Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Изучение родного края как фактор социокультурного развития обучающихся начальной школы

Содержит презентацию

Сегодня огромное внимание уделяется воспитанию гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край: его традиции, памятники природы, истории и культуры. Поэтому в нашей области в 2014 году был запущен проект «Социокультурное развитие подрастающего поколения через изучение родного края» («Белгородоведение»), а с 1 сентября 2015 года во всех образовательных организациях Валуйского района начал внедряться интегрированный курс «Белгородоведение» в качестве дополнительного сопровождения урочной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования.

Однако это вовсе не означает, что работа по социокультурному развитию детей через изучение родного края учителями нашей школы начала осуществляться только в 2015 году и лишь посредством курса «Белгородоведение».

Уже на протяжении многих лет мы тесно сотрудничаем с Казинской модельной сельской библиотекой. Организуемые совместные мероприятия знакомят обучающихся с творчеством местных поэтов и писателей, историческим прошлым нашего села, района, области, природным своеобразием нашего края. Такие мероприятия способствуют духовно-нравственному и гражданско-патриотическому развитию школьников, формированию таких ценностей, как справедливость, честь, достоинство, милосердие, стремление к здоровому образу жизни, сохранение достижений прошлого для создания достойного будущего.

Внеурочная деятельность школьников также открывает большие возможности для социокультурного развития детей. С 2014 года в моем классе ведется апробация авторских программ «Школа нравственности» и «Познаем мир вместе».

«Школа нравственности» - это программа духовно-нравственной направленности, которая предполагает формирование нравственных качеств учащихся, в том числе и через приобретение краеведческих знаний. В ходе реализации программы обучающиеся знакомятся с символикой и достопримечательностями  Белгородской области и Валуйского района, биографией выдающихся личностей нашего края, творчеством Белгородских, Валуйских и Казинских писателей, поэтов и художников.

«Познаем мир вместе» - программа  общеинтеллектуального направления, предполагающая формирование и развитие у учащихся исследовательских навыков. При выборе тем исследований и в ходе их проведения я стараюсь направлять детей в сторону изучения краеведческих аспектов проблемы исследования.

К примеру, при изучении темы «Где и когда появились краски», мы посетили иконописную мастерскую иеросхимонаха Феодора в с. Сухарево, который продемонстрировал детям процесс изготовления яичной темперы из природных минералов. Учащимся, интересующимся водными ресурсами, разнообразием почв и растительного мира, предлагаю остановиться на родниках, почвах или растениях конкретно нашего села или района.

Так, 2010 году с учащимся 5 класса было проведено исследование «Источники села Казинка: какая вода самая вкусная и полезная»;

в прошедшем учебном году учащимися 2 класса было проведено исследование «Какие почвы преобладают на территории села Казинка», а в текущем году обучающиеся 3 класса работают над темой «Лекарственные растения Валуйского района». Также с ученицей 5 класса мы работаем над исследовательским проектом по теме «Мое село в произведениях искусства».

Творческая деятельность школьников, являющаяся мощным средством воспитания,  также может быть тесно связана с родным краем. Создание поэтических произведений, рисунков, атласов-путеводителей по родному краю благоприятно влияет на социокультурную адаптацию школьников.

В своей работе практикую создание видеороликов и видеофильмов о родном крае, его достопримечательностях и выдающихся людях. В создании таких роликов непосредственное участие принимают учащиеся начальной школы, что способствует формированию системы их мировоззренческих взглядов.

Таким образом, в результате внедрения и реализации интегрированного курса «Белгородоведение», а также систематического применения других форм и методов работы по социокультурному развитию посредством изучения родного края у наших детей формируется устойчивое позитивное отношение к правовым, гражданским, национальным и духовно-нравственным ценностям.

Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
учитель начальных классов МОУ "Казинская СОШ" Валуйского района Белгородской области
Дата публикации: 24.06.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Волкова Е. Н. Изучение родного края как фактор социокультурного развития обучающихся начальной школы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/72846-izuchenie-rodnogo-kraya-kak-faktor-sotsiokulturnogo-razvitiya-obuchayushchikhsya-nachalnoj-shkoly (дата обращения: 23.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию