конспект урока Изучение родного края как фактор социокультурного развития обучающихся начальной школы
Сегодня огромное внимание уделяется воспитанию гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край: его традиции, памятники природы, истории и культуры. Поэтому в нашей области в 2014 году был запущен проект «Социокультурное развитие подрастающего поколения через изучение родного края» («Белгородоведение»), а с 1 сентября 2015 года во всех образовательных организациях Валуйского района начал внедряться интегрированный курс «Белгородоведение» в качестве дополнительного сопровождения урочной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования.
Однако это вовсе не означает, что работа по социокультурному развитию детей через изучение родного края учителями нашей школы начала осуществляться только в 2015 году и лишь посредством курса «Белгородоведение».
Уже на протяжении многих лет мы тесно сотрудничаем с Казинской модельной сельской библиотекой. Организуемые совместные мероприятия знакомят обучающихся с творчеством местных поэтов и писателей, историческим прошлым нашего села, района, области, природным своеобразием нашего края. Такие мероприятия способствуют духовно-нравственному и гражданско-патриотическому развитию школьников, формированию таких ценностей, как справедливость, честь, достоинство, милосердие, стремление к здоровому образу жизни, сохранение достижений прошлого для создания достойного будущего.
Внеурочная деятельность школьников также открывает большие возможности для социокультурного развития детей. С 2014 года в моем классе ведется апробация авторских программ «Школа нравственности» и «Познаем мир вместе».
«Школа нравственности» - это программа духовно-нравственной направленности, которая предполагает формирование нравственных качеств учащихся, в том числе и через приобретение краеведческих знаний. В ходе реализации программы обучающиеся знакомятся с символикой и достопримечательностями Белгородской области и Валуйского района, биографией выдающихся личностей нашего края, творчеством Белгородских, Валуйских и Казинских писателей, поэтов и художников.
«Познаем мир вместе» - программа общеинтеллектуального направления, предполагающая формирование и развитие у учащихся исследовательских навыков. При выборе тем исследований и в ходе их проведения я стараюсь направлять детей в сторону изучения краеведческих аспектов проблемы исследования.
К примеру, при изучении темы «Где и когда появились краски», мы посетили иконописную мастерскую иеросхимонаха Феодора в с. Сухарево, который продемонстрировал детям процесс изготовления яичной темперы из природных минералов. Учащимся, интересующимся водными ресурсами, разнообразием почв и растительного мира, предлагаю остановиться на родниках, почвах или растениях конкретно нашего села или района.
Так, 2010 году с учащимся 5 класса было проведено исследование «Источники села Казинка: какая вода самая вкусная и полезная»;
в прошедшем учебном году учащимися 2 класса было проведено исследование «Какие почвы преобладают на территории села Казинка», а в текущем году обучающиеся 3 класса работают над темой «Лекарственные растения Валуйского района». Также с ученицей 5 класса мы работаем над исследовательским проектом по теме «Мое село в произведениях искусства».
Творческая деятельность школьников, являющаяся мощным средством воспитания, также может быть тесно связана с родным краем. Создание поэтических произведений, рисунков, атласов-путеводителей по родному краю благоприятно влияет на социокультурную адаптацию школьников.
В своей работе практикую создание видеороликов и видеофильмов о родном крае, его достопримечательностях и выдающихся людях. В создании таких роликов непосредственное участие принимают учащиеся начальной школы, что способствует формированию системы их мировоззренческих взглядов.
Таким образом, в результате внедрения и реализации интегрированного курса «Белгородоведение», а также систематического применения других форм и методов работы по социокультурному развитию посредством изучения родного края у наших детей формируется устойчивое позитивное отношение к правовым, гражданским, национальным и духовно-нравственным ценностям.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Волкова Е. Н. Изучение родного края как фактор социокультурного развития обучающихся начальной школы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/72846-izuchenie-rodnogo-kraya-kak-faktor-sotsiokulturnogo-razvitiya-obuchayushchikhsya-nachalnoj-shkoly (дата обращения: 23.12.2024)- Весеннее настроение - коллективная работа в технике квиллинг
- көңілді мәре
- Первая медицинская доврачебная помощь при ДТП
- Құстардың қысқы тіршілігі
- Современные проблемы развития дополнительного образования детей
- ТИМБИЛДИНГ – ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЁННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
- Требования к оформлению доклада на педсовет
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3485 пользователей.
Отзывы