и ног).
  5. Организации какой деятельности надо уделить внимание в первые годы жизни ребенка: а) Предметной деятельности б) эмоциональному общению.
  6. Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями:
  7. начинают ходить, 2. говорить, 3. действовать с предметами.
  1. Основной особенностью раннего детства является: Взаимозависимость состояния здоровья, физического и психического развития. (повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям неустойчивостью эмоционального состояния, роль взрослого в развитии).
  2. Особенности периода от 6 до 10 месяцев – 1 Ползание, 2. понимание речи взрослых.
  3. Особенность периода от 3-х месяцев до 5-6 месяцев. а) Хватательный рефлекс, б)различение близких, в) различение интонации речи.
  4. К концу второго года речь начинает выполнять свою основную функцию общения с окружающими.

Изучение новой темы

Тему нашего расследования вы узнаете разгадав зашифрованное  письмо. На каждом столе лежит 1 зашифрованное слово, шифр на экране. После этого все слова необходимо собрать в единую тему.

Зашифрованное письмо. Тема урока.......

-Итак, тема нашего расследования «Развитие, воспитание детей 3 года жизни».

Что вы знаете об этом возрасте? (ответы) Третий год жизни считается переходным этапом в развитии ребенка - к концу года малыш становится младшим дошкольником. Развивается активной деятельности малыша, В процессе общения, в ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) т.е происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы. Значительно совершенствуется память. Интенсивно нарастает активный словарь, Малыш становится более самостоятельным, движения - более координированными.

Что необходимо еще узнать? Итак, задачи на сегодняшний урок:

  • Раскрыть особенности развития и воспитания детей 3-го года жизни.
  • Выделить основные направления развития и воспитания детей 3-го года жизни.
  • развивать умение взаимодействовать в рабочей подгруппе
  • продолжать развивать умение обосновывать свою точку зрения, убедительно и логично выстраивать свой ответ.

Беседа о возрастных особенностях 3-го года жизни.

- К какому возрасту относиться 3 г. ж.?

- Какие основные направления в развитии ребенка на этом периоде вы можете выделить? (с опорой на достижения 2-г.ж)

 Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят. появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности. Появляются элементы совместной деятельности.

  • Развитие движений
  • Развитие речи
  • Общение
  • Развитие деятельность и кризис
  • Развитие игровой деятельности

Работа с мини-лекцией  «Диктант для «шпиона».  Группа поделена на 5 команд. Текст диктанта тоже делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляются к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его, запоминает, возвращается к команде и рассказывает им свою часть.

- Чтобы определить направление расследования вашей агентства соберите постройку из кубиков. Вам необходимо найти всю информацию по вашей теме в записках расположенных в кабинете в соответствии с вашим цветом и ключевому слову, изучить ее и поделиться этой информацией с вашей группой. После этого вы обобщаете всю полученную информацию и составляете схему, кластер, чтобы поделиться с ней с другими агентствами, которые фиксируют ее у себя. После изучения своего отрывка вы его закрываете жетоном, чтобы другие агенты знали, что данная информация закрыта.   

Группы изучают мини-лекции. Каждый студент знакомит свою группу с изученным материалом и в совместной деятельности составляют опорную схему и представляют ее другим подгруппам.

Представление новых сведений. Представители каждой группы презентуют новую информацию всей группе. Остальные фиксируют ее у себя в тетрадях.

Вот мы узнали об особенностях 3 г.ж. А какие средства и методы необходимо использовать в работе с детьми для полноценного развития? (ответы)

Разработано множество игр и упражнений для развития детей этого возраста. Я предлагаю вам продолжить наше расследование и изучить информацию в конвертах. В них находятся игры и упражнения,  с которыми вы должны ознакомиться и проиграть с группой. (Конверты с играми)

Знакомятся и презентуют игры:

Игры на развитие

Движений

Речь

Общение

Деятельность

Рефлексия

«Верю- не верю» - «Светофор» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет. Если вы согласны с утверждением показываете « зеленый» цвет светофора, если не согласны, то «красный».

 «Верите ли вы, что…» на закрепление нового материала

непр 1. Этот период развития ребенка наиболее благоприятен для формирования навыков вырезания из бумаги (самообслуживания), которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью – учебной (предметной).

непр 2. На третьем году жизни внимание малыша еще неустойчиво, но сосредоточение на деятельности, которая для него интересна, более длительно. Ребенок может заниматься ею уже 30-35 (12-15) минут, не переключаясь на что-то другое.

  1. Значительно совершенствуется память. Малыш помнит не только то, что было в недавнем прошлом (несколько часов назад), но и (к концу третьего года) может рассказать, например, о том, что "ходил с папой и мамой в зоосад", или "вчера приходили гости", или "мама купила игрушечную машинку" и т.п.

непр 4.  на 3-ем году жизни ребенка по-прежнему большое значение имеют познавательное развитие малыша в процессе ознакомления с окружающим, расширение сенсорного опыта, интенсивное формирование  словесно-логического (наглядно-действенного (2-2,5 года) и элементарного (начального) наглядно-образного (2,5-3 года)) мышления в ведущих видах деятельности

непр 5.  кризис 3 лет характерен тем, что:

 ребёнок дисциплинированный, ласковый, общительный (упрямится, агрессивным, бывает замкнутым). Какие признаки кризиса 3 лет вы можете указать..... ребёнок становится строптивым, своевольным, все делает наоборот.

 непр 6. Спрыгивание и прыжок в длину с места даются ребенку труднее (легче), чем прыжки в высоту.
7. Бег детей 2—3 лет похож на ускоренную ходьбу. Для 2,5—3-летнего ребенка бег более привычное движение, чем ходьба, дети охотнее бегают, чем ходят. В беге у ребенка наблюдается большая, чем при ходьбе, согласованность движений.

непр 8. Ребенок становится в новую позицию по отношению ко взрослому, что приводит к появлению новой формы общения —  эмоционально-личностной (ситуативно-деловой).

  1. Для ребенка общение со взрослым не выступает (выступает) определяющим фактором психического развития: Как влияет общение со взорслым.?

1) Взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) Передает информацию; 3) Развивает речь и все познавательные процессы; 4) Способствует усвоению различных видов деятельности; 5) Формирует отношение к другим людям.

непр 10. Общение ребенка со взрослым определяются тремя видами контактов: деловые, коммуникативные, умственные (познавательные и личностные)

11 Эмоционально-практическое общение со сверстниками основано на подражании, совместной деятельности, ярких эмоциях. Основные средства общения на этом этапе — экспрессивные движения. В сверстнике дети этого возраста обычно видят самих себя, а его индивидуальных особенностей не замечают.

непр 12. На втором и третьем годах жизни дети отражают действия с игрушками, предметами в соответствии с их назначением, передают знакомые им ситуации (кормление, лечение, прогулку, поездки на  транспорте, катание в машине кукол, животных, занятия в ДОУ и др) Это особенность сюжетно-ролевой игры? ( Сюжетно-отобразительная).

  1. К 3 годам ребёнок осознаёт условность в игре, обозначая её словами «как будто», «понарошку».
  2. В игре часть игрушек заменяется предметами-заменителями, предметы окружающего мира также несут особый смысл (подушка – кровать; упаковка от телевизора - машина  и т.д.), действие направлено на выполнение понятной условной цели (накормить куклу, уложить спать, построить кроватку для мишки и др.).

непр 15.  Значительное место в игровой деятельности детей раннего возраста занимают  пальчиковые игры (сюжетные игры со строительным материалом.)

  1. Словарный запас к концу 3-го года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 10 (3-4 раза). Но все же в словарном запасе малыша преобладают прилаг. (существительные) (60%), затем глаголы (25%) и меньше всего (10%) существ. (прилагательные).

непр

  1. На третьем году жизни ребенок способен воспринимать сложные (простые_ по содержанию и большие (небольшие) по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному.  
  2. Главным средством развития речи ребенка 2—3 лет является чтение книг (общение его со взрослыми и речь взрослых.)

Д\З:  Подбор дидактических игр для детей 3-го года жизни по ведущим линим развития (речь, движения, предметная деятельность, общение, игры на развитие)

Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
Преподаватель РСГК
Дата публикации: 18.02.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кравченко Ж. Т. Развитие и воспитание детей 3 года жизни // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/67835-razvitie-i-vospitanie-detej-3-goda-zhizni (дата обращения: 23.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию